Языческий этап развития славянской культуры
Язычество прошло 3 этапа:
Вера в упырей и вурдалаков, поклонение злым и добрым духам, управляющим стихиями.
Поклонению Роду и роженице (переход к земледелию).
Складывание гос. культа Перуна, как покровителя князя и дружины.
Складывается пантеон славянских богов (вопрос спорный).
Сварог – верховный бог, «сварил», «сварганил», создал все живое.
Перун – бог грома и молнии, покровитель княжеской дружины.
Ярило, Хорс, Даждьбог – бог солнца, тепла, солнечного диска.
Стрибог – бог ветра.
Семаргл – бог огня.
Макошь – богиня земли.
Капища, требы – место проведения языческих культов.
Духовная культура - Солнечные боги славян
Поклонение идолам привело к появлению на Руси специальных мест для их почитания – святилищ (капищ). Арабский писатель-путешественник Ибн-Фацлану оставил нам описание такого святилища, принадлежавшего русским купцам. Святилища устраивались обычно на месте торга днепровских купцов с другими народами, Это был огороженный частоколом участок, в центре которого стоял высокий столб с высеченным на его конце человеческим лицом. Вокруг или позади высокого столба, изображавшего главного бога, стояли более мелкие изображения его «жены и дочек». До начала торга каждый купец приносилглавному долу жертву – хлеб, мясо, молоко, хмельной напиток – и просил послать богатого покупателя.
Древнерусское Язычество и его роль в развитии древнерусской культуры
Мифологические представления древних славян – настоящий кладезь мудрости наших предков. Это не только дохристианские божества, но также представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе, о домашнем очаге, его устройстве и украшении, об одежде, утвари и т.п. Славянская мифология – отражение знаний, выработанных столетиями, а может быть, и тысячелетиями человеческой практики. Язычество - не религия в том смысле этого слова, как у нас понимается, поскольку религия построена на системе догм, а язычество (скажем из современных - даосизм) оставляет за человеком свободу выбора. (Раб лишь тот, кто раб Чужого Выбора - это монотеистические и моно идеологические концепции. А в язычестве, скажем, выбор меняют на каждом шагу - это и есть Свобода Воли).
2. Культура Руси после принятия христианства.
Огромную роль в развития нашей культуры сыграло принятие христианства.
Архитектура.
10 - 11 в.в. Преобладает религиозное, храмовое строительство. Тип храма – крестово – купольный.
Древнейшие храмы: Успения Богородицы в Киеве (разрушен), Софийский собор в Киеве (заложен Ярославом Мудрым), и Новгороде, Десятинная церковь (первый каменный храм и любимый князьями, поэтому они 1/10 часть прибыли отдавали церкви), Спасо – Преображенская. Храмы строятся по Византийскому образцу, виз. архитекторами.
Зодчество 12-13 в.в. отличается тем, что уменьшается объем храмов (м. - т. нашествие), упрощаются украшения, форма храма становиться более четкой и простой, распространяется одноглавие куполов.
В Новгороде формируется самостоятельная архитектурная школа. Известные Новгородские храмы: Храм Бориса и Глеба, Спаса – Покрова на Нередице у Новгорода, Церковь Параскевы Пятницы на Торгу, Перынская церковь.
Во Владимиро – Суздальской земле храмы отличаются пышностью и нарядностью внешнего вида: резиденция Андрея Боголюбского, Успенский собор во Владимире, собор Рождества Богородицы в Боголюбове, храм Покрова на Нерли, Дмитриевский собор, Георгиевский собор в Юрьеве Польском.
Древнерусская скульптура
На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее – по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. Вторая половина XII и XIII век- эпоха феодальной раздробленности на Руси, ослабления централизации политической власти. Трудами реставраторов и археологов восстанавливается картина высоких достижений культуры и искусства удельных городов. Периодом наивысшего расцвета монументально-декоративной скульптуры Древней Руси была вторая половина XII века.
Живопись.
10 – 11 в.в. Складывается канон в иконописи (станковая живопись). Основные правила иконописи: условность изображений, человеческие фигуры плоские и неподвижные не отбрасывают теней, используется обратная перспектива (чем дальше, тем больше), писались иконы по образцу (с иконы или по описанию) Первое место принадлежит фреске (роспись масляными красками по сырой штукатурке) и мозаике (слишком дорогостояща), но уже появляются книжные миниатюры.
В 12 -13 в. В иконопись проникают элементы народной культуры и местных обычаев. Наиболее древней является икона Владимирской Богоматери, почитаемая как чудотворная. Богоматерь Оранта (Молительница), Спас Нерукотворный.
Фольклор представлен заговорами, заклинаниями, поговорками, обрядовыми песнями,
былинным эпосом.
Литература представлена летописанием («Повесть временных лет» Нестора), агиографической литературой (жития святых), церковной проповедью, политическим трактатом («Слово о законе и благодати» Иллариона), поучением («Поучение Вл. Мономаха»), «хожениями» («хожение игумена Даниила в землю Палестинскую»), словами. Литература не знала рифмы. Материал для письма – пергамент.
В дохристианский период истории славяне пользовались таким видом письма, как «черты» и «резы»пиктографическое, рисуночное письмо, затем появилась протокириллица, а затем кириллица и глаголица (Кирилл и Мефодий).
В 13 в. литература приобретает местный характер. В летописях появляются первые научные знания о географии, истории, медицине, механике. Литература постепенно приобретает рифму («Слово о полку Игореве»).
Древнерусское искусство – драгоценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Его шедевры, созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают величием своих образов, красотой колорита, вдохновенной поэтичностью. Пора блистательного расцвета и могущества Киевской Руси продолжалась вплоть до монгольского нашествия. В культуре звучали идеи прославления единства и могущества Русской земли, мужества и духовной силы человека, ощущение радости и красоты жизни.