Лекции.Орг


Поиск:




Краткое изложение проблем курса




1. Введение. Анализ музыкальных произведений как научная и учебная дисциплина. Основные этапы развития анализа. Цели, средства, задачи, способы, объекты анализа музыкальных произведений. Основные методические принципы процесса изучения анализа.

2. Музыкальный материал. Региональная и историческая обусловленность музыкального материала. Основные параметры характеристики музыкального материала тональной музыки европейской традиции. Типы музыкального материала; способ существования музыкального материала; функция музыкального материала в формообразовании.

3. Форма и структура. Форма и смысл. Проблема формы и содержания в музыке. Существующие точки зрения на форму в широком и в тесном смыслах слова. Понятие структуры. Структура: элементы, целое, связи. Взаимоотношения элементов структуры и смысла. Понятие темы и мотива.

4. Мелкие построения. Инструментарий для анализа мелких построений. Классификация мелких построений. Основные признаки мелких построений: масштаб, состав, способ членения. Понятие нормативности. Нормативные и ненормативные построения.

5. Период. Исторические пути формирования периода. Функциональные и структурные характеристики периода. Период как мелкое построение. Нормативные и ненормативные периоды.

6. Ритм в формообразовании. Ритм в жизни и в искусстве. Музыкальный ритм: многогранность его проявлений. Понятие о ритме в широком смысле слова. Структурный ритм; процессы суммирования, дробления, замыкания. Тональный ритм; смысловой ритм. Период как наименьшее крупное построение. Классификация периодов с точки зрения действия в них смыслового и тонального ритмов.

7. Простые формы. Понятие простой формы. Основные особенности простых форм. Исторические судьбы простых форм. Проявления ритмических закономерностей в простых формах.

8. Простая одночастная форма. Отличие простой одночастной формы от формы периода. Специфические черты анализа простых форм. Сфера использования простых одночастных форм.

9. Простая двухчастная форма. Определение простой двухчастной формы. Разновидности простых двухчастных форм, принципы их классификации и специфические особенности. Сфера использования простых двухчастных форм в инструментальной и вокальной музыке.

10. Простая трехчастная форма. Определение простой трехчастной формы; роль репризности. Разновидности простых трехчастных форм по типу средины и по типу репризы; принципы классификации. Сфера использования простых трехчастных форм.

11. Сложные формы. Общая теория сложных форм. Основной аналитический инструментарий для их анализа. Понятие формообразующего и конструктивного принципов. Иерархия сложных форм.

12. Вариации. Историческое развитие вариационных циклов. Разновидности вариационных циклов. Реализация формообразующего принципа тождества и конструктивного принципа многочастности. Принципы анализа и классификации вариационных циклов. Вариации в инструментальной и в вокальной музыке.

13. Сложная трехчастная форма. Историческое развитие сложных трехчастных форм. Разновидности – по типам средины и по типам репризы. Сфера использования сложных трехчастных форм. Принципы анализа формообразующего принципа контраста.

14. Рондо. Историческое развитие рондо. Разновидности формы рондо. Реализация формообразующих принципов тождества и контраста. Специфика анализа каждой разновидности. Рондо в инструментальной и вокальной музыке. Принципиальные отличия формы рондо от вариаций и сложной трехчастной.

15. Сонатная форма и высшие типы рондо. Основные черты сонатной формы. Формообразующий принцип динамического сопряжения. Структура и смысл сонатной экспозиции. Основные типы разработки. Разновидности реприз. Сфера использования сонатных форм. Высшие типы формы рондо, реализация формообразующих принципов, разновидности, сфера использования.

16. Смешанные формы. Циклические формы. Проблема цикла в историческом времени. Разновидности циклов. Смешанные формы, принципы их характеристики.

17. Вокально-хоровая музыка: развернутые формы. Развернутые формы вокально-хоровой музыки. Кантата, оратория, месса, пассионы, реквием. Проблемы форм в опере. Синтетические формы.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 367 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

1295 - | 1219 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.