Культура Возрождения
Возрождение (франц. Ренессанс; итал. Риначименто) - гуманистическое движение в истории европейской культуры в период конеца средневековья и начала современности. Ренессанс возник в Италии в XIV в., распространился в западных странах (Северное Возрождение) и достиг наибольшего расцвета в середине XVI в. Конец XVI - начало XVII в. упадок - маньеризм.
Антропоцентризм - главная идея мировоззрения эпохи Возрождения. Рождение нового мировоззрения связано с писателем Франческо Петрарки. Схоластике, основанной на формально-терминологическом методе, он противопоставляет научное знание; счастью в «Граде Божьем» - земное человеческое счастье; духовной любви к Богу - возвышенную любовь к земной женщине.
Духовенство утрачивает свой авторитет и позиции в обществе. Это привело к отпадению ряда европейских стран от католицизма и появлению различных форм протестантизма.
Эпоха Возрождения породила гениев и титанов: Италия - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, политического деятеля Макиавелли, философов Альберти, Бруни, Вала, Фичино, Николая Кузанского, зодчих Брунеллески и Браманте; Франция - Рабле и Монтеня; Англия - Мора, Бэкона, Сиднея, Шекспира; Испания - Сервантеса; Польша - Коперника; Германия - Беме, Мюнцера, Кеплера. В произведениях этих авторов присутствует мысль о том, что гармоничность сотворенного мира проявляется везде: в действиях стихий, ходе времени, положении звезд, природе растений, животных.
Шедевры эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная вечеря»; Рафаэль «Сикстинская мадонна» и «Спящая Венера» (Дрезден), «Мадонна Конестабиле» и «Юдифь» (Эрмитаж); Тициан «Даная» (Эрмитаж).
Основные центры искусства Возрождения в Италии - Флоренция, Венеция, Рим. Эпоха Возрождения характеризуется универсализмом мастеров, широким обменом знаниями (нидерландцы заимствуют некоторые колористические особенности итальянцев, а те, в свою очередь, заимствуют от них работу масляными красками на холстах).
Главная черта искусства и культуры Ренессанса - утверждение красоты и таланта человека, торжество мысли и высоких чувств, созидательной активности. В изобразительном искусстве развиваются стили барокко и классицизм, в живописи академизм и караваджизм. Появляются новые жанры - пейзаж, натюрморт, картины быта, охот и праздников.
Архитектура Ренессанса основана на возрождении классической, главным образом римской архитектуры. Основные требования - сбалансированность и ясность пропорций, использование ордерной системы, чуткое отношение к строительному материалу, его фактуре, красоте.
Таким образом, культура эпохи Возрождения отражает синтез черт античности и средневекового христианства, мировоззренческой основой секуляризации культуры выступает гуманизм.
Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал. Эпоха с одной стороны дала миру образцы художественного гения, науки и философии, а с другой выразилась в широком социокультурном кризисе, связанном с разрушением средневековой идеологии и социума. Эпоха Возрождения сформировала новый идеал человека, самодостаточного в своей деятельности и не зависящего от коллективных образований (города, род, сословие).
Культура Европейского средневековья
Начало эпохи связано с падением Римской империи в конце V в. Наиболее характерные черты средневековая культура обретает к X в. Средневековье складывается вместе с возникновением христианства. С победой христианства связана полная переориентация всех духовных устремлений культурного мира, утверждение новых мировоззренческих парадигм. Для христианина древнегреческие мыслители Платон и Аристотель не могли оставаться высшими авторитетами. Высшей инстанцией стало Священное Писание, которое всякий христианин должен был считать и считал единственным источником истины.
Отличие культуры Средних веков от античной культуры: сомнение вместо идеальной гармонии; приоритет сверхчувственного вместо реального; понимание красоты физической как отражение красоты духовной вместо (калокагатии) - «в здоровом теле - здоровый дух».
Культура Рима усваивалась во время его завоевания «варварами», взаимодействовала с традиционной языческой родоплеменной культурой народов Северо - Западной Европы. Взаимодействие этих начал дало импульс становлению собственно западноевропейской культуры. Она формировалась как целостность:
- на базе феодальной формы собственности, основанной на личной и поземельной зависимости крестьян от вассалов-землевладельцев, присваивающих себе их труд (или продукты труда) в самых разных
формах (натурой, рентой, на договоре и т.п.);
- в условиях сословно-иерархической структуры общества, пронизанной сверху донизу сословной замкнутости и отношениях вассального служения сюзерену;
- в процессе постоянных войн, голода и эпидемий;
- в обстановке синтеза традиций «погибшей» античной культуры, христианства и духовной культуры варварских племен;
- в условиях господства натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений.
Средневековая культура, в отличие от античной, начиналась не с возникновения городов, а на их развалинах. Города расцвели, в ситуации расцвета монастыря и замка. Город вторичен, он отвоевывал свое право на существование у монастыря и, прежде всего - у замка.
История Средневековья это борьба:
· городов с феодальными синьорами;
· за самоуправление или независимость;
· за судебный иммунитет и освобождение от податей;
· за признание горожанина свободным человеком.
Античный город образовывали земледельцы, средневековой город ремесленники и торговцы. Средневековой город противопоставлен деревне. Облик города: скученный, узкие, кривые улочки, крошечные площади. Как и средневековый замок, город устремлялся ввысь. Дома многоэтажные. Над ними возвышались ратушная башня и башни соборов. Отсутствие общей планировки. Исключение составляли городской замок, ратуша и соборы.
Основные компоненты средневековой культуры: культура религиозно-церковная, культура светская (феодальная) и культура народная.
A. Религиозно-церковная культура наиболее развитая и доминирующая. В ней нашло отражение христианское миросозерцание средневекового общества. Мир представлялся иерархически выстроенным по вертикали и полным контрастных противоположностей: земного и небесного, священного и мирского, духовного и телесного, добра и зла и т.д. Верх, небеса, господство света представлялись царством Божественного, святого, духовного, совершенного. Бог - первоначало, «несущее свет», «духовное Солнце». Низ, земля, плоть - царство низменного, греховного, материального. В этом одна из причин устремленности вверх куполов православных церквей и шпилей готических соборов.
Природа человека мыслилась двойственной, духовно-телесной. Он должен был заботиться о своей бессмертной душе, отданной Богу, а телом, плотью пренебрегать, сводя к минимуму телесные потребности с помощью поста и молитвы. Идеальным типом человека, «героем» средневековой христианской культуры был аскет, отшельник, оставивший мирскую жизнь и посвятивший себя посту и молитве.
Религиозная культура средневековья особо проявилась в памятниках архитектуры - церкви и соборы романского и готического стилей.
Соборы строились по определенным сакральным канонам, имели в плане форму латинского креста, образуемую тремя или пятью продольными нефами и одним поперечным нефом (трансептом). Крест в христианской традиции связан с образом мирового древа, достигающего небес, а также становится символом распятия, воплощая идею святоносности и мученичества Христа, утверждая победу над смертью. Трехнефное строение храма - воплощение идеи троичности Бога, пространство алтаря - надгробный памятник Христу, купол и своды - символ неба и т.д.
Б. Культура светская, феодальная, рыцарская определяла уклад средневекового общества, его политику, своеобразный нравственный кодекс поведения. Идеи товарищества, верности данному слову, вежливости и предупредительности по отношению к другому человеку, особенно к женщине, остаются значимыми и в современной культуре. Большую роль играли ритуалы, как церковные, так и светские. К последним можно отнести посвящение в рыцари, клятву верности, турниры, ритуал служения Прекрасной Даме и др. Круг интересов феодально-рыцарского сословия воплотился в поэзии трубадуров, труверов и миннезингеров.
В. Культура народная. Одним из первооткрывателей народной средневековой культуры считается русский философ М.М. Бахтин, который развил концепцию народной культуры как культуры смеховой, карнавальной. Народная культура - антипод религиозно-церковной, официальной. Идее духовного спасения и бессмертия народная культура противопоставляет идею бессмертия телесного. Двойственную природу имеет и карнавальный смех, который не только отрицает, уничтожает то, что подвергается осмеянию, но и утверждает что-то положительное, новое. Карнавальный смех демократичен, он уничтожает сословные и имущественные различия между людьми, делает всех равными.
Этапы развития средневековой культуры:
1. Культура варварских государств (V-IX вв.).
2. Культура времени господства романского стиля (X-XII вв.)
3. Культура готики (XIII-XVI вв.).
Особенность культуры варварских государств - слияние культуры новых племен, их представлений с «дряхлой культурой» римской античности. Это проявляется в расцвете ювелирных искусств, изобилии драгоценных камней, любви к яркости и броскости.
Особенность романского стиля - господство церкви; создание монастырей - очагов культуры; строительство крепостей. Появление романского стиля это рождение как системы самой средневековой культуры, а также и рождение самой Европы как некоего целого.
Особенность готики - развитие городов; появление новой социальной силы - горожан; утверждение придворной, светской, рыцарской культуры, лирики, культа «прекрасной дамы».
Суть трех этапов - «из камней феодализма и обломков римского права складывается огромная, универсальная цивилизация Средних веков» (Г. Честертон).
Название «романский» происходит от слова «Рома» (от лат. Roma - Рим) и указывает на его связь с античной, древнеримской культурой. Романский стиль развивается прежде всего во Франции (XI в.).
Романский стиль - крепко стоящие на земле сооружения. Геометрия храма простая и ясная, величие и гармония, рельефы и росписи напоминают идею греховности всего земного и Страшного суда.
В средневековой культуре определяющая роль принадлежит религиозно-философским учениям: (Августин 354 - 430 - путь к спасению души и истине - путь к порядку и числу, к понятию красоты. Свою теорию Блаженный Августин изложил в 30 книгах под названием «Исповеди», написанных в виде молитв и рассказывающих о его жизни и мыслях).
Идеи Августина нашли выражение, как в романском, так и в готическом стилях.
Последователи Августина, схоласты (от греч. scholasticos - школьный) стремились систематизировать христианское учение и соответственно влияли на усиление строгих правил канона в искусстве. Существовавшая у схоластов иерархия в их сочинениях - часть, подчасть, глава, член, вопрос, раздел, пункт - соответствует строгой иерархии в построении мироздания: Бог, ангелы, святые, люди, животные, растения, камни. На основе этих понятий строился декор в церквях.
Основной вид искусства романского времени - архитектура, существовавшая в виде: замков (крепость) и соборов (монастырский ансамбль).
Состав замка:
u верхний этаж - сеньер (жилище владельца);
u нижний этаж (склады, конюшни, загоны для скота);
u подземелье (колодец и тюрьма).
Монастырские ансамбли - аббатства: храм, помещение для аббата, кельи для монахов, двор, сад, служебные постройки. Отличительные черты архитектуры: простота форм, преобладание массы над пространством. Мощные стены объединяют внутреннее пространство - место молений, отрешенности от всего земного - от внешнего мира. Размеры храмов внушительны, они монументальны, торжественны.
Романский стиль не сумел преодолеть противоречие материального и духовного. Эту задачу разрешила готика.
Готический стиль - объединение архитектуры, скульптуры и живописи. Цветные витражи и одухотворенная скульптура, изысканные формы арок, удлиненных сверху. Готический собор более грандиозен, чем романский, но и более демократичен: в нем нет четкого разделения пространства, имеющееся в романских постройках. Появились большие окна с витражами, множество скульптур и целых скульптурных композиций. Они украсили все элементы здания внутри и особенно снаружи, на фасадах (соборы Парижской Богоматери, Реймсский, Кельнский).
В готической архитектуре осуществляется поиск конструктивных решений (стрельчатая арка, нервюры - ребра свода, аркбутаны - полуарки, выносящие тяжесть свода главного нефа за стены собора, наружу и передающие ее на контрфорсы, находящиеся тоже снаружи, столбы - вся эта система конструкции образует каркас и дает возможность создать здание любой высоты и длины). Общей идее космичности служит все своеобразие готического декора.
XIII-XIV в.в. - время расцвета готического стиля, расцвета средневекового искусства, науки, развития университетов, культуры, литературы.
Не меньшую роль, чем в предшествующий период играют философские течения (Фома Аквинский ок. 1227-1274, учение «томизм» - стремление примирить разум и веру. Фома рассуждает о свойствах красоты: целостности, гармонии, лучезарности. С этим последним понятием связаны представления о яркости цвета, значении света и находит свое выражение в миниатюрах, в витражах).
Черты духовной культуры Средневековья:
1) доминирование христианской религии (новая мировоззренческая опора сознания);
2) традиционализм, ретроспективность (анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками теологически нормированного мировоззрения, каноничность);
3) символизм (текст, Библия, - повод для размышлений, толкований);
4) дидактизм (деятели средневековой культуры - проповедники, преподаватели богословия);
5) универсальность, энциклопедичность знания, достоинство мыслителя его эрудиция (создание компиляций, «сумм» - «Сумма теологии» Фомы Аквинского);
6) рефлексивность, психологическая самоуглубленность (роль исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевного спасения, «Исповедь» Августина);
7) историзм (идея неповторимости событий, их единичность, уникальность факта явления Христа как начала истории).
Особенности культуры Средневековья:
1. догматизм, авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость (патристика - учение отцов церкви, основное религиозное направление переходной эпохи).
2. противоречивость (с одной стороны, раздробленность бытия, каждый народ имеет свой уклад жизни и тяга к Всеединству - Град Божий на земле, с другой стороны страдальческое отречение от мира - аскетизм и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира - крестовые походы. Эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу.
3. двойственность (культура элиты с ее рациональной картиной мира и народная культура с бессознательными реакциями в мировидении). Двойственность также проявлялась и на уровне отдельного человека (носителями противоположных тенденций зачастую выступали одни и те же люди).
4. разделение мира на: мир Бога и мир человека.
5. рыцарская культура создает образ героя и осуществляет реабилитацию любви как возвышенного отношения к даме (культ «прекрасной дамы» сомкнулся с культом Мадонны - Богоматери).
6. появление новых форм и жанров литературы: роман, городская сатира, новелла, лирика Прованса.
7. появление национальных особенностей, связанных с формированием национальных государств.
Таким образом, Средневековье сыграло важную роль в культурном развитии Европы. В этот период начинают складываться европейские нации и национальные языки, общество приобретает развитую, многослойную социальную структуру: развиваются города, а вместе с ними ремесла, торговля, школы и университеты, искусство во всех основных его видах.
4. Культура Нового времени (16 - 20 вв)
Эпоха Просвещения (конец XVII-XVIII вв.) время великих социальных потрясений, с одной стороны, бурное развитие материальной культуры, появление машинного производства, с другой - обострение социальной несправедливости. Просвещение в своей основе демократично, главная задача приобщение к знаниям всего народа, каждого человека.
XVII век - источник современности, период Нового времени. Время осознания того, что идеал человека Ренессанса не только остался недостижимым, но и потерпел крушение. Оно приводит, с одной стороны, к усилению упорядоченного, размеренного образа жизни и мышления, с другой - к бунтарским настроениям в самых разных слоях населения.
Черты эпохи Просвещения, «Века разума»:
1. зарождение и становление буржуазных экономических отношений;
2. освобождение общественного сознания от религиозного давления;
3. распространение идеалов протестантизма;
4. развитие естествознания, рост интереса к научному и философскому знанию;
5. новое понимание человеческого бытия (изменилось отношение к Богу, обществу, государству, другим людям);
6. новое понимание человека (предмет внимания природа, изучаются ее законы, а также закономерности развития общества, государства);
7. исторический оптимизм (век утопий);
8. торжество Разума;
9. идеи равенства всех людей.
Просвещение рассматривало природу как высшую реальность, тождественность мира и природы; развенчало политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества; создало позитивную, обращенную к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, систему ценностей западной цивилизации. Человек XVII в. ощущает себя «гражданином мира» (великие географические открытия). Взаимодействие общества и государства принимает форму договора, идея единения под влиянием сильной власти монарха становится господствующей. Абсолютная монархия как форма государства может объединить разрозненные народы и земли.
Для мыслителей эпохи Просвещения характерен универсализм творческих и жизненных интересов («Энциклопедия искусств, наук и ремесел» в 28-ти томах; предлагала новые этические и эстетические нормы, общественно-политические идеалы и нравственные ценности; в издании участвовали все выдающиеся деятели Просвещения из Франции, Германии, Голландии, Англии и других стран; организатор издания Дидро).
Литературные школы:
классицизм - Вольтер (отразил приметы времени, сложность и противоречивость, обличал пороки государства, лицемерие официальной церкви, написал более 70 произведений);
романтизм - Руссо (отвергал формальные излишества, отстаивал простоту и естественность языка, обращение к жизненной правде, положительные герои всегда приносят в жертву моральным принципам себя и свою жизнь, человек велик чувствами, литература должна их отражать и воздействовать на личность);
реализм - Дидро (задача искусства - служить передовым идеям эпохи, принцип идейности).
Особенности живописи эпохи просвещения:
v светский характер искусства;
v повседневность, отражение реальной жизнью реальных людей;
v появление «пейзажей настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди);
v внимание к эскизу (личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженное в нем, вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение);
v приоритет рисунку и гравюре (устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником, чем картины);
v усиление роли цвета, многокрасочность, яркость (картина не только выражать и отражать нечто, но и украшает место, где она находится).
В эпоху Просвещения в Европе устраиваются первые публичные выставки - салоны (новый вид связи искусства и общества).
Театр оказался близким духу эпохи. Бурная общественная жизнь подсказывала ему интересные сюжеты, наполняя старые формы новым содержанием. Театр вошел в жизнь людей, поскольку выполнял задачи времени.
Музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых потаенных уголков человеческой души. Меняется отношение к музыке, которая еще в XVII в. была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки - опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений - оратория и месса (в церковной культуре) и концерт (в светской культуре). Вершиной музыкальной культуры эпохи Просвещения является творчество Баха и Моцарта. Разум, культ света, представление о человеке как о венце Вселенной в опере Моцарта «Волшебная флейта» сочетаются с основными идеями утопий XVIII в.
Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки. Как и в утопиях, в них конструировался мир, альтернативный существующему. Мир, который отвечал представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободе и самодостаточности человеческой личности. Как и природа в целом, сад или парк становился местом философских бесед и размышлений. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели - служить совершенной средой для совершенного человека. В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы. Сад - отражение просветительских представлений о счастье как «естественном состоянии» «естественного человека», основным условием которого было возвращение к природе.
Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных начала: классицизм и романтизм.
Классицизм включал в себя идею подчинения человека общественной системе. Классицизм XVIII в. в отличие от XVII включал элементы романтизма. Классицизм связывает упорядоченность мира с человечностью, с мудростью, которая должна привести людей к разумному пониманию, к веротерпимости, к высшей справедливости.
Романтизм подчеркивал индивидуальное и личностное начала. Романтизм (от франц. - роман) - представители художественного направления, с конца XVIII в. выдвигавшие требование эмоционального, свободного и, прежде всего, индивидуального отношения художника к жизни. Новым в искусстве XVIII в. было направление сентиментализма. Сентиментализм освещал внутренний, интимный мир человеческих чувств и мыслей, и не требовал особого стилистического оформления.
Таким образом, культурное наследие Нового времени отличается богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.