МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
Тема № 4: «Человек и культура в историческом процессе. Динамика и социальная преемственность в истории человечества».
Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции)
№ протокола
«___» ___________2007г.
Зав. кафедрой
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава
д.ф.н., проф. В.И. Кудашов
Составитель:
к.и.н., доцент А.И. Бакшеев
Красноярск
2007
1. Тема: Человек и культура в историческом процессе. Динамика и социальная преемственность в истории человечества
2. Значение темы: тема должна вооружить студентов пониманием в чем культурология сходна с другими гуманитарными предметами, а что их разделяет.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать: такие понятия как культура и общество, социальная и культурная антропология.
должен уметь: выделять главную функцию культуры, передачу накопленного человечеством опыта из поколения в поколение, понимать, что эта трансляция происходит в определенных условиях, которые связаны с общественным устройством на данной территории и в данный период времени.
должен иметь представления: о множестве подразделений антропологии, которые сформировались в ходе исторического поиска лучших методик и концепций для изучения и объяснения феноменов взаимодействия людей и культур.
должен иметь навыки: отбора соответствующего материала, владеть сравнительным методом и уметь увязывать изучаемый материал с современностью.
4. План изучения темы:
Исходный контроль знаний (тесты)
опрос по основным терминам и понятиям темы– 10 мин.
4.2. Самостоятельная работа по теме:
- заслушивание рефератов – 20 мин.
4.3. Итоговый контроль знаний:
- решение проблемных задач – 20 мин.
- подведение итогов
5. Основные понятия и положения темы:
Культурная динамика как способ адаптации социокультурных систем к новым условиям. Целостность, упорядоченность, направленный характер культурной динамики.
Источники и типы культурных изменений в многомерном пространстве. Прогресс и регресс в культурном развитии. Эволюция и революция как модели социокультурной динамики. Источники и факторы социокультурных изменений. Культурогенез как один из видов культурной динамики. Динамика культурных традиций и инноваций. Проблемы стратегии культурного развития, поддержания стабильности в обществе и управления.
Основные понятия: динамика, реформы, прогресс, регресс, эволюция, революция, преемственность, традиции, обычаи, новации, синкретизм, эклектика, готика, ваганты, куртуазная литература, литургическая драма, смальта, Реформация, инквизиция, папство, университеты, соластика, мистика, феодализм.
Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности
1. В интеллектуальной жизни Средневековья главенствующее положение принадлежало:
а) теологии
б) атеизму
в) христианству
2. Укажите черты, характерные для культуры западноевропейского средневековья:
а) сохранение языческих праздников
б) зарождение рыцарских романов
в) угасание устной народной культуры
г) появление в литературе светской тематики
д) преобладание церковной литературы
3. Воплощение всего отвратительного в рыцарской литературе:
а) мужик
б) варвар
в) иноземец
4. Укажите значение влияния исламской культуры на европейскую:
а) передача накопленных знаний античности
б) распространение духовной культуры
в) распространение религии
5. Какие процессы лежат в основе социокультурной динамики согласно концепции Ю. Лотмана?
а) постепенные и взрывные процессы
б) процессы распада и структурирования
в) волнообразные процессы
г) циклические процессы
д) все перечисленные
6. П. Сорокин выдвигает теорию "волнообразной динамики культур". В чем она состоит?
а) согласно этой теории, все изменения, которые имеют место в культуре, происходят не постепенно, а "накатываются", "как волны";
б) согласно этой теории, изменения в одном типе культуры, как волны, распространяются на все другие типы культур;
в) согласно этой теории, культуры движутся от идеационального типа к гармоническому, а иногда смешанному и дальше к чувственному типу. Через некоторое время происходит обратное движение через смешанный к идеациональному типу;
7. Какая из перечисленных моделей социокультурной динамики является исторически первой?
а) эволюционная модель
б) волновая модель
в) циклическая модель
8. Какое свойство является фактором стабильности для молодых культур?
а) прогрессивность
б) регрессивность
в) консервативность
9. Какое свойство в наибольшей мере способствует культурной стабильности?
а) замкнутость
б) толерантность
в) элитарность
10. Религиозная система Византии:
а) католическое христианство
б) православное христианство
в) буддизм
г) ислам
д) протестантизм
1. Проанализируйте основные свойства перечисленных ниже культур, отметив, какие из способствуют стабильности, а какие вызывают нестабильность: культура европейского Возрождения, культура декабризма в России нач. XIX в., ваша собственная культура?
2. В разные периоды истории культуры люди по-разному относились к культуре. Крайними полюсами спектра этих отношений были, с одной стороны, боязнь, неприятие культуры, которая представлялась как фатальная, неуправляемая, вредная для человеческой природы сила, а с другой – как конструкция, созданная руками человека, подвластная человеку, которую человек может изменять по своему желанию и согласно своим проектам приспосабливать к потребностям общества.
Адаптивными мы назовем такие модели культуры, в которых культура представляется ее исследователям как система, позволяющая человеку приспосабливаться к жизни. Деструктивными мы назовем такие модели, в которых культура понимается как система, враждебная для человека, подавляющая его свободу, личностные качества, уродующая его и, в конечном счете угрожающая его существованию, или же разрушающая природу.
Задание:
Прочитайте предлагаемые определения культуры или суждения о культуре. Выделите ключевые слова, позволяющие отнести модели культуры, представленные в этих высказываниях, к адаптивным, деструктивным или нейтральным.
Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация…Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству.
Восторгаясь успехами науки и практики, мы – увы! – пришли к ошибочной концепции культуры. Мы переоценили ее материальные достижения не придаем значения духовному началу в той мере, в какой следовало бы. Но вот мы сталкиваемся с фактами, и они все больше заставляют нас задумываться. Беспощадно суровым языком они говорят нам, что культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе.
Наши души развратились по мере того, как шли к совершенству наши науки и искусства. И вот теперь…личности не находится места в структуре человеческой самости; человек оказывается вне себя самого. Такая потеря – следствие общественной бездуховности, когда права индивида попраны, растрачены, обесценены.
С зоологической точки зрения культура представляет собой не что иное, как поддержание жизненного процесса определенного вида, Homo sapiens. Она является механизмом для предоставления человеку средств к существованию, защите, космического регулирования и воспроизведения.
Культура – деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты.
История человечества есть убийство им природы, и чем меньше природы среди людей, тем человек человечнее и имя его осмысленнее.
Мы представляем собой общество заведомо несчастных людей: одиноких, снедаемых тревогой и унынием, способных только к разрушению и постоянно ощущающих свою зависимость, - людей, которые радуются, если им удалось как-то убить время, которое они так усиленно стремятся сэкономить.
Человек превратился в сверхчеловека…Но сверхчеловек, наделенный сверхчеловеческой силой, еще не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума. Чем больше растет его мощь, тем беднее он становится…Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся.
Во всех этих формулировках культура («свет», «космос», «сознание», «искусство») преображает природу («темноту», «хаос», «стихии»). Интересные результаты дал бы анализ метафорических терминов (типа «покорять», «оформлять», «ограничивать», «управлять»), использовавшихся для описания операции, которую культура призвана совершать над природой.
Дух…борется с темными силами материальной природы и покоряет их себе.
№ | Ключевые слова | Адаптивная модель | Деструктивная модель | Нейтральная модель |
+ | ||||
- | ||||
+ |
7. Список тем по УИРС, УИР, предлагаемый кафедрой:
1. Личность и культура
2. Культурная среда и развитие культуры
3. Преемственность: сущность, характер, формы.
4. Тираны и развитие культуры
5. Творцы и развитие культуры
6. Традиции и новаторство в преемственности
7. Культурные реформы. Направленность, формы и значение реформ
8. Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Драч Г.В. Культурология: учебное пособие для студентов вузов Р.-на – Д., 2001.
2. Левяш И.Я. Культурология.– М., 2003.
3. Розин В.М. Культурология. – М. 2001.
.
Дополнительная:
1. Морфология культуры: структура и динамика. М., 2000.
2. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996.
3. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М.. 1999.
4. Хейзинга И. Осень средневековья. М.: Наука, 1998.
Учебно-методическая:
1. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: Лань, 1997.
2. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб.: СПГУВК, 1999.
3. Культурология / Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 2002.
4. Культурология. М.: Знание, 2003.
5. Культурология. ХХ век: антология. М.: Юрист, 1998.
6. Культурология. Уч. пособие. Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.
7. Левяш И.Я. Культурология. Уч. пособие. Минск, 2001