Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Quid postea. »: университетская культурология в условиях реформы высшего образования// Обсерватория культуры. – 2005. – №2. – с. 100–104




Г.И. ЗВЕРЕВА

В последние годы в России активно обсуждаются состояние и перспективы высшего образования. Необходимость качественных перемен выражается в критическом переосмыслении его приоритетов и содержания, в стремлении перейти к открытым образовательным моделям, которые были бы конкурентными в современных условиях. Общественные требования к системе подготовки кадров согласуются с направлением системных реформ в сфере общего и профессионального образования, связанных с постепенным вхождением России в Болонский процесс, сближением российского университетского образования с университетским образованием других стран Европы. Разработка и реализация новых концепций модернизации образования предполагает смену образовательных моделей и, более того, изменение познавательной и образовательной парадигматики.

Реформа российской высшей школы – построение новых образовательных программ

В настоящее время в российской высшей школе преобладает консервативно-просветительская конвейерная образовательная модель подготовки специалистов, которая берет начало в российской и немецкой университетской традиции XIX века. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО), призванные определять требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника (по специальности, по направлению), «работают» главным образом на то, чтобы поддерживать привычные дисциплинарные и предметно-тематические принципы обучения в высшей школе. Учебный процесс в университетах организуется по «линейному» принципу, что обусловливает дублирование содержания учебных курсов, приводит к распространению монологических технологий обучения, затрудняет построение индивидуальной образовательной траектории студентов, ограничивает их академическую мобильность, сужает возможности непрерывного образования. В «линейно» выстроенных образовательных моделях заложена возможность систематической фундаментальной академической подготовки. Однако они не создают условий для проблемного обучения и складывания системных взаимосвязей между содержанием общеобразовательных, профессиональных и специализированных учебных дисциплин, актуальными функциональными задачами, которые предлагаются рынком труда, и необходимыми компетенциями выпускника. Введение в 1990-е годы и начале 2000-х годов государственных стандартов, предполагающих подготовку дипломированных специалистов по пятилетнему плану, подготовку бакалавров и магистров по многоуровневой системе «четыре плюс два», не привело к качественному сдвигу в системе российского высшего образования. По сути новые образовательно-технологические «формулы» были адаптированы к давно сложившейся практике профессиональной подготовки специалистов.

В последние годы в противовес «конвейерной» образовательной модели в ряде российских высших учебных заведений реализуется другая модель – либерально-рационалистическая (близкая американской и британской). Для нее характерны преимущественная опора на информатизацию учебного процесса, развитие формальных (тестовых) способов контроля знаний, проектные и исследовательские формы академической работы, а также прагматизм, в рамках которого учащихся готовят для работы в определенных сегментах рынка труда. Такая модель подготовки ориентирует выпускника на личностный и профессиональный рост, использование инновационных форм и методов обучения, значимых для приобретения компетенции, умение оперативно решать проблемы в меняющихся условиях, продолжать образование в течение всей жизни. Она предполагает функционирование целостной многоуровневой системы образования – бакалавр, магистр (мастер) – с построением индивидуальных траекторий обучения на университетском уровне, вариативными возможностями для выпускников в рамках постуниверситетского образования – аспирантуры, докторантуры, второго высшего образования, повышения квалификации. Новая модель подразумевает реализацию таких образовательных программ, в которых определены содержательные объемы кредитных единиц академического знания и принципы построения учебно-образовательных, проблемно-ориентированных модулей. Ее введение требует перестройки всей технологии управления учебным процессом в высшей школе и соответствующего материально-технического, информационного, кадрового, педагогического обеспечения.

Компетентностный подход к образованию – это соединение познавательных, мотивационно-ценностных, личностных, социально-практических элементов в содержании и технологии учебного процесса[1]. В его рамках реализуется идея образования, которое выстраивается (и ориентируется) на ключевых компетенциях: «знаю – что» и «знаю – как».

Наиболее активно трансформируются программы по таким специальностям, как «экономика», «менеджмент», «юриспруденция», «психология». Гораздо меньше инновационные тенденции пока выражены в программах подготовки студентов по гуманитарным специальностям, в частности по культурологии. В этой связи представляется актуальным проследить динамику культурологического образования в российской высшей школе.

Культурологическое образование в системе высшей школы России: динамика и проблемы

В середине 1990-х годов культурология была закреплена в государственных образовательных стандартах не только в качестве базовой учебной дисциплины гуманитарно-социального цикла, но и в виде самостоятельных профессионально-образовательных программ подготовки студентов.

Нормативность, изначально заданная культурологии, диссонировала с аморфностью содержания ее предметной области, что первоначально вызывало недоверчивое, если не отрицательное отношение к ней со стороны тех, кто занимался научными исследованиями в области теории и истории культуры. Следует также отметить тенденцию к самоизоляции культурологии от тех познавательных подходов и концептов, которые использовались в мировом социально-гуманитарном знании второй половины XX века, в том числе и в таких интенсивно развивающихся междисциплинарных областях, как «культурные исследования», «новая культурная история», «мультикультурные исследования», «постколониальные исследования», «тендерные исследования» и др. Частичное освоение (или присвоение) элементов зарубежного опыта изучения культурных форм, процессов и практик на базе сложившихся субстантивированных представлений о культуре мало что меняло в облике культурологических работ первых лет формального обособления культурологии внутри социально-гуманитарного знания и в системе образовательных программ ВПО.

В середине 1990-х годов развернулись острые дискуссии о содержании культурологии как области научного знания и учебной дисциплины и ее месте в системе высшего образования. Они были связаны с возрастанием общественной потребности в системном реформировании российского образования и с необходимостью критического переосмысления мирового и советско-российского интеллектуального опыта, с осознанием принципиальной новизны социальной ситуации, которая складывалась в стране. Эти споры стимулировали поиски принципов построения образовательных программ по специальности и направлению «культурология», которые нашли свое выражение в первых государственных образовательных стандартах.

В конце 1990-х – начале 2000-х годов проблему формирования культурологии в России все чаще стали связывать с выработкой новых научно-образовательных направлений, которые характерны для постсовременности, и со стремлением к преодолению разобщенности социально-гуманитарного знания о культуре. Неизменно привлекательная для новоевропейской культуры идея «синтеза» приобрела в России на рубеже XX–XXI веков форму этического идеала, выражающегося в метадисциплинарной целостности знания. Характерная для постсовременного самосознания идея пересмотра иерархических принципов классификации наук в настоящее время воплощается в новом рациональном социально-гуманитарном знании – открытом, изменчивом, полицентричном. Подобное знание выстраивается на основе свободного, осознанного выбора исследователем теорий, подходов, языков, дискурсов.

Вопрос о том, что такое культурология в России, по-прежнему сопрягается со спорами об объеме и границах ее предмета, способах изучения, понятийном аппарате, исследовательских направлениях и проблемных полях[2]. Их острота и продолжительность свидетельствуют о том, что культурология в современной России заявляет о себе как динамичное пространство социально-гуманитарного знания, открытое различным общим и частным теориям, исследовательским подходам и языкам. Общность предметного, концептуально-познавательного и проблемного пространства культурологии формируется посредством специализированного изучения многообразных культурных форм, процессов и социокультурных практик в различных исторических, социальных и интеллектуальных контекстах.

Российские исследователи испытывают потребность в новом научном осмыслении способов производства и репрезентации культурных форм. Это подталкивает их к необходимости выбора теории, подхода, базовых понятий. Сама процедура выбора формирует проблемное поле и определяет ракурс предмета изучения[3].

В настоящее время в российских исследовательских и образовательных практиках конкурируют разные определения содержания концепта культура:

• Культура как ставшее – результаты человеческой деятельности в материальной и духовной сфере (культурные артефакты, совокупность образцов).

• Культура как становящееся – процессы смыслополагания, означивания и символизации мира человеком; формирование разделяемых значений, семантических полей, ассоциативных связей.

• Культура как открытая система коллективных представлений, символов, ритуалов и коллективных практик, их производство, передача, закрепление в определенном образе жизни.

• Культура как система исторически определенных норм, правил, предписаний, представленных в личном и коллективном опыте, в частной и публичной жизни, в элитной, специализированной и обыденной, повседневной областях жизни.

• Культура как совокупность разных способов и средств коммуникаций – вербальных, невербальных, виртуальных.

Многомерность подходов и разнородность содержания понятийного аппарата, используемого в научном пространстве культурологии, обусловливают сложность формулирования целей и задач культурологического образования в российской высшей школе.

В современных российских практиках конституирования предмета культурологии господствующее положение сохраняет позиция реификации культурных форм и процессов. Вместе с тем, для университетских преподавателей все более актуальной становится проблема эвристических возможностей и границ использования при изучении культуры подходов и познавательных процедур, которые вырабатывались и применялись в разных социально-исторических и интеллектуальных контекстах. Заметно также смещение научного интереса российских культурологов к проблемам мышления, культурного самосознания, культурной идентичности, способам конструирования коллективных и индивидуальных представлений. Исследователей и университетских преподавателей привлекает возможность изучения того, как с помощью вербальных, аудиовизуальных, тактильных и других средств формируются ценностно-символические образы мира. При этом повышенное внимание уделяется рассмотрению фрагментированного индивидуального (личностного) опыта в процессе создания культурных картин мира.

Множественность культурного «измерения» человеческого мира (культурное конструирование этничности, пола, идентичности, формирование публичного и приватного пространства смыслополагания, способы массового производства и потребления культурных продуктов и др.) открывает перед российскими исследователями возможность переопределения сложившихся и поиска новых проблемных полей в знании о культуре. В настоящее время в российской культурологии утверждаются такие субдисциплинарные проблемные области, как культурная история, локальная культура, культура повседневности, современная популярная (народная) культура, массовая культура, медиакультура, культура тела, тендерная культура.

Поскольку вышеназванные тенденции и поиски находят свое выражение в действующих образовательных программах ВПО по культурологии, возникает немало вопросов, требующих ответа. В том числе:

• как осуществляется (и в какой степени осуществим) перевод фундаментального знания в различные образовательные практики с учетом познавательных вызовов современной науки, с одной стороны, и практических требований российских государственных стандартов высшей школы, с другой;

• каким образом современное академическое знание о культуре переводится в общепрофессиональные и специализированные программы подготовки студентов. Первое, что можно заметить при сопоставлении направлений и результатов научных исследований в области культурологии и соответствующих образовательных программ высшей школы (государственные образовательные стандарты, рабочие учебные планы, программы курсов, учебные тексты и проч.), это увеличивающийся методологический и концептуальный разрыв между ними. В то время как в фундаментальном знании о культуре появляются новаторские разработки прежде неисследованных проблемных полей, заметно обновляется теоретико-методологический и концептуально-понятийный аппарат, в образовательных программах (в учебных планах, программах курсов и, в особенности, в нормативной учебной литературе) наблюдается торможение таких процессов.

В соответствии с требованиями государственных стандартов дисциплина «культурология» в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ) выстраивается из блоков дидактических единиц знания, включающих в себя представления о структуре современного культурологического знания, его основных понятиях, методах исследования культуры и ее типологии, месте России в мировой культуре. Дидактические единицы выполняют важную функцию навигации по учебной дисциплине и одновременно играют роль своеобразных маркеров – знаков, призванных утверждать нормативное академическое знание о культуре. Однако анализ содержания дидактических единиц, которые представлены в большинстве учебников и учебных пособий по культурологии, позволяет говорить о преобладании в них субстанцивированного понимания культуры. В итоге создается жесткая сетка координат для подготовки студентов в рамках разных образовательных программ, которая провоцирует формирование у них абстрактного, монолитного, вневременного представления о культурных формах, процессах и социокультурных практиках, весьма далекого от динамичных реалий жизни.

Разумеется, выстраивание подобной сетки координат отнюдь не исключает необходимости уточнения семантического объема каждого концепта или дидактического конструкта в связи с личностным и профессиональным самоопределением университетского преподавателя, который ведет курс культурологии для «не культурологов». Проблема «перевода» (корректного или некорректного) обусловлена индивидуальной профессиональной подготовкой преподавателя, его способностью осуществлять процедуры выбора теории, подхода и языка и умением адаптировать их к целям и задачам высшего образования. В данном случае следует подчеркнуть, что культурология в цикле ГСЭ выполняет функции фундаментальной общеобразовательной дисциплины, необходимой для подготовки студентов по разным профессиональным направлениям и специальностям. Это предполагает наличие в перечне дидактических единиц, содержании учебной литературы и учебных курсов разъяснений относительно важности освоения дисциплины «культурология» в рамках различных образовательных программ, ее фундаментального и инструментального значения для подготовки студентов. Однако в настоящее время содержание этой дисциплины достаточно далеко от компетенции и функциональных задач, актуальных для успешной деятельности выпускников в российском обществе и на современном рынке труда.

Сходные проблемы характерны и для профессионального культурологического образования в высшей школе. В первом и втором поколениях государственных образовательных стандартов, в соответствии с которыми выстраивались программы ВПО по культурологии, содержание подготовки студентов по специальности (дипломированный специалист) и направлению (бакалавр, магистр) оказалось максимально приближенным друг к другу. Общая установка, которой руководствовались в 1990-е годы разработчики всех стандартов, состояла в том, чтобы студенты имели возможность легко переходить из одной программы в другую, а в случае необходимости – после четырех лет подготовки по программе бакалавра – за один год осваивать профессиональную подготовку по программе специальности. Это не только обусловило содержательное родство программ подготовки дипломированных специалистов и бакалавров (за вычетом дисциплин специализации), но и в значительной мере обесценило первоначальную стратегическую идею о разности функциональных задач и компетенций выпускников.

В настоящее время ядро подготовки студента-культуролога (по специальности и направлению) образует цикл общепрофессиональных дисциплин. Это теория культуры, итория культуры, эстетика, теория и история искусства, теория и история литературы, история религий, семиотика и лингвистика, культурная антропология, культура повседневности, риторика, древний язык, прикладная культурология.

Большая часть общепрофессиональных дисциплин представлена в стандарте в виде крупных блоков знания, что позволяет диверсифицировать их в учебных планах в «согласованные курсы или родственные дисциплины». когда «теорию культуры» можно «развернуть» в дробные учебные курсы по теории, методологии, философии, социологии культуры. А дисциплина «история культуры» предполагает детализацию в курсах по истории культуры различных регионов и стран.

Трудности перевода фундаментального знания о культуре в образовательные программы подготовки по направлению и специальности «культурология» сопряжены с осуществлением процедур отбора единиц дисциплинарного знания и их адаптации к разным целям и задачам этих программ, равно как и к различному формату рабочих учебных планов. В российских образовательных программах по культурологии нелегко достичь гибкости и динамизма в представлении «предмета», тем более что постановка и решение этой задачи не предусмотрены действующими государственными образовательными стандартами. На практике в процессе «переноса» фундаментального знания в образовательные программы нередко имеет место трансляция «окостеневших» его форм в учебные дисциплины. При этом знание о культуре редуцируется к схематичным вневременным универсалиям. Сегменты академического знания зачастую произвольно «вынимаются» преподавателем (или автором учебного пособия) из разных фундаментальных дисциплин, изучение которых считается необходимым в рамках основной программы. Повышенная проницаемость дисциплинарных границ академической культурологии создает для преподавателей дополнительные трудности в определении содержательно-предметного стержня образовательной программы.

Упомянутые выше проблемы можно увидеть и в содержании общепрофессионального цикла учебных дисциплин, которые формируются в соответствии с основополагающим принципом «полноты» представления предмета (например, «теория культуры», «история культуры» и др.). Предполагается, что каждую фундаментальную дисциплину, входящую в рабочий учебный план, следует адаптировать к целям и задачам профессиональной образовательной программы подготовки студента-культуролога. Так, общепрофессиональные дисциплины «теория и история литературы», «теория и история искусства», «семиотика и лингвистика» и ряд других, представленных в учебных планах культурологической подготовки как совокупность родственных курсов, с необходимостью должны встраиваться в такую образовательную программу и подчиняться ее логике.

В лучшем случае это предполагает расстановку необходимых акцентов в способах репрезентации содержания фундаментальных дисциплин, которые «переводятся» в конкретные учебные курсы. Независимо оттого, какой курс ведет преподаватель, проблему «перевода» он обязан увязывать с более общими задачами построения единого содержательного пространства образовательной программы по культурологии и при этом понимать специфику подготовки студента по направлению или по специальности (ориентируя курс на конкретные функциональные задачи и компетенции). Это требует ясности в определении места и статуса каждого курса, который становится частью образовательной программы. Разрешение данной проблемы организаторам учебного процесса и преподавателям российской высшей школы дается непросто. Тем более что до сих пор слабо учитывается принципиальная разность образовательных целей, функциональных задач и компетенции, которые обусловливают подготовку студентов по специальности 020600 и направлению 520100 «Культурология».

В настоящее время система образования в России приобретает более открытый характер, поскольку в нее начинают включаться личные образовательные программы обучающихся («индивидуальные образовательные траектории»), чья деятельность может выстраиваться в соответствии с личной стратегией «образования на протяжении жизни», проходить в нескольких образовательных учреждениях (последовательно или параллельно).

Построение базовых частей образовательной программы по другим основаниям (нелинейно, а «сверху вниз», т.е. от конечной цели подготовки выпускника, предполагающей выработку конкретных компетенции и способностей, к решению функциональных задач) создает возможность определения системных принципов создания содержательных связей внутри федерального и национально-регионального компонентов профессиональной образовательной программы и между ними. Таким образом, важнейший вопрос об оптимальном соотношении общепрофессионального и «компетентностного» элементов в образовательной программе сопрягается с вопросом о фундаментальности высшего профессионального образования.

В современной российской высшей школе фундаментальная составляющая предполагается и в общем высшем образовании, и в общем профессиональном образовании, она может выражаться различными способами и в разных формах. Ее значение для подготовки студентов, как правило, высоко оценивается руководителями высших учебных заведений и образовательных программ. Однако при этом сама фундаментальность высшего профессионального образования трактуется главным образом как энциклопедизм и высокая теоретичность знания, приобретаемого выпускниками. Фундаментальная подготовка нередко противопоставляется общепрофессиональной специализированной подготовке. В конечном счете «фундаментальное» по умолчанию выносится за пределы «общепрофессионального». Отчасти подобная позиция может объясняться распространением в последние годы в российской системе высшего образования либерально-рационалистической модели обучения, для которой характерна прагматическая ориентация выпускников на определенные сегменты рынка труда. Между тем даже в самом схематичном виде фундаментальность подготовки может быть представлена в образовательном процессе весьма широко и в разных видах – как ознакомление обучающихся в рамках любой учебной дисциплины с общенаучными парадигмами, теоретико-методологическими основаниями различных наук, содержанием универсальных и специальных научных категорий и понятий, процедурами критической рефлексии и проч.

(Окончание в следующем номере).

 

Г.И. ЗВЕРЕВА





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 585 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2091 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.