Новейшая социальная философия. Введение
Новейшая социальная философия, представленная в этом курсе есть, социальная философия Новейшего времени. В стилистическом плане это социальная философия модерна и постмодерна.
Курс тематически состоит из трех частей.
Первая часть, «Введение» представляет собой по существу философию истории, т.е. философию современности с точки зрения того, как может в этой современности существовать социальная философия, здесь же и создаваемая.
Вторая часть «Модерн» — это рассказ о ваших дедах и отцах, которые считали себя современными и для своего времени были правы.
Третья часть «Постмодерн» – это рассказ о вас самих. Вы также считаете себя «современными», а отцы и деды представляются вам «несовременными» в том, в частности, как именно они считали себя современными.
Курс вращается вокруг идеи современности.
В конституировании новейшей социальной философии играет исключительную роль социология.
Новейшая социальная философия есть социальная философия в присутствии социологии.
Классическая социальная философия, до возникновения социологии, синкретически соединяла в себе философские и позитивно-научные моменты. Социология как отдельная позитивная дисциплина возникла, когда общество как «объект» попало в перспективу научного видения мира в смысле Галилеевой науки.
Трудности размежевания социальной философии с теоретической социологией выводят на первый план в новейшей социальной философии проблему позитивизма.
Впрочем, ситуация взаимоотношения науки и философии глубже, чем сравнительно частное явление позитивизма. Уже Ньютон и Лейбниц, (задолго до О. Конта!), обозначили два отношения к философии. Для Лейбница источник науки лежит в метафизике, а для Ньютона – наоборот, метафизика может быть редуцирована к науке.
Речь идет, таким образом, не только и не столько о позитивизме, сколько о сциентизме как новоевропейском феномене вообще.
Ключевые проблемы новейшей социальной философии:
Во-первых, это загадка Новоевропейской цивилизации, - что такое Новоевропейская цивилизация? - Ее, так или иначе, пытались решить М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Маркс и др. Является ли эта цивилизация случайным отклонением от магистрального пути эволюции человечества или, наоборот, - она сама и есть этот магистральный путь.
Во-вторых, это загадка «надлома» этой цивилизации, если использовать термин А. Тойнби. Иными словами, это вопрос – что такое модерн.
В-третьих, это вопрос о том, что случилось с социальным миром, когда он породил – вдруг! - коммунизм, фашизм, экстремизм и т.п.? Иначе говоря, что такое тоталитаризм?
В-четвертых, что такое постмодерн. Этот последний вопрос имеет глубокий практический смысл. В конечном счете, его разрешение помогло бы понять нам, в какой мере мы справились с таким явлением как тоталитаризм, не ждет ли нас он в будущем в еще более жестких формах, чем фашизм и сталинизм.
На одно из первых мест в новейшей социальной философии мы ставим Эмиля Дюркгейма, хотя он вовсе не старейший из рассматриваемых нами персон.
Дюркгейм был одним из первых, кто открыл стихию социального как такового. Эта стихия не биологической, как, скажем, у Дарвина, и не божественной, как у Гегеля, природы. Она – особая, специфическая, социальная, и в то же время это в полном смысле «родная стихия», мы сами часть этой стихии, она проходит через нас, и в нашей воле ее изменить и направить. Эта стихия – социальная субстанция.
Дюркгейм на два года моложе З. Фрейда и на сорок лет моложе К. Маркса. Годы рождения и смерти Э. Дюркгейма символичны. Он родился в том году, когда К. Маркс написал «К критике политической экономии», предварительный вариант «Капитала». Он умер в год коммунистической революции в России, воплотившей идеи автора «Капитала» в жизнь.
Дюркгейм рационалист, причем не гегелевского, а декартовского толка, испытавший влияние Сен-Симона. Он отчетливо и последовательно выразил идеи социологизма и социоцентризма.
Хотя фигура Дюркгейма с точки зрения идей новейшей социальной философии предстает, без сомнения, как исходная его идеями и концепциями тогда еще не руководствовалась идеология верхов, исходившая главным образом из религиозных представлений и ориентировавшаяся на монархические идеалы. Однако Дюркгейм понимал, что в его социальной философии речь идет о новом, социологическом, видении социума, которое будет столь же практически полезно для управления обществом, как оказались полезны для техники и естественные науки. Социология в данном случае это не только форма социального философствования, но и форма идеологии.
Модерн в социальной философии характеризуется, если выразиться крылатым словом Достоевского, потерей «веры в Шиллера».
На Западе говорили о том, что «Бог мертв» и произошло «расколдование мира». Дюркгеймовский социум лишен явного божественного начала. Дюркгейм сделал один из первых шагов на этом пути, шаг важный, хотя - неуверенный и робкий.
Все отцы-основатели новейшей социальной философии находятся, как бы дрейфуют между профессорской кафедрой, библиотекой и кабинетом, с одной стороны и политической трибуной, с другой. Перед нами некоторая типическая ситуация.
Налицо соединение двух типов карьер (академическая карьера и – политическая деятельность). Речь идет о взаимодействии в одном человеке теории и практики.[1] Что касается Дюркгейма, то он почти полностью на профессорской кафедре. Хотя Дюркгейм практически не вмешивается в политическую и социальную жизнь, но для него, как и для каждого социального философа, всегда возникает вопрос о воплощении своих идей в практику. Тем более, концепция социоцентризма утверждает, что сама природа социальных идей коренится в ткани человеческого общения.
Первая мировая война для Дюркгейма это, прежде всего, теоретическая катастрофа. Та «воля», о которой еще сто лет назад вещал А. Шопенгауэр тот «жизненный порыв», о котором учил А. Бергсон, та «белокурая бестия», о которой пел свои иронические эпатирующие песни Ф. Ницше, - все это обнаружилось как самая непреложная социальная реальность. Рационализм декартовского типа, как казалось, рухнул не только теоретически, но и практически.