- Необычайная популярность представлений моралитэ в Англии XIV - XV веков.
- Появление в моралитэ светских персонажей (Ум, Наука, Природа, Гражданский порядок, Община, Узурпация и т.д.).
- Появление интерлюдии — “игры между” любыми действующими лицами, как пьесы чисто светского характера.
- Увлечение английской знати “античным репертуаром” в начале XVI века.
- “Университетские умы” — лучшие актеры и драматурги английского возрожденческого театра.
- Начало творческого пути В. Шекспира — актерство, переписывание ролей, переделка пьес.
- Источники сюжетов в пьесах Шекспира: современная итальянская новелла, биографии греческих и римских деятелей, английские средневековые хроники.
- Лондонский театр “Глобус”, его устройство: гостиничный двор с галереями, двухэтажная сцена на столбах.
- Четкое условное функциональное разделение пространства сцены:
- просцениум — сцены на открытом воздухе, во дворцах или залах;
- пространство п еред столбами, поддерживающими второй этаж — сцены внутри домов;
- пространство между столбами — ночные или интимные сцены;
- второй этаж — сцены в спальнях.
- Крайняя условность декораций и тщательность дорогих костюмов.
Задания:
- Подумайте, а было ли в России что-то похожее на моралитэ?
- В каком веке в русском театре могли возникнуть такие персонажи, как “Гражданский порядок” или “Узурпация”?
- Известно, что во времена Шекспира в одном Лондоне было около двухсот театров и театриков, в то время как в Париже — только один. С чем может быть связано такое сильное различие?
- В первой половине XVI века при дворе Генриха VIII любили разыгрывать “античный” репертуар, либо пьесы на сюжеты “Артуровского цикла”. Что общего между этими двумя направлениями?
- Подумайте, откуда может брать свое начало такой стиль театрального исполнения, при котором игра и декорации предельно условны, а костюмы необычайно дороги и тщательно выполнены?
- Как вы думаете, были ли английские хроники про Ричарда III “средневековыми” для Шекспира?
Тема урока: 20. 2. Музыка английского Возрождения (Г. Пёрселл) — 1 урок.
- Расцвет городской музыкальной жизни в Англии на рубеже XVI - XVII веков (музицирование на скрипках, гитарах, цитрах, организация городских клубов хорового пения).
- Народный музыкальный быт Англии:
- английская народная баллада как основной лирический музыкальный жанр (цикл баллад о Робин Гуде). Ее исполнение хором и с танцами;
- рождественские и лирические святочные песни (carols);
- народные полифонические песни (round), где один напев передавался от исполнителя к исполнителю по кругу;
- бытовые песни catches, где каждый голос хорового ансамбля должен был успеть вовремя вступить, часто с комическим эффектом;
- пентатоника как основа большинства старинных английских напевов.
- Вёрджинал (миниатюрная разновидность клавесина) — основной инструмент профессиональной музыки. У. Бёрд — видный композитор-вёрджиналист. Блестящая разработка регистров вёрджинала у У. Бёрда. Звукоподражание в его пьесах.
- Сочинения для театра — кульминация английского музыкального Возрождения:
- устойчивая традиция вставлять в драмы небольшие музыкальные номера (песни, баллады, танцы, шествия, фанфары);
- маска — развлекательное музыкальное представление при дворе аристократа. Мифологические или пасторальные сюжеты маски. Богатство костюмов, сложность декорации, обилие сценических эффектов;
- музыкальный театр Г. Пёрсела. Опера “Дидона и Эней” — первая английская национальная опера. Трагический сюжет.
- умелое сочетание мрачной фантастики с юмором, гротеском и лирикой. Обилие хоров в опере.
Задания:
- Попробуйте представить русскую историческую песню про Стеньку Разина, исполняемую с танцами. Получилось? А почему в Англии про английского исторического героя такое исполнение было традиционным?
- Рождество и святки — праздники календарно очень близкие друг другу. Должны ли, по-вашему, различаться тексты рождественских и святочных песен? А музыка?
- Попробуйте сравнить английский round и русский хоровод. Если вы встанете в центр круга, то будет ли ваше восприятие того и другого одинаково?
- Что, по-вашему, общего у вёрджинала с современным синтезатором? В чем преимущества и недостатки того и другого?
- Как вы думаете, почему именно в Англии эпохи Возрождения жанр “маски” достигает наивысшего расцвета?
- Чем так близка известная комедия В. Шекспира “Сон в летнюю ночь” сердцу английского музыканта, что к ней обращаются на протяжении всей истории английской музыки от Г. Пёрселла до Б. Бриттена?
21. Русская культура в XVI - XVII веках.