Болотова Юлия Геннадьевна,
кандидат культурологии,
доцент кафедры культурологии БГУКИ
«Чем богаче определяемый предмет, тем более разнообразными могут быть определения его различных сторон»
И.В.Ф.Гегель
КУЛЬТУРА (КУЛЬТУРА) (лат. colo - обрабатывать, возделывать, разводить, обитать, охранять; cultura - возделывание, обработка, почитание, воспитание, образование, развитие) – высокий уровень качественного развития общества, творческих сил и способностей индивида, нашедший выражение в специфически человеческих способах и формах организации жизнедеятельности, а также в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях. Одна из универсальных категорий современного сознания.
Слово «К.» впервые встречается в тр. М.П.Катона «О земледелии» в значении - «cultura agri», т.е. «возделывание поля», и лишь благодаря М.Т.Цицерону К. стала восприниматься как «cultura animi», т.е. «возделывание души». Однако, вплоть до эпохи Просвещения слово «К.» использовалось как метафора. Теоретическое содержание слово «К.» приобретает в трудах С.Пуфендорфа, И.К.Аделунги, И.Г.Гердера и др. В России слово «К.» распространилось на столетие позднее, чем в Западной Европе. Первое научное определение К. было дано в 1871г. Э.Б.Тайлором в кн. «Первобытная культура». В настоящее время насчитывается 500 определений понятия «К.».
Слово «К.» является одним из самых употребляемых в лексиконе. Чаще всего оно используется в значениях «приспособление к природным условиям и пересоздание природы», «продукт жизнедеятельности людей», «социальная память человечества, его традиции», «поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством символов», «правила, организующие определенный образ жизни людей», «способ передачи небиологической информации путем образования и воспитания».
ХХ-ХХІвв. впервые в истории, возможно, станут эпохой доминирования «логики культуры» (В.С.Библер). На современном этапе принято говорить не столько о К., сколько о множестве К. Ряд ученых выступили с предложением создать науку о К. (Г.Риккерт, А.А.Белый, Л.Э.Уайт). Рождение культурологии принято связывать с выходом в свет кн. Л.Э.Уайта «Наука о культуре» (1949г.).
ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ (АБ’ЕКТ КУЛЬТУРЫ) (лат. objacio – бросаю вперед, противопоставляю; позднелат. objectum – предмет + лат. cultura - возделывание, обработка, почитание, воспитание, образование, развитие) – область познания и деятельности субъекта культуры; продукт реализации творческой активности субъекта.
О.К. является все содержание культуры и проживание этого содержания субъектом. В результате познания О.К. субъектом культуры в последней формируются новые знания, а также эмоционально-ценностные критерии и оценки. О.К. чрезвычайно сложен. Основными О.К. являются природа, человек, общество. Из перечисленных О.К. человек представляется сложнейшим, поскольку одновременно является и субъектом культуры. Противопоставление объекта субъекту в данном случае относительно. О.К. и субъект культуры диалектически взаимосвязаны и представляют в своем единстве систему созидательной деятельности людей.
Раскрытие содержания О.К. предполагает ответ на вопросы «что такое культура?», «что имеется в виду, когда говорится о ее высоком или низком уровне развития?», «чем определяется развитие культуры?».
Культуру следует рассматривать как целостное и органичное явление. С современной т.з. она представляет собой открытую нелинейную динамичную и саморазвивающуюся систему. В широком смысле культура включает в себя все утвердившиеся в обществе формы жизнедеятельности, а в узком смысле ее границы совпадают с границами сферы духовного творчества. Сторонниками данного подхода для характеристики негативных общественных явлений используется понятие «антикультура», а культура – это то, что содействует развитию, а не деградации человечества. Культура объективирует себя в различных механизмах, сооружениях, знаниях, умениях, навыках и механизмах их трансляции, мировоззрении, видах и отраслях труда, способах и формах общения, нормах морали и права, произведениях искусства, системе знаков и символов.
В современных условиях происходит трансформация О.К. и формирование глобального культурного пространства как поликультурного континуума.
СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ (СУБ’ЕКТ КУЛЬТУРЫ) (лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе + лат. cultura - возделывание, обработка, почитание, воспитание, образование, развитие) – человек, познающий мир культуры и воздействующий на него своей практической жизнедеятельностью; физические и юридические лица, участвующие в культурной деятельности.
К настоящему времени утвердилось т.н. субъективное материалистическое мировоззрение, признающее активную роль С.К. в процессе познания и преобразования действительности. В ходе культурно-исторического процесса С.К. осуществляет свободную, специальную, целесообразную и производительную деятельность по изменению окружающего мира.
Принято считать, что человек является одновременно и творением, и творцом культуры. Сущность описанных процессов передают поэтические строки:
…Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий
Своеобразие человека как культурного существа требует противопоставления его миру природы, понимаемому как некультурное пространство. Культура – это все то, что создано человеком, его трудом, разумом, творческой энергией, наделено в той или иной степени и форме культурным содержанием и является частью культурного производства. Культура возникает и функционирует как специфически человеческий способ и универсальная характеристика актов и результатов жизнедеятельности людей, их исключительная собственность. Нет общества, народа, социальной группы, лишенных культуры - поведение людей так или иначе задано культурой. При этом она рассматривается как главный смысл и ценность человеческого существования. Культура открывает путь к освоению многовекового человеческого опыта для формирования жизненной стратегии каждого индивида. На рефлексивной глубине самопознания и поисков предельных оснований себя человек «дорастает» до идеального мира культуры и начинает использовать сокровища мировой культуры как форму самодетерминации собственной жизни, сознания и мышления.
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ (АБ’ЕКТЫ КУЛЬТУРЫ) (лат. objacio – бросаю вперед, противопоставляю; позднелат. objectum – предмет + лат. cultura - возделывание, обработка, почитание, воспитание, образование, развитие) – материальные и духовные, движимые и недвижимые, исторические и современные продукты познания и деятельности субъекта в области культуры.
Понятие “О.К.” следует отличать от ряда близких по смыслу или родственных понятий. Например, понятие “О.К.” шире, чем понятие “организации культуры” и “учреждения культуры”. В отечественных научных источниках понятие “О.К.” к настоящему времени, не смотря на очевидность его обыденной интерпретации, практически не разработано. Однако нормативно-правовые документы государств СНГ уверенно оперируют понятиями «О.К.» и «объекты культурного наследия».
Понятие «О.К.» наиболее детально рассмотрено в Модельном законе «О культуре» Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (2004 г.). К объектам материальной культуры отнесены имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения и предметы, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Под объектами духовной культуры понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, произведения литературы, искусства и народного художественного творчества.
В особо охраняемую категорию О.К. на территории СНГ выделены «историко-культурные ценности» и «культурное наследие». На практике в Список историко-культурного и природного наследия ЮНЕСКО включены 3 объекта мирового культурного наследия и 1 природный объект, находящиеся на территории РБ. В настоящее время в РБ реконструируется около 400 объектов культурного наследия национального и местного значения.
Понятие «О.К.» упоминается также в тексте законов РБ «О культуре»(2004г.), «Об охране историко-культурного наследия РБ»(2006г.).