Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


На Древнем Востоке, в Древней Греции и Риме, в средневековой Европе и в мусульманском мире




Хотя слово "социология", введенное Огюстом Контом, имеет сра­внительно недавнее происхождение, несистематизированные наблюде­ния и обобщения социологического характера являются столь же древ­ними, сколь и другие общественные науки. Они содержатся в зна­чительном числе древних манускриптов. Человеческое знание в далеком прошлом было еще не разделено по отраслям и отдельным научным дисциплинам, которые для нас сейчас привычны. Большинство шедевров прошлого содержали в синкретической форме элементы того, что было позднее названо религией, поэзией, философией, естествознанием и социальными науками. Частью эти труды являются совершенно социологическими по своему характеру. Многие фрагменты конфуци­анских текстов — теории пяти социальных отношений (почтительность к старшим, благотворительность и взаимность как квинтэссенция со­циальности, ритуал, церемонии, поэзия и музыка как средства со­циального контроля) — являются не политическими, не философскими по своему характеру, но определенно социологическими. То же самое верно и в отношении ряда текстов даоизма, трудов других китайских социальных философов. Таким же образом многие трактаты древ­неиндийских мыслителей, в особенности "Законы Ману", "Бригаспати", "Нарада" и "Установления Вишну", являются крупными социологи­ческими исследованиями, выделяющими повторяющиеся характеристи­ки и отношения, общие для всех или для специфических классов социокультурных явлений1.

 

1 Sarkar B. The Positive Background of Hindu Sociology. Allahabad, 1937; Motvani K. Manu. Madras, 1934; Granet M. La pensee chinoise. P., 1934; Hertzlcr J. The Social Thought of the Ancient Civilizations. N. Y., 1929.

 

 

С еще большей уверенностью можно говорить о социологическом крене в трудах греческих, римских и средневековых ученых. Даже мысли­тели досократовского времени в Древней Греции, такие, как Солон, Парменид, Гераклит, Пиндар и Протагор, предложили много социоло­гических обобщений. "История Пелопоннесской войны" Фукидида соде­ржит разделы, представляющие специальную социологию революции, войны и политических режимов, не говоря уже о его дедукциях по поводу отношений между различными классами социокультурных явле­ний. "Государство" Платона, его "Законы" и некоторые диалоги, такие, например, как "Политик", так же как "Политика" Аристотеля и в мень­шей степени "Никомахова Этика", являются крупными произведениями по общей и специальной социологии, что подтверждается их анализом дружбы как особого типа социальности, дифференциации и стратифика­ции. Дальнейшее доказательство социологического содержания этих произведений можно найти в их общих теориях революции, исследова­нии циклов в эволюции политических режимов, корреляций между типа­ми личности, культуры и политическими укладами и т. д. В "Истории" Полибия содержится социологический анализ. Работы Страбона, Вар-рона, Цицерона, Лукреция, Колумеллы, Птолемея, многих менее извест­ных авторов, таких, как историки Дикеарх, Флор и Диодор Сицилийс­кий, риториков Цензорина, Цельза, Секста Эмпирика, поэта от науки Марка Манилия и других авторов, столь же плодотворны в социологи­ческом отношении. Особенно велик был вклад выдающихся римских юристов в структурную социологию, а также в то, что сейчас называется "институциональной" и "формальной" социологией. В своих работах, позже объединенных в юстиниановском своде законов, они дали непрев­зойденный анализ и определение всех основных социальных институтов и основных форм социальных отношений: брака, семьи, государства, собственности и владений и т. д.1 Социологические исследования были продолжены Августином, Иринеем и другими отцами церкви, работы которых так же, как и работы других средневековых мыслителей (напри­мер, Эригена, Исанна Солсберийского, Иоахима де Флора), юристов и схоластиков (например, Данте, Пьера дю Буа, Марсильо из Падуи, Альберта Великого, Фомы Аквинского, Роджера Бэкона, Николая Ку-занского и других), содержат ряд социологических наблюдений и обоб­щений в различных областях социологического знания. Большинство учебников игнорирует средневековье, как будто в нем не было ни поли­тических, ни экономических, ни социологических, ни философских те­орий. На самом же деле оно гораздо богаче работами во всех этих областях, чем обычно думают, и нуждается в более тщательном ис­следовании, чем то, что предпринималось до сих пор2.

 

1 Jaeger W. Paideia. Oxford, 1933-1944. 3 Vols.; Menzel A. Griechische Sozioiogie. Wien, 1936; Ihering R. Geist des romischen Rechts. B., 1894-1907. 3 Bds.

2 Gierke O. Das deutsche Genossenschaftsrecht. B, 1868-1913. 4 Bds,; Janet P. Histoire de science politique. P., 1887; Mellwain C. H. The Growth of Political Thougth in the West. N. Y., 1932; Carlyle R. W, and A. A, History of Medieval Political Thought, in the West. Edinburgh, 1903—1928. 5 Vols.

 

Однако до XIV века социология едва ли представляла собой систе­матическую дисциплину. Такой вид она приобрела с написанием в XIV веке "Исторических пролегомен" (1377) великим арабским мыслителем и государственным деятелем Ибн Халдуном (1332—1406). В этом об­ширном труде Ибн Халдун всесторонне рассмотрел почти все основные проблемы современной общей и специальной социологии в условиях кочевых и цивилизованных обществ. Большие куски этой работы кажут­ся вполне современными и в настоящее время. Вместе с Платоном, Аристотелем, Вико и Контом Ибн Халдун бесспорно является одним из отцов — основателей социологии (также, как, впрочем, и научной ис­тории). К несчастью, работа Ибн Халдуна оставалась неизвестной за­падным ученым вплоть до начала XIX века.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 450 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2463 - | 2219 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.