- Превращение Руси в могущественное централизованное государство со столицей в Москве.
- Государственное строительство больших пятиглавых храмов как демонстрация могущества.
- Строительство на посадские средства небольших одноглавых храмов (без внутренних столбов).
- Строительство каменных храмов на месте бывших деревянных, и перенесение в них форм, свойственных деревянному зодчеству (формирование объемов из четвериков и восьмериков, обнесение храма галереями-гульбищами, шатровое покрытие). Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой.
- Перенесение в храмовую архитектуру приемов крепостного строительства и возникновение столпных храмов. Церковь Иоанна предтечи в селе Дьякове под Москвой.
- Сочетание шатровой и столпной конструкции в композиции Покровского собора (Москва, Красная площадь). Отражение в постройке идеи Небесного Иерусалима (или легендарного Китежа).
- Черты резного деревянного строительства в гражданской каменной архитектуре (Теремной дворец Московского Кремля):
- использование первых этажей для подклета;
- характерный теремок в качестве верхнего этажа;
- прямоугольные, одного размера, внутренние помещения, расположенные по одной прямой (анфилада);
- наличники и крыльца, покрытые обильной резьбой.
- Обилие декоративных резных каменных украшений в храмах, выстроенных в стиле “русского узорочья” (церковь Троицы в Никитниках, церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве).
- Привнесение черт западноевропейской архитектуры в культовое строительство во второй половине XVII века (“голицынское барокко”, “нарышкинское барокко”):
- обилие скульптурного декора,
- украшение храмов статуями,
- использование элементов ордеров,
- ярусная композиция храмов.
Задания:
- Централизация государства оказала сильное влияние на формы архитектуры. А какое влияние она оказала на живописные формы? Изменилось ли что-нибудь в живописи с возникновением централизованной Московской Руси?
- Подумайте, что из русского деревянного строительства не могло быть перенесено в каменное зодчество?
- Сравните крепостные башни и столпные храмы. Разве храм и крепость чем-то похожи, что допускают одни и те же архитектурные формы? Если похожи, то чем (по смыслу, по назначению)?
- Небесный Иерусалим пребывает на небесах. Легендарный русский город Китеж ушел под воду. Какую разницу можно увидеть в этих образах, порожденных различными культурами? Чем, судя по этим образам, отличаются эти культуры друг от друга? Что в них общего? К какому образу, по-вашему, ближе реальный Покровский собор?
- Вспомните, что конкретно перешло в русскую архитектуру из западноевропейского барокко? Почему из множества черт архитектуры западноевропейского барокко в русское искусство перешли именно эти черты?
Список литературы
для учителя МХК
по культуре Возрождения
1. Бартенев И.А. Зодчие итальянского Ренессанса. М., 1936.
2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983 гл. 9, 13.
3. Бех Н.И. и др. Мир художественного литья: История технологии. М., 1997.
4. Боттичелли. Сборник, сост. О. Сугробова. М., 1993.
5. Вибер Ж. Живопись и ее средства. М., 2000.
6. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.
7. Гартман К.О. Стили. Часть 2, глава “Стиль Ренессанса”. М., 2000.
8. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства. М., 1994.
9. Голубкина А.С. Несколько слов о ремесле скульптора. М., 1960.
10. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. Гл.3. М., 1984.
11. Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция. М., 1991.
12. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. М., 1996.
13. Джевилегов А.К. Творцы итальянского Возрождения: В 2 кн. М., 1998.
14. Ильина Т.В. История искусств: западноевропейское искусство. М., 1983, раздел “Искусство Возрождения”.
15. Киплик Д.И. Техника живописи. М., 1998.
16. Киреева Е.В. История костюма. М., 1976, гл. 3.
17. Леонардо до Винчи. Избранные произведения в 2-х томах. М.-Л., 1935, 1995.
18. Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего Средневековья и эпохи Возрождения. М., 1991.
19. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. М., 1986. Раздел “Эпоха Возрождения”.
20. Материалы и техники рисунка. Под. ред. В.А. Королева. М., 1984.
21. Муратов П.П. Образы Италии. Любое издание.
22. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М., 1994.
23. Поплавский В.С. Архитектурно-строительный словарь. М., 1993.
24. Прилуцкая Т.И. Живопись итальянского Возрождения. М., 1995.
25. Пэрриш К., Оул. Дж. Образцы музыкальных форм от григоианского хорала до Баха. Л., 1975.
26. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М., 1994.
27. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М., 1986.
28. Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия. Составители Н.Н. Ростовцев и др. М., 1989.
29. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. М., 1969, вып. 1, гл. 3.
30. Санти Бруно. Леонардо да Винчи. М., “Слово”, 1998.
31. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 9-10.
32. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М., 1997, кн. 1, статьи 9-10.