Народное искусство рождается из обычаев, вкусов и верований народа. Это цельный и стройный мир особого отношения человека к окружающему миру и себе самому. Декоративно-прикладное искусство - генофонд культуры, выкристаллизовавшееся многовековое представление народа о красоте, целесообразности и гармонии. Оно удивляет нас в музеях, рассказывая о минувшей жизни. Оно заботится о нас в повседневной жизни, наполняя быт красивыми предметами и вещами.
Оегодня мы приглашаем вас.в мини-музей филимоновской игрушки. Здесь мы не только узнаем историю известного промысла, но и сами сможем: Ф лепить по мотивам филимоновской игрушки;
рисовать в этом альбоме традиционные орнаменты на полосках (для тренировки)
и на фигурках (для радости и красоты);
составлять истории о забавных игрушках и разыгрывать с ними веселые сценки.
Мастера делают филимоновские игрушки в виде свистулек. Но для этого нужны специальные инструменты и особые умения. Любая филимоновская игрушка обычно лепится целиком из одного кусочка глины. - Этот способ лепки называется скульптурным или пластическим. Мы с вами попробуем лепить в такой технике фигурки, похожие на филимоновские, но только без свистков. А потом распишем их настоящими узорами.
Игрушкинепростые- глиняные, расписные
О давних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки.
Делают филимоновские игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Глина там мягкая, рукам послушная и цветная - белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Лепят из нее барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Игрушки эти забавные, высокие, веселые и такие вытянутые, буто всегда чему-то удивляются. И все они - не простые игрушки, а свистульки. У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат - в гусей, у курочек - в хвостики или в ножки-подставки. И во все игрушки можно заливисто посвистеть.
Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в тех же оврагах, где добывали глину. Игрушки на огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.
После обжига игрушки расписывают. Украшают их чаще всего цветными полосками, а еще - елочками, пятнышками, простыми ягодками и цветами, похожими на солнце. И краски берут яркие, летние, солнечные-желтые, красные, малиновые, зеленые.
Вот такие веселые игрушки издавна и по сей день мастерят филимоновские мастера и мастерицы.
Познакомимся
.равни между
собой филимоновские и дымковские игрушки. Видишь: филимоновские игрушки более просты по силуэту; они как будто тянутся вверх своими высокими шеями.
На филимоновских игрушках нет таких мелких деталей и украшений, как на фигурках из Дымки.
барыня филимоновская
Вот барыни |
■ |
< |
барыня дымковская |
Лепим по мотивам филимоновскои игрушки
А это козлики
козлик из Дымки |
козлик из Филимонов о
Птичка-невеличка
Возьми комок глины, пластилина или солёного теста величиной с грецкий орех. Раскатай шар.
Захвати пальцами с одной стороны и слегка вытяни - это будет голова.
Слегка вытяни и заостри клювик. Сгладь переход от головы к туловищу.
Оттяни немного глины с другой стороны и сформируй хвостик. Такую птичку после просушки и росписи молено посадить на веточку, пенёк или в гнездышко.
Петушиная семейка
Раскатай шар из комка глины величиной с детский кулачок. Вытяни вверх шею.
Слегка наклони маленькую голову. Заостри клювик.
Нижнюю часть обхвати пальцами, сожми, оттяни и расплющь, чтобы получилась подставка.
Посмотри на фигурку и постарайся определить, где у нее может быть хвостик. Если вытянуть лишь слегка, получится курочка.
Если же оттянуть часть материала и смоделировать более пышный хвост —
загнуть, повернуть, сдавить...- получится петушок.
Но тогда не забудь про гребешок и бородку.
Крылышки процарапай стекой, прищепи или налепи по бокам туловища.
Вылепленных птичек можно разместить на одной подставке, соединить грудками. А если вылепить впридачу несколько цыпляток, получится петушиная семейка.
Забавны6 игрушки- веселыезверушки
исходная
форма
Посмотри - исходная форма одна, а животные получаются самые разные.
Нужно лишь вылепить характерные детали. Найди здесь корову, козлика с зеркальцем, оленя, лисичку с курочкой.
Барыни-затейницы
Поставь заготовку на стол. |
Начинай лепить с юбки. Л юбку сделай из шара. Скатай между ладонями шар и надень его на боАыиойй палец.
Вытяни шар вверх и постепенно расширяй углубление снизу (не спеши)
Сплющивай стенки юбки большим и указательным пальцами. Старайся, чтобы толщина слоя была равномерной — примерно 5-7 мм.
Вытяни вверх туловище. Наметь небольшую часть для головы. |
Ниже головы захвати пальцами немного глины с обеих сторон и наметь руки.
Все вытянутые части сравни между собой по величине, пропорциям и смоделируй.
У барыни можно изменить положение рук. А на руки посадить птичку или положить каравай хлеба. |
Сделай головной убор. Сплющь на голове поля шляпы, прижми и сверху прикрепи тулью -небольшой цилиндр, вылепленный отдельно. |
Рассмотри игрушку со всех сторон, подправь пальцами или стекой, разгладь влажной тряпочкой. Просуши несколько дней или сделай обжиг в печи.
1
Лепимигрушки
Курочка
Лепим скульптурным способом. Исходная форма - удлиненный овоид (яйцо). Слегка загибаем оба конца вверх. От большего конца оттягиваем часть и формируем шею, голову, клюв. На голове прищипываем гребешок. Меньший конец тоже слегка вытягиваем и формируем хвост. Подставку лепим из конуса или сплющенного шара. Размещаем курочку на подставке, прижимаем, сглаживаем место соединения. Высушиваем и украшаем курочку характерными элементами, но стараемся придумать свой орнамент.
.Петушок
Исходная форма - удлиненный овоид (яйцо) или широкий цилиндр. Раскатываем заготовку прямыми движениями ладоней, сглаживаем. Концы полученной формы неравномерно загибаем вверх: для шеи повыше, для хвоста пониже. Шею слегка изгибаем, формируем на ней головку - слегка оттягиваем и закругляем. Вытягиваем клюв, прищипываем или лепим отдельно бородку и гребешок. Хвост у филимоновских петушков не очень выражен, так как в нем обычно прячется свистулька. Делаем его в виде короткого цилиндрика, чтобы сохранить облик народной игрушки. Для этого слегка вытягиваем часть глины и формируем пальцами, а затем проделываем отверстие карандашом или мизинцем. Если хочется сделать более нарядного петушка, хвост расплющиваем в виде горизонтального или вертикального веера.
Из отдельного кусочка глины делаем подставку. Для этого лепим конус или шар, расплющиваем для устойчивости и прикрепляем к туловищу петушка. Высушиваем и украшаем красными, желтыми и зелеными полосками и пятнышками.
Курочку и петушка можно расположить на одной общей подставке и даже соединить их грудками и клювиками, Получится такая же композиция, как и у филимоновских мастериц.
Лошадка.
Лепим конструктивным или комбинированным способом. Делим кусок глины на три примерно равные части. Самую большую часть раскатываем в ладонях продольными движениями, создавая цилиндр. Это передняя часть лошадки.
Верхний конец слегка оттягиваем, заостряем кончиками пальцев и сгибаем так, чтобы стало похоже на шею и голову. Нижний конец разрезаем стекой вдоль пополам так, чтобы стало похоже на ноги. Каждую из ног слегка оттягиваем, заостряем и сглаживаем. Из другой части глины лепим короткое цилиндрическое туловище.
Третью часть раскатываем в неширокий конус. Это задняя часть лошадки. Верхний ее конец заостряем и слегка сгибаем, чтобы стало похоже на хвост. Нижнюю часть конуса разрезаем стекой вдоль, чтобы получились две одинаковые ноги. Сравниваем их по длине с передними ногами.
Все вылепленные части соединяем, сглаживаем пальцами и влажной салфеткой. Легкими, аккуратными движениями пальцев оттягиваем уши, прищипываем гриву и хвост. На такую лошадку можно посадить всадника.
Вылепленные игрушки высушиваем и разрисовываем гуашью. Стараемся передать колорит и орнамент народных игрушек.