17. Объективная истина — такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Истина — это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Понятие истина является сложным и многосторонним. Относительная истина — это ограниченное знание, о чем либо. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или оказаться заблуждением. Из этого складывается абсолютная истина. Абсолютная истина — это полное исчерпывающее знание о сложном объекте. Существует точка зрения, что знание лишь тогда истинно, когда оно не противоречиво, логически стройно, то есть согласованно с имеющейся системой взглядов. Другим критерием истины является признание истинным того, что полезно для человека. Эти точки зрения характеризуют свойства, которые хотелось бы обнаружить в истинном знании однако критики изложенных взглядов отмечают, что не всякая логически стройная теория является истинной. Более надежным критерием истины считается практика. Но эта точка зрения подвергается критике: практика не охватывает весь реальный мир, к тому же практическое подтверждение какой либо теории может произойти не сразу.
Виды человеческих знаний и их особенности.
18. Ближе всего к истине стоит научное знание. Особенности: объективность; развитость понятийного аппарата категориальность; рациональность непротиворечивость, доказательность, системность; проверяемость; высокий уровень обобщения; универсальность исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин; использование специальных способов и методов познавательной деятельности. Социально знание — это знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами. Если представитель общественных наук обращается к фактам, законом, зависимость его исследований является социальное знание. К гуманитарному знанию относится философия, поскольку обращена к духовному миру человека. Задача гуманитария — понять помыслы и намерения. Понимание — одна из особенностей гуманитарного знания. Практическое знание — рожденное опытом повседневной жизни.
Мировоззрение и ее роль в жизни человека.
19.Мировоззрение -это весь окружающий нас мир. Классификация типов мировоззрения может быть различной. В истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из философов отдают приоритет Богу теоцентризм или природе природоцентризм, другие — человеку антропоцентризм, либо обществу социоцентризм, либо знаниям, наукезнаниецентризм, наукоцентризм. Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное. Роль мировоззрения в деятельности людей: 1 именно мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности; 2 именно мировоззрение через свою философскую сердцевину позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных целей; 3 на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций, человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Типы мировоззрения и их особенности.
20. Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Религиозное мировоззрение — мировоззрение основой, которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой культуры. Оно имеет сильные и слабые стороны. Сильные — тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека. Слабые — непримиримость к другим жизненным позициям. Научное мировоззрение — законное наследие того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижение науки. Достоинства — прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов. Но нельзя закрывать глаза на то, что человек еще не занял в научном мировоззрении подобающего ему места.
Особенности научного мышления.
21. Особенности:
• объективность
• развитость понятийного аппарата категориальность
• рациональность непротиворечивость, доказательность, системность
• проверяемость
• высокий уровень обобщения
• универсальность исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин; использование специальных способов и методов познавательной деятельности
Свобода как условие самореализации личности.
22. Таким образом, общество, общественные условия — необходимое условие свободы личности. Однако нельзя забывать и о внутренней свободе человека, его духовном самоопределении свободе духа, власти человека над своим телом и душой. Ведь обстоятельства или мотивы, как говорил еще Гегель, господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это. Именно поэтому подлинно свободной личностью может быть только духовно самостоятельный человек, способный созидать свой дух из материала своих страстей и талантов, и только такой человек, который всегда ответствен за свой выбор и свои действия перед собой и другими людьми.
Свобода человека и ее ограничители.
23. У каждой общественной системы не только свои свободы, но и свои ограничители свободы. Новые права, призванные ослабить отменить базовые административно-командные ограничители, расширить пространство жизненных возможностей и поддержать рост социальной активности, способствовали изменению системы социальных отношений, что поставило многих членов российского общества перед новыми ограничителями. Прежние ограничители тоже не исчезли мгновенно. К тому же, как это бывает при кардинальных изменениях в обществе, возникают дополнительные ограничители, не связанные с исчезновением старых и появлением новых прав. Иными словами, в ходе реформирования система социальных ограничителей приходит в движение: одни ограничения отмирают, другие появляются; не осознаваемые прежде ограничения становятся явными, а часть из осознававшихся ранее ограничений в новых условиях уходит на второй план, начинает восприниматься как преимущество, а не как недостатки прежней жизни; одни преодолеваются легче, чем прежде, другие, напротив, становятся непреодолимыми.
Выбор человека ответственности за его последствия. Гражданские качества человека.
24. Ответственный человек отвечает за свои действия и поступки. Быть ответственным означает действовать и принимать решения, осознавая все последствия своих действий. Все мы на 100% ответственны за все, что происходит в нашей жизни, потому что каждый из нас делает выбор в каждый миг, в каждый момент своей жизни, что сказать, что сделать — что и создает все события и ситуации, которые происходят. Притягиваем и соответствующих людей. Человек выбирает и есть последствия этого выбора, опять выбирает и опять последствия выбора…и т.д. Ведь говорят же случайностей в жизни не бывает. Каждое событие в нашей жизни не случайно! Быть ответственным означает действовать и принимать решения, будучи готовым ко всем последствиям своих действий. Все мы на 100% ответственны за свои мысли, слова, чувства, действия и поступки в любой ситуации, которая возникает в течение всей нашей жизни. Человек сознательный, который принимает все последствия своих действий, мыслей, высказываний, решений и реакций, чувств и эмоций становится человеком совершенно ответственным. Такой человек знает, что каждое событие, принятое или непринятое, но создано лично, приносит ему колоссальный опыт и огромное развитие личности.
Социальные взаимодействия. Человек в группе. Межличностное общение взаимодействие.
25. Социальное взаимодействие — это систематические достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями. Люди осуществляют взаимодействия на разных уровнях общности. В соответствии с этим можно выделить межличностные отношения индивидов; личностно-групповые отношения; межгрупповые отношения. Развитие социальных отношений может происходить в двух направлениях: усиление связей, партнерских отношений или обособление и даже противостояние. Основные формы взаимодействия: сотрудничество, соперничество, конфликт. Сотрудничество предполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партнерами, государствами, сотрудничество между фирмами. Соперничество проявляется в стремлении сторон превзойти друг друга, добиться определенного успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон.
Проблемы межличностного общения в молодежной сфере. Умение общаться. Толерантность.
26.Межличностное общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияния на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса. Молодежь как особая социально-демографическая группа обладает специфическими особенностями общения и взаимодействия, построения отношений, которые в первую очередь проявляются на межличностном уровне. В курсе затрагиваются проблемы молодежной коммуникации лексика, сленг, невербальные средства, межличностного взаимодействия этикет, конфликты и межличностного восприятия возрастные и личностные особенности. Рассматривается продуктивные и непродуктивные тактики коммуникации и взаимодействия в молодежном общении. Существование индивида как личности и проявление его социальных качеств и свойств в общении и взаимоотношениях людей: достижение взаимопонимания при контакте, опережающие коммуникации, умение коммуникантов общаться на вербальном и невербальном уровнях. Толерантность — социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Во многих культурах понятие толерантность является своеобразным синонимом терпимости. Понятие толерантность было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 30-х годов XX века оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 90-х годов XX века. В отличие от терпимости терпеть — не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное, толерантность в современный язык слово пришло из англ. tolerance — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных.
Межличностные конфликты: причины, истоки. Межличностные конфликты в молодежной сфере. 27.Межличностные конфликты — это конфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов — как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость. Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников: оценка поведения другого как недопустимого, низкий уровень социально-психологической компетентности когда, например, человек не представляет себе, что есть много выходов из конфликтной ситуации, недостаточная психологическая устойчивость, плохо развитая способность к эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, холерический тип темперамента, чрезмерная выраженность отдельных черт характера. Психологическая несовместимость — неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др. Общество как сложная динамическая система. Подсистемы и элементы общества.
28. Общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Макроструктура общества как системы состоит из четырех подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности — материально-производственной, социальной, политической, духовной. Общество — это сложная система своего рода суперсистема. Характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных, так и идеальных. Основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами — это система обладает интегративным качеством. Интегральные, т.е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, а представляют новое качество.