Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Что дальше?: пути культурологического образования




Проблемы университетской культурологии в России сопряжены с ее самоизоляцией от ряда признанных областей мирового социально-гуманитарного знания, в которых активно используются новаторские подходы и процедуры, связанные с культурным измерением человека, общества, коммуникаций. Это, прежде всего, культурные исследования в англоязычных странах, а также многообразные вариации изучения культуры в немецкоязычных странах (например, Kulturgeschichte, Kultursoziologie, Kulturwissenschaften в Германии и Австрии).

В рамках культурных исследований, которые ведут свое начало от критических левоориентированных теорий 50-х – начала 60-х гг. XX века, используются критические социальные и литературные теории, историко-антропологические, структурные и постструктуралистские подходы. В то же время в них активно включаются эмпирико-социологические процедуры, актуальные для анализа современной жизни. При этом сохраняются определенные различия в выборе подходов и проблемных полей, например, между британскими и австралийскими исследованиями, с одной стороны, и североамериканскими – с другой. В германоязычном пространстве наук о культуре, ведущих свою родословную от европейских теоретико-методологических новаций рубежа XIX–XX вв., имеет место приверженность философской герменевтике, понимающей социологии, символической антропологии, когнитивным исследованиям.

Зарубежные теоретические и социально-практические разработки, связанные с изучением культурных форм и процессов в истории и современности, уже давно институционализировались в сеть научно-образовательных сообществ и научных коммуникаций. Во многих университетах мира созданы соответствующие факультеты и кафедры, которые в течение последних 40–50 лет участвуют в разработке и реализации общих и специализированных образовательных программ подготовки студентов. Выпускники, освоившие эти программы, получают академические степени бакалавра и магистра (в большинстве своем это степени в области «искусств» – ВА, МА).

В процессе разработки стратегии реформирования университетского культурологического образования в России было бы полезно сопоставить отечественные программы по культурологии с программами по культурным исследованиям в англоязычных странах. Например, структура и содержание зарубежных образовательных программ в области культурных исследований во многом определяется особенностями построения многоуровневой системы высшего образования в той или иной стране. Тем не менее, в системе общепрофессиональной подготовки по данной отрасли знания и практической деятельности имеется немало общих черт, обусловленных принципиальным сходством в определении самой предметной области культурных исследований и пониманием места и роли выпускников в обществе и на рынке труда.

Для зарубежных ученых, работающих в пространстве культурных исследований, их предметная область формируется в широком пространстве культурного смыслополагания, означивания любых объектов умопостигаемого мира; она конституируется в процессах и формах производства, трансляции и потребления (присвоения, наследования, трансформации) культурных значений. Иначе говоря, в культурных исследованиях предметом может стать любой материальный объект и любая социальная практика, которые рассматриваются как тексты, нагруженные культурными значениями. Поэтому исследователь делает основной акцент не на сам предмет (что именно подлежит изучению), а на возможность применить к нему определенные процедуры социально-культурного анализа (как изучать). В таком случае культурные исследования работают на создание подвижной когнитивной карты, используемой исследователями для выяснения механизмов означивания, производства, репрезентации, трансляции и потребления культурных значений.

Такая познавательная стратегия предполагает не только фундаментальность знания о культуре, но и богатые возможности его инструментализации при работе с конкретными культурными объектами. Неслучайно выпускники», как правило, уверенно чувствуют себя на рынке груда. Они могут адаптировать свои профессиональные и социальные компетенции практически к каждой сфере деятельности, связанной с креативными разработками, производством и распространением актуальных для общества культурных форм[5].

Выпускник российского высшего учебного заведения, получивший квалификацию культуролога, достаточно трудно прилаживается к условиям рынка и запросам работодателей, поскольку его образование выглядит отвлеченно теоретичным, а приобретенные компетенции не дают возможности быстро реагировать на подвижные запросы общества. Отмеченное различие в нормативном конструировании предмета обусловливает и специфику теоретико-методологических предпочтений, и особенности формирования концептосферы[6] для культурологии в России по сравнению культурными исследованиями на Западе.

С определения базовых установок начинается построение любой университетской образовательной программы, которая должна не столько работать на формирование у студента свода репродуктивного знания, сколько содействовать выполнению определенных функциональных задач и выработке у выпускника необходимых социально-личностных, общенаучных и профессиональных компетенций.

Компетентностная подготовка студента в русле культурологического образования предполагает достижение системной взаимосвязи общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Она дает выпускникам возможность применять полученные знания в разных сферах интеллектуальной, экономической и социальной жизни с помощью процедур и приемов их культурного измерения.

Знания в области культурологии могут позволить выпускникам лучше понимать и учитывать запросы рынка, интересы и потребности потребителя в информационном обществе. Освоение общеобразовательной дисциплины «культурология» в системе других фундаментальных дисциплин ГСЭ[7] в конечном счете должно содействовать ориентации студентов на решение научно-теоретических и социально-практических задач, связанных с выработкой различных способов производства и распространения культурно-символических значений и форм в конкретных видах профессиональной деятельности: научно-практической и проектной инновационной, организационно-управленческой, а также в системах коммуникаций, образования и самообразования.

В соответствии с компетентностным подходом содержание общеобразовательной федеральной дисциплины культурология в цикле ГСЭ можно было бы выстроить, например, с помощью таких дидактических единиц знания, как:

• Предмет культурологии. Структура современного знания о культуре. Место культурологии в системе современного социально-гуманитарного, естественно-научного и технического знания.

• Формирование философского и научного знания о культуре в интеллектуальной истории. Основные теории и концепции культуры. Познавательные подходы к изучению культуры. Базовые категории и понятия теории культуры. Физико-антропологическое, когнитивно-психологическое, социальное и историческое измерения культуры.

• Человек и процессы культуротворчества. Соотношение понятий «природа» и «культура». Социализация и инкультурация. Роль языка в культуре. Содержание понятий «пол», «раса», «этничность», «класс» в знании о культуре. Конструирование культурной идентичности. Субъект и субъектность в культуре. Соотношение приватного и публичного в культуре.

• Производство, передача, наследование, изменение разделяемых культурных значений в обществе. Культурные коды и символические формы. Понятия «культурные ценности», «традиция», «норма». Культурная матрица и культурная картина мира. Самосознание культур и языки самоописания. Проблема универсалий в культуре.

• Формы и способы культурных коммуникаций. Проблемы различения и признания «другого» в культурных коммуникациях.

• Способы и принципы типологии культур. Историческая типология культур. Содержание понятий «культура» и «цивилизация», «глобальная» и «локальная» культура в современном теоретико-культурном знании. Социальная типология культур. Соотношение понятий «элитная», «популярная» и «массовая» культура. Понятия «субкультура» и «гибридная культура». Культура массового потребления. Типология, средства и способы массовых культурных коммуникаций. Понятие и типология медиакультуры; роль медиакультуры в глобальном информационном обществе.

• Многообразие культурных практик в современном мире. Нонконформистские и альтернативные культурные практики.

• Направления и виды культурной политики в современном мире. Культура и экология; стратегии и практики сохранения культурного и природного наследия. Технико-технологические аспекты современной культуры. Содержание и виды социокультурного проектирования. Социальные институты культуры; понятия «профессиональная» и «корпоративная» культура; культура делового общения. Культура образования в современном мире.

Что касается разработки новых многоуровневых образовательных программ ВПО[8] по культурологии, то с учетом современных требований к высшему образованию в ее основу могут быть положены следующие принципы.

Подготовка бакалавра и магистра по специальности «культурология» в многоуровневых образовательных программах должна выстраиваться с учетом определенных функциональных задач, которые предстоит решать выпускникам в соответствии с их академической степенью (квалификацией). Эта открытая система, близкая по форме общеевропейским (Болонским) преобразованиям, может варьироваться с тем, чтобы студент, выстраивая в рамках выбранной им образовательной программы индивидуальную траекторию, имел возможность получить подготовку по дополнительной (к основной) специальности. В такой многоуровневой и многоцелевой системе складывается содержательная взаимозависимость между общепрофессиональной подготовкой, квалификационной подготовкой и определенными компетенциями. Так, область профессиональной деятельности бакалавра может включать в себя конкретные исследования и социально-практические разработки, направленные на решение комплекса задач по теоретическому изучению, конкретному анализу и практическому социальному использованию культурных форм, социокультурному проектированию, сохранению культурного и природного наследия. иначе говоря, деятельность бакалавра нацелена на развитие специализированного знания о культуре, создание эффективного познавательного и концептуального инструментария, который предназначен для выявления и комплексной обработки информации о культурных формах, процессах и практиках. Владение инструментарием такого рода позволяет бакалавру системно решать функциональные задачи в научных и образовательных учреждениях и организациях, в социально-экономической и организационно-управленческой сферах жизни общества.

Соответственно, объектом профессиональной деятельности бакалавра являются способы производства, усвоения и передачи культурных значений и смыслов в обществе, многообразные культурные формы и социально-культурные практики, межличностные и межкультурные взаимодействия в глобальном и локальном измерениях, а также способы и средства массовых культурных коммуникаций. Предмет профессиональной деятельности бакалавра формируется на основе:

• научно-практического осмысления различных средств и способов производства культурных форм в государстве и обществе;

• изучения конкретных условий и способов их передачи, распространения и нормативного закрепления в публичной и приватной сферах жизни;

• деятельности по сохранению культурного и природного наследия.

Это означает широту предметной сферы деятельности бакалавра – специалиста в научно-исследовательских, культурно-образовательных, государственных и общественных учреждениях и организациях, связанных с производством, трансляцией и сохранением многообразных культурных форм.

Набор компетенции выпускника может быть общим для обоих уровней образования – бакалаврского и магистерского. Основное различие состоит в объеме выполняемых функциональных задач, конкретное решение которых определяется спецификой областей, объектов и видов профессиональной деятельности.

Объектами (предметами) профессиональной деятель­ности магистра по специальности являются системы культурных форм и процессов в истории и современности. Магистр решает соответствующие функциональные задачи в государственных и негосударственных (управленческих, научно-исследовательских, научно-образовательных, массовых медийных и проч.) учреждениях и организациях, связанных с производством, освоением, распространением и сохранением культурных значений и форм.

Поскольку предметом профессиональной деятельности магистра по специальности является научное изучение и практическое овладение способами и средствами формирования и распространения в обществе культурных значений и смыслов, это должно находить свое выражение в научной деятельности, проведении культурной политики, обеспечении культурных коммуникаций, образовании. Как и при подготовке бакалавра, это предполагает поливариантность предметной сферы деятельности магистра в научно-исследовательских, культурно-образовательных, государственных и общественных учреждениях и организациях, связанных с производством, трансляцией и сохранением многообразных культурных форм.

Виды и задачи профессиональной деятельности бакалавра и магистра определяются необходимостью подготовки компетентных и конкурентоспособных на рынке труда специалистов, способных удовлетворять научные, культурно-образовательные и социально-практические потребности общества в динамичной, меняющейся социальной среде. Это предполагает для бакалавра и магистра возможности:

• исследовательской работы по изучению культуры в научно-исследовательских центрах, библиотеках, архивах, музеях;

• производственно-технологической (преимущественно для бакалавра) и проектно-инновационной работы (преимущественно для магистра) в аналитических центрах, общественных и государственных организациях, средствах массовой коммуникации;

• организационно-управленческой работы в системах государственного, регионального и местного управления культуры;

• культурно-образовательной деятельности в организациях и учреждениях культуры, средних и средних специальных учебных заведениях.

Освоение образовательных программ по специальности «культурология» (подготовка бакалавров и магистров) позволяет обеспечивать выпускнику социально-личностные, общенаучные, экономические и организационно-управленческие, общепрофессиональные и специальные компетенции.

Стоит отметить особую значимость для подготовки бакалавров и магистров по специальности «Культурология» следующих компетенции:

1). Социально-личностные:

• способность к генерации новых идей, к культуротворчеству;

• способность адаптироваться к новым социокультурным ситуациям;

• способность воспринимать личностное многообразие и социально-культурные различия; умение понять и признать ценность разных культур;

• навыки, связанные с процессами социально-культурного взаимодействия и сотрудничества, способность работать в команде;

• знание и понимание профессиональных культурных норм, правил; принятие социально-культурных и этических обязательств.

2). Общенаучные:

• способность к построению оптимальных системных связей между базовыми общими знаниями по культурологии и базовыми знаниями по профессии;

• способность управлять информацией в современной системе культурных коммуникаций.

3). Организационно-управленческие:

• умение строить межличностные и межкультурные отношения; навыки межкультурных коммуникаций; владение приемами профессионального общения;

• способность к принятию решений и разрешению проблем с учетом современного знания о культуре; знание ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) и умение их использовать в практической работе;

• способность к проектной деятельности в сфере профессиональной культуры, к разработке инновационных проектов и управлению ими;

• умение представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры.

4). Общепрофессиональные компетенции:

• знание современных теоретических основ и методов культурологии в системе социально-гуманитарного и естественно-научного знания;

• знание основных категорий и концепций, связанных с изучением человека в культуре;

• понимание процессов культуротворчества, инкультурации и социализации личности;

• знание принципов и критериев типологии культур;

• знание специфики взаимодействия и взаимовлияния культур;

• знание форм современной культуры, средств и cnocобов культурных коммуникаций;

• способность продемонстрировать знание основ теории и истории культуры на практике; умение критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности;

• применение подходов и методов критического анализа к различным культурным формам и процессам жизни современного общества.

Учет в многоуровневых образовательных программах функциональных задач и компетенции выпускников создает возможности для выработки оптимального соотношения общепрофессиональной и квалификационной подготовки, формирования проблемных, межпредметных принципов обучения, которые реализуются в системе общепрофессиональных и специализированных образовательных модулей. Это требует дальнейшего качественного изменения самой образовательной среды, целенаправленной работы над новыми государственными образовательными стандартами, учебными планами и учебно-методическими комплексами, реорганизации всего учебного процесса в России с перспективой создания многоуровневых моделей непрерывного образования в информационном обществе.

В процессе реализации профессиональных образовательных программ целесообразно формировать научно-образовательную среду, включающую в себя кросс-дисциплинарные проблемно- и профессионально-ориентированные комплексы знания. Важную часть такой среды составляют учебные тексты, которые содействуют достижению конечной цели профессионально-компетентностной подготовки.

В настоящее время в российском академическом сообществе все более утверждается критическая позиция в отношении целесообразности разработки и использования учебной литературы по культурологии в профессиональных образовательных программах. Однако учебные тексты (учебники, учебные пособия, хрестоматии и проч.) выглядят неотъемлемой и необходимой частью образовательного процесса, поскольку их важнейшая функция – комплексное, систематическое представление современного нормативного знания о культуре, предметной области культурологии, содержании ее категориально-понятийного аппарата, познавательных подходах и методах, проблемных полях, а также о путях и возможностях применения культурологического знания в практической профессиональной сфере деятельности специалиста.

В действующих образовательных программах по культурологии, рассчитанных на подготовку бакалавров, имеется потенциал для того, чтобы представить учебные дисциплины в виде модулей или мини-блоков знания, необходимого студенту для выработки определенных компетенций. Принципы конструирования таких модулей могли бы быть представлены следующим образом:

• формирование системных многоуровневых связей внутри образовательной программы (между образовательными циклами, между федеральным и национально-региональным компонентами и проч.);

• образование логических, семантических, концептуальных отношений между дисциплинами и курсами, а не их механическое соединение в тематические конгломераты;

• проблемно-заданное построение учебных курсов с возможностью «приписывания» межпредметных связей;

• соединение в модулях познавательно-концептуальных и информационно-технологических принципов обучения профессии (знать «что» и знать «как»);

• создание возможностей для личностного саморазвития субъекта обучения – компетентного, социально ответственного, способного к самообразованию на протяжении всей жизни.

К примеру, базовые модули для подготовки бакалавра по специальности «культурология» в основной образовательной программе можно представить следующим образом:

Модуль 1. Теории культуры (теория культуры; социология культуры; теория искусства; теория литературы).

Модуль 2. Познавательные подходы и методы, техника исследований культуры (культурная антропология; семиотика; лингвистика; риторика; методы изучения культуры; методика преподавания культурологии).

Модуль 3. Культурная история (история культуры России; история культуры зарубежных стран; история культуры регионов; история религий; всеобщая история искусств; всеобщая история литературы).

Модуль 4. Прагматика культуры (культура повседневности; массовая культура; культурная политика; менеджмент в сфере культуры).

Модуль 5. Культурные коммуникации (культура массовых коммуникаций; межкультурные коммуникации, язык в контексте культуры; древний язык).

Дополнительные и поддерживающие (развивающие) модули, которые составляют программу подготовки бакалавра и ориентированы на специальные компетенции, образуют множественную систему «переменных величин» по отношению к базовым модулям, составляющим стержень, каркас образования. Диверсификация обучения и нацеливание каждого модуля на решение определенных функциональных задач достигается концептуальными и технологическими средствами, т.е. за счет содержательных и методических модификаций учебных дисциплин, входящих в модуль. В таком случаe значительная роль в процессе обучения отводится семинарским занятиям (с углубленной работой над текстами), письменным работам, самостоятельной работе студентов и межсессионным формам контроля знаний. Особенность построения образовательной программы в соответствии с такими принципами состоит в том, что она формируется «сверху вниз» – ее рамки и координаты задаются набором функциональных задач, которые должен уметь решать выпускник, и совокупностью личностных, социальных и профессиональных компетенции. Для многоуровневой программы подготовки культуролога это означает знание и умение ставить и решать проблемы, связанные, прежде всего, с современными социально-культурными и интеллектуальными запросами российского общества.

Список литературы

1. Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры: Опыт русской культурологии середины XIX – начала XX веков. – М., ОГИ, 2000.

2. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. – М., Исслед. центр проблем качества подготовки специалиста, 2002.

3. Байденко В.И. Болонский процесс и высшая школа России: время выбора // Высшее образование сегодня. – 2003. – №1.

4. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под ред. В.И. Байденко. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалиста, 2002.

5. Будущее европейского образования. Болонский процесс (Сорбонна – Болонья – Саламанка – Прага) / Сост. Е.В. Шевченко. – СПб., Изд-во СПб ГПУ, 2002.

6. Воронцова Л.П. Проблемы систематизации культурологических учений // Обсерватория культуры. – 2004. – № 2. – С. 116–121.

7. Выбор метода: Изучение культуры в России 1990-х годов / сост. и отв. ред. Г.И. Зверева. – М.: РГГУ., 2001.

8. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития // Под ред. Я.И. Кузьминова, Д.В. Пузанкова, И.Б. Федорова, В.Д. Шадрикова. – М.: Логос, 2004. – Гл.2. Стандарты в европейском профессиональном образовании: характеристики компетентностного подхода. – С. 59–74.

9. Гребнев Л.С. Гуманитарное образование. Размышления о «форме» и «содержании» // Высшее образование в России. – 2004. – № 3. – С. 3–20.

10. Гудков Л.Д. Кризис высшего образования в России: конец советской модели // Л.Д. Гудков Негативная идентичность. Статьи 1997–2002. – М.: Новое литературное обозрение. – ВЦИОМ-А, 2004. – С. 687–736.

11. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – С. 34–42.

12. Иконникова С.Н. История культурологических учений. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2005.

13. Ионин Л.Г. Социология культуры: Путь в новое тысячелетие. – М.: Логос, 2000.

14. Клячко Т.Д. Модернизация российского образования: проблемы и решения // Отечественные записки. – 2002. – №2.

15. Культурология: Учебное пособие/ Под ред. Г.В. Драча. – М.: Альфа-М, 2003.

16. Культурология: от прошлого к будущему: К 70-летию Российского института культурологии. – М.: РИК, 2002.

17. Мирский Э.М. К обществу, основанному на знаниях // Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Аналитический доклад/ Под ред. Л.Г. Ионина. – М.: Логос, 2003.

18. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. – М.: Весь мир, 2000.

19. Разин В.М. Культурология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003.

20. Серебряный С.Д. Введение // История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение. Курс лекций / Под ред. С.Д. Серебряного. – М.: РГГУ, 1998. – С. 9–36.

21. Смирнов С.А. Практикуемые модели социально-гуманитарного образования // Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Аналитический доклад/Под ред. Л.Г. Ионина. – М. Логос, 2003. –С. 153– 170.

22. Смирнов С.А. Содержательные (парадигмальные) аспекты высшего социально-гуманитарного образования // Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Аналитический доклад /Под ред. Л.Г. Ионина. – М.: Логос, 2003. – С.171–198.

23. Флиер А.Я. Культурология как гуманитарная наука // Обсерватория культуры. – 2004. – № 3. – С. 102–107.

24. Шендрик А.И. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. – М., ЮНИТИ, 2002.

25. Barker С. Making Sense of Cultural Studies. – L., 2003.

26. Barker C. Cultural Studies: Theory and Practice. – L., 2000.

27. BohmeH., MattusekP., MulterP. Orientierung Kulturwissenschaft: Was sie kann, was sie will. – Hamburg, 2000.

28. Cultural Studies. Basics / Ed. Jeff Lewis. – L., 2003.

29. Cultural Turn: zur Geschichte der Kulturwissenschaften. – Wien, 2001.

30. Kittler F. Eine Kulturgeschichte der Kulturwissenschaft. – Munchen, 2000.

31. What is Cultural Studies. A Reader / Ed. John Story. – L., 1997.


[1] Подробнее см.: Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – „ № 5. – С. 34–42; Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования 1, перспективы развития / t\op, petv)О~ Я.И. Кузьминова, Д.В. Пузанкова, И.Б. Федорова, В.Д. Шадрикова. – М.: Х- Логос, 2004. – Гл. 2. Стандарты в европейском профессиональном образовании: характеристики компетентностного подхода. – С. 59–74.

[2] См., например: Серебряный С.Д. Введение // История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение. Курс лекций / Под ред. С.Д. Серебряного. – М.: РГГУ, 1998. – С.9–36; Разин В.М. Культурология: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003.– Гл. 2. Культурология как научная дисциплина и предмет. – С. 58–73. – Гл. 5. Методологические основания культурологии. Основные этапы становления культурологии. – С. 179–191; Кульурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под науч. ред. Г.В. Драча. Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. Введение. Культурология как система знания. – С. 6–16.

[3] См. подробнее: Выбор метода: Изучение культуры в России 1990-х годов / Сост. и отв. ред. Г.И. Зверева. – М.: РГГУ, 2001.

[4] Об этом см.: Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под ред. В.И. Байденко. – М., Исслед. центр проблем качества подготовки специалиста, 2002.

[5] Информация о концепции и содержании образовательных программ эубежных университетов представлена на университетских сайтах, данном кратком обзоре использованы ресурсы следующих сайтов: /w.ac. wwu.edu/~wwuacs/bachelors.html; www.albany.edu/ dergraduate_bulletin/general_education.html//global_cross-cultural; iw.unc.edu/depts/; www.qoldsmiths.ac.uk/cultural-studies/ igrammes/; www.unimelb.edu.au/HB/areas/aculture.

[6] Свод базовых понятий-концептов, которые задают определенную познавательную оптику или «матрицу видения».

[7] ГСЭ — гуманитарные и социально-экономические (Ред.).

[8] ВПО – высшее профессиональное образование (Ред.).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 300 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2194 - | 2136 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.