Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Человек как объект и субъект культуры

Особенности культурологи как науки

1)Кл-интегративная наука

2)Кл-социогуманитарное знание

Структура Кл:

1:теория культуры (изучает генезис,функции и типологию культуры.

2)история К (изучает культуру в ее конкретном содержании, объясняя причины смены культур.-историч. Формации

3) Социология К (Изучает функционирование К в разных соц. Слоях

4)Психология К (изучает особый психотип человека,сложившийся в особой определенной ситуации.

5) Антропология К (изучает человека во всех его проявлениях,как субъекта,т.е. создатели культуры.

Функции Кл:

1)Нарративная (рассказ)

2)Дескриптивная (описание)

3)Прогностическая (перспектива)

4)герменевтическая(толкование текстов)

5)Оценочная(сравнение объектов и явлений К.

6) Объяснительная (сведение к понятному.

Методы Кл:

Аксиологический- культура формируется в процессе преобразования окр.мира и самого человека.

Диалектический-изучение культуры как развевающегося стороннего явления.

Системный-предпологает анализ культуры как систему культ. Феноменов.

Типологический-выявление типов культур.

Семиотический-используется при рассмотрении культуры как формы общения людей посредством языка

 

2. К-весь мир, преобразованный чел-ом, мир мыслей,идей.К-мир артефактов. Артефакт-это предмет возникший вне природном процесс

Структура К

1)Материальная(орудие труда)

2)Социальная(Гос-во,власть)

3)Духовная(искусство,философия,религия,наука,мифология)

Сущность К:предпологает неразрывное единство природы, человека и его деятельности. Деятельность-это физич. и умствен. Активность человека, направленная на преобразование природных объектов, а так же на внутренний мир самого человека.

3.

4.Функциикультуры -это совокупность ролей, которые выполняет культура в обществе.

Основные функции культуры:

Гросиологическая(позновательная)-познание выступает необходимым элементом всей деятельности человека.

Информационная-выраженные в языковых системах мысли и представления преобретают самостоятельное,внеличностное существование.Они становятся социальной информацией.

Креативная(преобразующая)-освоение и преобразование окружающего мира является фундаментальной потребностью человека.

Аксиологическая(ценностная)-через систему ценностей, накопленных в культуре,осуществляется регуляция человеческой деятельности и формировании внутренних смыслов миров.

Аккумулятивная(накопительная)благодаря культуре в обществе становится возможных хранение и систематизация информации.

Коммуникативная-развитие форм и способов коммуникаций – важный аспект культуры чел-ва.

Регулятивная(нормативная)-любая культура вырабатывает нормы поведения,регулирующие порядок в обществе.

Адаптивная-человек преспосабливает среду к себе изменяет ее в соответствии со своими потребностями.

Интегративнаякультура,направленная на объединение людей в рамках одной культуры и за ее пределами.

5.Язык культуры -совокупность знаков,символов,текстов.

Вербальные-естественные языки,искусственные языки

Невербальные-языки жестов,мимики

Знак -минимальный носитель информации,заместитель материальн.объекта

Виды знаков:

1)Естественные(природные признаки)

2)Фундаментальные(указывают на функцию объекта пр очки

3)Конвенциональные

4)Индексы

5)Иконические(фото,портреты)

Символ -знак не имеющий предметного значения.

Символ выражается через цвет,форму,число,искусство,мифологию,политику,спорт.

6.Типология -метод научного познания,основанный на классификации явлений по критериям.

Критерии принципа и основания: время,пространства,этнос,религия.

Т ипологизация:

1)Временная-смена эпох

а)по культурным эпохам(первобытность и древний мир(античность и Древний восток,средневековье,возрождение,новое время,новейшее.

б)по соц. Экономич. Формац.(первобытно-общинная,рабовладельческая,феодальная,капиталистическая,социалистическая.

2)Пространственная

а)Этническая

б) Региональная(Западно-европ,юго-восточ)

3)географическая

а) Основной тип культур(Япония)

б) Континентальный тип К(европа)

в) Морской(Италия)

4)Конфессиональная

-индобуддийский тип

-христианский тип

Даосиский тип

-исламский тип

5.Формационная

1)аграрная(доиндустриальная)

2)индустриальная(промышленная)

3)постиндустриальная(нформационная)

6)социокультурная(субкультура)

7.Массовая культура -фформа развития культуры в условиях индустриальной цивилизации.

Особенности:Общедоступность,серийность,коммерческий хар-ер,упрощенность эстетической нормы.

Элитарная культура-закрытая,особый дорогой образ жизни

Особенности:сложность языка,нетиражированность,эксклюзивность,утонченность,индивидуализированный характер,креативность и творчество.

 

8.Субкультура -совокупность норм,ценностей,идеалов,символов какой-либо социальной группы,сущ-ей относительно самостоятельно в культуре общ-ва в целом.

Молодежная субкультура -культура молодого поколения,имеющего общность стиля жихни,поведения,ценностей и стереотипов.

Особенности современной молодежной субкультуры России

1)Развлекательная направленность

2.Вестернизация культ. Потребностей и интересов.

3)Преобладание потребительских ориентаций над созидающими

4)Слабая индивидуализированность и собирательность.

5)Внеинституциональная

 

Восток

направленность сознания-внутренний мир,космоцентризм(,мир создан природой; Теоценбризм-бог центр

Отношение к природе-созерцательное

Отношение к временориентирован на вечное

Отношение к религии-ведущая одна религия-хрестианство

Тип познания-нельзя познать мир полностью,он познаваем до определенных границ

Слово,знание,образование-немногословны;вредное,полезное,свое,чужое,дети учатся

Власть-власть выше закона;свобода не ценность традиции важнее бог.

Судьба-что судьбой предначертано то и случится

Медицина-здоровья

Запад

Направленность сознания-внешний мир;антропоцентризм(человек в центре)

Отношение к природе-утилитарное

Отношение ко времени-ориентирована на настоящее и будущее

Отношение к религии-много религий

Тип сознания-миррационально позноваем

Слово, знания,образование-избыточны,люди эрудиты,детей учат

Власть – закон выше власти

Судьба-человек сам решает свою судьбу

Медицина-медицина болезней

11 Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. Концепцию происхождения культуры
Теория о происхождении культуры получила свое развитие в работе Фрейда «Недовольство культурой». Предметом анализа в книге является личность в культуре, ее психологические характеристики, поведенческие стереотипы, взаимодействие с окружающей средой, внутриличностные процессы. Культура выстует в качестве системы норм и запретов, которой присущ психологический конфликт между устремлением к индивидуальной свободе и сдерживающими (во имя интересов социума) эти устремления культурными нормами.

12. 7. Культурологическая концепция Шпенглера (Ш.) Гл. идея, кот. он развивал — взгляд на совр. общ-во как на гибель и упадок всего чел-ва.Ш. счит., что нет единой общечел-кой к-ры, а есть лишь различные к-ры, каждая из которых имеет свою собственную судьбу. К-ра по Ш-ру — это символическое выражение, смысловая целостность, в которой реализует себя соответствующая душа. К-ра — объективированное, реализованное в символах, матер. предметах духовное, иррациональное, субстанциональное начало. Каждая душа по Ш. явл. уникальной и не может быть выражена рациональными средствами.Ш. выделяет след. типы души: 1) Аполлонистическая, 2) Магическая, 3) Фаустовская. Он счит., что этим типам души соответствуют греч-кая; средневек. арабская и Европ-кая к-ры. Ш. различал живую деятельность души, ее творческую реализацию и к-ру как систему символов, появляющуюся в рез-те объктивации. Т.е. душа — живой процесс, а к-ра — рез-т этой деятельности. Ш. счит., что в основе каждой к-ры лежит своя индивидуальная, уникальная душа, которая проходит в своём развитии след. стадии: 1) детство; 2) юность; 3) зрелость; 4) старость. К-ры отлич. между собой политич., соц.-экономическими отношениями, религией, искусством и наукой. Т.о. укаждой к-ры развив. своё собственное мировоззрение, т.е. у каждой к-ры своя религия, наука, экономика и т.д. Ш. отрицал возможность формирования общечел-кой к-ры и системы ценностей, на кот. она базируется.Гл. смысл в существовании к-ры — это выражение своей собственной индивидуальности. Смерть к-ры по Ш. наступит тогда, когда она полностью исчерпает свои возможности для развития. Он пришел к выводу, что совр. Европа нах. в стадии умирания к-ры. Сравнивая к-ру с цивилизацией он говорит: к-ра — живое тело духовности, а цив-ция — её мумия. Признаки цивилизации — люди нач. благоустраивать свою личною жизнь, преследуют в осн. узко-практические материальные цели, а культурные, духовные ценности вообще перестают волновать людей. Это состояние общ-ва и есть цив-ция.Ш. счит., что умирание Европы непреодолимо и будущего у нее нет. Чтобы Европа возродилась необх. пересмотреть свои ценности и обратиться к истокам общ-ва и к-ры.

13. 5. Культурологические концепции Данилевского (Д) Д. изложил свою конц. в книге «Россия и Европа». Культурологич. идеи Д-го сформир. под влиянием естественных наук (гл. образом биологии) и многообразия к-р народов, с кот. европейцы столкнулись во 2-ой пол. 19в.. В основе теории Д-го — идея обособленных локально-исторических типов (ЛИТ) подобных живым организмам. Эти ЛИТ нах. в отношениях борьбы друг с другом и с внешней средой. Д. счит., что ЛИТ замкнуты, не общаются между собой и не заимствуют ценностей друг друга. Все типы прох. в своем развитии след. стадии: возмужание, дряхление, гибель. ЛИТ отлич. по религ., политич., соц-экономич. признакам. Д. выделил 10 таких ЛИТ: египетский; китайский; ассирийско-вавилоно-финикийский (древнесемитский); индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; новосемитский; германо-романский. Он также выделил 2 типа, кот. были погублены и не смогли пройти все стадии в своём развитии: мексиканский и перуанский. Д. счит., что все эти 10 ЛИТ совершили полный цикл в своём развитии, имеют свою индивидуальную сист. ценностей и участвуют в дальнейшем развитии всего чел-ва.Уязвимость конц. Д-го: 1) механич-ий перенос понятий биологии на историю, история лишается своего качественного многообразия; 2) принимаются значения общечел-кой к-ры, хотя не отрицает возможность влияния одной к-ры на другую, счит. местные культ-ые типы более значительными. Концепция Д-го оказалась довольно перспективной и её рассм. как попытку пересмотреть место Зап. Евр. цивилизации в общечел-ой семье народов.

18.Культура и природа. Этапы формирования отношений между чел-ом и природой:

1)первобытность

2)покорение природы(потребительское отношение к природе)

3)Коэволюция(совместный процесс человека и природы)

человек──культура─природа(и наоборот)

человек активно преобразует окружающий мир и в результате этой деятельности он все больше отделяется от природы,выступая в кач-ве покорителя.Взаимодействие человека и природы происходит посредством орудий труда,использование которых можно считать началом культуре.Человек во многом учится у природы.Многие научные изобретения-это результат наблюдения и осмысления природных явлений.

К-единственный внебиологический способ передачи информации.Искусственное наследоваться не может!

Экологическая культура-способ согласования природного и социального развития,при котором обеспечивается охранение и восстановление природной среды.

19.Культура и общество-тесно связанные явления,взаимообуславливающие существование друг друга.Отношения культуры и общества-это отношения взаимопорождения и взаимовлияния.

Общ-во -ценностная система,в которй индивиды объединены совокупностью связей и отношений со сложной структурой,иерархией и соподчинением во взаимодействии людей.

Общ-во создает поле деятельности человека

Для общества жизненно важно регламентировать,упорядочивать и закреплять соц.значимые отношения. Это регулирование обеспечивает соц. Институты.

Соц. Институты -исторически сложившиеся высокоорганизованные системы, в рамках которой функционирует К. Основная задача-удовлетворение базовых потребностей человекаю

Виды институтов

-Экономические

-Политические

-Воспитательнын

-Нормативно-ориентирующие

-нормативно-санкционирующие

-церимониальные

Культура и личность

Индивид-единичный представитель человеческого рода, носитель физ. И соц. Черт человечества

Личность-социокультурное кач-во индивида,харак-ее его включенность в общественные отношения

Индивид-ость-самобыытность,уникальность,неповторимость личности.

Факторы формирующие личность

-Культурно-исторический

Национальные

Ценности К

-социокультурный опыт

-религиозные верования

-Соц институты

Формирование личности обеспечивают два процесса

-Социализация

-Инкультуризация(постижение человеком др. культурных миров)

Человек как объект и субъект культуры

Субъект-тот,кто активен по отношению к объекту

По отношению к К человек является:

1)продуктом культуры

2)потребителем культуры

3)создателем культуры

4)транслятор культуры

Вприроде информация не наследуется,потомучто носитель-биологическое тело.В К информация может существовать отдельно от человека.

21.Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, которыйзатрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение Роль этикета в обществе всегда была очень велика чтоподтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией,функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами

Виды этикета

Повседневный этикет представляет собой единство норм, традиций и обычаев, которые необходимо соблюдать в ежедневном бытовом общении:

Деловой этикет предписывает, как нужно вести себя на работе, в контактах, касающихся ведения бизнеса, при встречах с партнерами и так далее

Воинский этикет представляет собой совокупность общепринятых правил общения военных друг с другом и с гражданскими лицами, предписывающих, как нужно выглядеть и вести себя при этом

Придворный этикет - свод строгих правил, которых должны были придерживаться все присутствующие в монарших дворах

Правила придворного или, как его еще называют, дворцового этикета строго регламентируют поведение при дворе монарха, причем важную роль здесь играют национальные традиции и особенности культуры страны.

22. Социализация – такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию.

Первичная социализация. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Однако первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, это область межличностных отношений.

Вторичная социализация. Это сфера социальных отношений, охватывает вторую половину жизни, когда повзрослевший он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: государством, СМИ, армией, судом, церковью, трудовым коллективом и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

23.Культурные ценности - объективно значимые для челов-ого общ-ва идеи и т.д. способные удовлет-ять потреб-ти,желания и интересы чел-ка.

Классиф.ценностей

По степени обобщенности

а) общечеловеческие ценности

б)национальные

в)соц.классовые

г)индивидуальные

По содержанию

а)витальные

б)социальные

в)политические

г)научные

д)религиозные



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эллинизм как тип культуры, его синкретический характер | Культура: процесс sui generis
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1013 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2280 - | 1986 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.