МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
Тема: «Личность и культура».
Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции)
№ протокола
«___» ___________2007г.
Зав. кафедрой
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава
д.ф.н., проф. В.И. Кудашов
Составитель:
к.и.н., доцент А.И. Бакшеев
преподаватель Г.П. Сапрыгина
Красноярск
2007
1. Тема: Личность и культура
2. Значение темы: понимание роли личности в культуре и истории, ее структуры и неоднозначности.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать: идеи различных антропологических школ о роли личности, степень воздействия на личность культуры.
должен уметь: выделять принцип автономного детерминизма, аккультурации населения, а также новые силы спонтанной аборигентской реинтеграции и реакции.
должен иметь представления: о принципах столкновения и взаимодействия традиционных и инновационных институализированных социальных систем личности.
должен иметь навыки: понимания воздействия на личность культуры и в соответствии с этим определять свою позицию.
4. План изучения темы:
Исходный контроль знаний (тесты)
опрос по основным терминам и понятиям темы – 10 мин.
4.2. Самостоятельная работа по теме:
- заслушивание рефератов – 20 мин.
4.3. Итоговый контроль знаний:
- решение проблемных задач – 10 мин.
- подведение итогов
5. Основные понятия и положения темы:
Культура и личность. Инкультурация и социализация. Комплексные знания о человеке. Культурологическая концепция человека и личности. Множественность подходов к пониманию личности. Человек - двигатель, смысл, цель, преобразователь культуры и общества. Человек как биосущество.
Творческая природа личности. Характеристика базовых качеств человека. Понятие «творчество».Эпохи и уровни творчества, подготовка личности к творчеству, система духовного развития человека и поддержание уровня духовности. Потребности человека и их отражение в культуре. Характеристика человеческих потребностей, специфика их формирования обществом. Проблема здоровья общества и нормальности потребностей. Развитие системы человек – культура.
Основные понятия: человек, индивид, личность, социализация, инкультурация, культурная антропология, менталитет, этнос, национальный характер, этногенез, этос, этноцентризм, Просвещение, рококо, барокко, классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм.
Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности
1. Просвещение зародилось в:
а) Англии
б) Германии
в) Италии
2. Романтизм возник благодаря:
а) Французской революции
б) складыванию колониальной системы
в) деятельность просветителей
3. Период формирования «массовой культуры»:
а) эпоха Просвещения
б) период массового производства и потребления
в) после первой мировой войны.
4. Культура 19в. базируется на следующих мировоззренческих посылах:
а) рационализм;
б) синкретизм;
в) антропоцентризм;
г) сциентизм;
д) европоцентризм.
5. К жанрам искусства 18в. (эпоха Просвещения) относятся:
а) рококо;
б) классицизм;
в) постмодернизм;
г) сентиментализм.
6. Типы взаимоотношений личности и культуры делятся на:
а) европейский (западный) тип;
б) австралийский тип;
в) восточный тип;
г) индийский тип.
7. К основным чертам западной культуры относятся:
а) индивидуализм, господство частной собственности;
б) сохранение традиций, стабильности;
в) ориентация на духовность, мистицизм;
г) динамизм и потребительское отношение к природе.
8. Слово «этнос» означает
а) народ
б) семья
в) национальность
9. Этническое самосознание – это:
а) знание истории этноса
б) знание этнческого языка
в) чувство принадлежности к данному этносу
10. Личность- это:
а) каждый отдельный индивид
б) выдающийся человек
в) социально-культурная модификация человека
1. Прочтите фрагмент научного текста, в которм дается описание культурологических взглядов одного из выдающихся итальянских исследователей культуры XVII-XVIII вв. Определите, кто является автором этой теории, и приведите свои аргументы в защиту или опровержение изложенных позиций. В любом случае проиллюстрируйте собственную позицию с помощь. известных вам фактов, событий, культурно-исторических реалий:
(Он) выдвинул взгляд на историю человечесвкого общества как на закономерный процесс, имеющий к тому же четко авыраженные стадии. Он рассматривал их как круговорот, как движение по спирали, состоящий из трех витков, соттветствующих детству, юности и зрелости отдельного человека: 1) божественная эпоха (безгосударственность, подчинение жрецам), 2) героическая (аристократическое государство), 3) человеческая (демократическая республика или представительная монархия с буржуазно-демократическими свободами). Этим трем стадиям соответствуют три стадии языка: 1) иероглифический язык, язык немой, воплощаемый в жестах рук, мимике лица и движениях тела, 2) символимческий (героический) язык, реализуемый посредством сравнений, метафор, аналогий, 3) человеческий (письменный, народный, разговорный) язык – язык звуков, слов и высказываний.
7. Список тем по УИРС, УИР, предлагаемый кафедрой:
1. Творчество и культура.
2. Эмоции и культура (радость, смех, гнев, злость и др.)
3. Нации и творчество, социальные группы и творчество.
4. Значение досуга в развитии культуры.
5. Быт и культура.
6. Народная иедицина в современной культуре.
8. Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Емохонова П.Г. Мировая художественная культура. Учебное пособие. М.: Академия, 1999
2. Очерки по истории мировой культуры. /Под ред. Кузнецовой Т.Ф. М., 1997.
3. Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. М.: Новая мысль, 1998.
Дополнительная:
1. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: Гардарика, 1997
2. Малюга Ю.А. Культурология. Учебное пособие, издание 2-е. М., 1998.
3. История и культурология. Учебное пособие /Под ред. Шишовой Н.В. М.: Логос, 1999
Учебно-методическая:
1. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. – СПб.: Лань, 1997.
2. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб.: СПГУВК, 1998.
3. Культурология / Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 2002.
4. Культурология. – М.: Знание, 2003.
5. Культурология. ХХ век: антология. М.: Юрист, 1995.
6. Культурология. Уч. пособие. Ростов н/Д., 2002