Относительно времени написания Евангелия, в настоящее время существует распространенная точка зрения, что ев. Марк первым написал свое Евангелие, однако эта точка зрения не всеобщая. Основанием для такой точки зрения является тот факт, что когда евангелисты Матфей и Лука согласны между собой, они всегда согласны с Марком, а когда Матфей и Лука по разному освещают события, тогда они и с Марком не согласуются. Возникла теория по которой они пользовались Евангелием от Марка или той редакцией этого Евангелия которая до нас не дошла. Итак, ев. Марк, видимо, является самым правильным из евангелистов написавших свое Евангелие. Что известно о Марке? Если пользоваться Священным Писанием, то мы узнаем, что Ев. Марк имел еще одно имя – Иоанн. Именно под таким именем мы встречаем его в Деяниях Апостольских. Узнаем, что у его матери был дом в Иерусалиме, в котором собирались ученики Христовы. Именно в этот дом пришел Петр, после того как Ангел освободил его из темницы. Некоторые предполагают что это тот самый дом, в котором Христос совершал последнюю Свою вечерю – Тайную Вечерю. Также узнаем из Деяний Апостольских, что Марк был в родстве с апостолом из семидесяти Варнавой. Видимо Марк был еврейского происхождения и жил в Иудее. Из сведений, которые нам оставил Папий Иерапольский - св. отец второго века, в своих комментариях на высказывания Христа, говорил что Марк был спутником Петра и помогал ему в его проповеди в Риме. Из священного писания мы также узнаем, что Марк был также спутником Павла. Деяния Апостольские говорят нам о том, что между Марком и Павлом произошел некий разлад, когда Марк не захотел идти с Павлом и Варнавой туда, куда посылал их Дух Святой. Марк вернулся в Иерусалим. После этого Павел отказался взять его с собой во второе миссионерское путешествие. По-видимому инцидент этот был исчерпан, Марк покаялся и между ним и Павлом восстановился мир и согласие христианское и во втором послании к Тимофею мы читаем, что Павел просит Марка придти к нему в Рим. По словам Папия Марк был и спомощником апостола Петра в его проповеди в Риме. Также Папий говорит, что Евангелие от Марка есть записанные Марком высказывания Петра о Христе. Поэтому Евангелие от Марка есть по сути дела Евангелие Петрово, и еще когда Петр узнал что Марк по просьбе римских христиан, записал высказывания его, он прочитал, одобрил, но не проявил никакого интереса к этим записям. Итак, Евангелие от Марка – 16 глав. Если рассматривать его тематическое деление, то Евангелие от Марка можно разделить на две части. Первая часть с 1-го стиха по конец 8-й главы в которой говорится о проповеди Христа в Галилее. Эта первая часть Евангелия говорит о деяниях и проповеди Христа в Галилее. Именно здесь мы встречаем великие чудеса Христовы. Вторая часть с 27-го стиха 8-й главы и по конец 16 главы – это часть говорящая о страданиях Христа в Иерусалиме, о Его распятии и Воскресении. Эта часть отличается даже по повествованию от первой части. Начинается она с Преображения Господня и с трехкратного предсказания Христом своих грядущих страданий. Если мы откроем текст Евангелия от Марка, 1я глава, мы увидим интересную вещь «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия». Всего шесть слов удивительно емких. Начинается и Книга Бытия «В начале было Слово», также начинает евангелист Иоанн «В начале бе Слово». Книга Бытия говорит о творении мира, евангелист Иоанн говорит о предвечном бытии Слова Бога, а евангелист Марк говорит о начале Евангелия. Термин Евангелие в Новом Завете употребляется в своем первом значении - «Благая весть». В отличие от Евангелиста Матфея и евангелиста Луки, которые говорят о детстве Христа, евангелист Марк сразу начинает Евангелия с начала проповеди Христа. Приводя, объединяя, слова пророка Исайи и пророка Малахии, евангелист Марк говорит о том, что первыми словами проповеди Господа Иисуса Христа был призыв к покаянию «Покайтеся, приблизилось бо Царствие Небесное». В 15 стихе 1главы отмечается особенность «И говоря: исполнилось время, приблизилось Царствие Небесное». По гречески получается очень глубокое значение «исполнилось» в смысле «совершилось», настал тот момент, к которому история шла. История буквально завершилась. С начала проповеди Христа начались последние, эсхатологические (эсхатология – учение о конце света) времена. Итак мы видим, что с начала благой Вести исполнилось время, реченное пророками, ожидаемое ветхим Израилем. И Евангелие начинается в проповеди действия, Господь обращается с призывом «покайтеся». По гречески- «обратитесь», «метанойя» это такое состояние, когда человек полностью меняет свое умонастроение. Можно проиллюстрировать примером – идет человек по дороге, и вдруг его зовут «Иван!». Он оборачивается и идет на 180 градусов назад. Вот такое значение имеет греческое слово «метанойя», когда человек обращается. Христос призывает своих слушателей к обращению – нету времени для полудействий «приблизилось бо Царствие Небесное». Итак начало Евангелия – приближение Царствия Небесного. Вот этот краткий пролог Евангелия от Марка чрезвычайно важно. У евангелиста Луки будет гораздо более длинное вступление. Но краткое вступление Евангелия от Луки не уступает вступлению от Иоанна. Очень интересно, что после Крещения, которое описывают все евангелисты, и евангелист Марк. Мы читаем «и когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа как голубя, сходящего на Него и был глас с небес «Ты Сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Немедленно после этого Дух ведет Его в пустыню. Мы с вами увидим, как евангелист Марк будет настаивать на том, что Христос действует в Духе Святом, Он исполнен Духа Святаго. Особенно силен этот акцент – у евангелиста Луки. Христос ведется Духом Святым в пустыню и был там сорок дней, искушаемый сатаной, прежде проповеди. Это очень важно, в контексте Евангелия от Марка, который показывает, что вся жизнь Господа есть борьба со злом, борьба с сатаной и его слугами. Одиннадцать раз евангелист Марк упоминает в своем Евангелии о нечистых духах, для сравнения – у евангелиста Матфея всего три раза, а у Евангелиста Луки пять, хотя Евангелия куда более длинные. Христос пришел, чтобы победить сатану и победа Христа - в Духе Святом. Евангелист Матфей и Евангелист Лука рассказывают об искушении Господа в пустыне о трех искушениях, которые Господь отразил. Искушение хлебом, искушение славой, искушение чудом. Евангелист Марк не говорит об этом ничего: «И был там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаной, и был со зверями и ангелы служили Ему». Евангелист Марк приводит нам важные сведения об искушении Господа в пустыне, оказывается, Он был там сорок дней, оказывается, Он был там со зверями, был искушаем сатаной. Греческое слово дает понять, что искушение было не один какой-то раз и даже не два и не три, а искушаем все сорок дней. Глагол употреблен в таком времени имперфект, которое говорит о продолжительном времени действия. «Был со зверями» - очень важное замечание, Святые Отцы практически все его комментируют, обращают на эти слова внимание. Что это значит? Говорят Святые Отцы: Христос есть новый Адам, некогда звери в раю были с Адамом и не боялись Адама, и Адам не боялся зверей. Так и здесь – Христос со зверями, звери не вредят Ему. В истории Церкви святые, достигавшие высоты святости, имели совершенно отличные от наших отношений со зверями – вспомните преподобного Серафима, преподобного Сергия. Человек, освященный благодатью, восстанавливает в себе Образ Божий и в том числе по отношению ко всему мирозданию. Христос показывает пример, что тот, кто в Боге и с Богом тому повинуются и звери. «И Ангелы служили Ему» - глагол также показывает, что все сорок дней Ангелы были с Ним. Это особенности Евангелия от Марка, у других Евангелистов такого нет. Итак, Христос предстает нам как новый Адам. Первый Адам пал под действием лукавого, второй Адам победил лукавого. Особенностями Евангелия от Марка является также его внимание к двум сторонам служения Господня, или к двум сторонам Личности Самого Господа – Его Человечеству и Его Божеству. Марк, как никто другой из Евангелистов, говорит о Христе, как об истинном Человеке. Именно Марк указывает на проявление всех человеческих эмоций. Господь скорбит (гл. 8, 12), Господь может негодовать (гл. 11, 14), Господь может печалиться (гл. 3, 5). Именно Евангелист Марк приводит слова Господа на Кресте, те слова, которые называют «воплем богооставленности» «Боже Мой, Боже Мой, вскую оставил Мя еси» (15 глава, 34). В Своем человечестве Господь дошел до самой глубины богооставленности. Он почувствовал в Себе то, что чувствует человечество, лишенное полноты Богообщения, то, что чувствует отринутый, отпадший от Бога человек. Один из известных проповедников в своей проповеди может быть, немного дерзновенно сказал, что на Кресте Христос в своем человечестве почувствовал то, что должен чувствовать атеист, который не имеет Бога, который предстоит перед этой жуткой бездной. Но Евангелист Марк особенно ярко рисует не только человечество Христа, но и говорит о Его Божестве. Изображая Христа как человека, называет Его Сыном Человеческим – 14 раз, это особый термин. Но указывает и на полноту Божества, называя Господа Сыном Божиим. Первый стих, первая глава говорит «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» - не простого проповедника из Галилеи, очень святой жизни, а Сына Божия. Именно как Сына Божия исповедует Христа Голос Отеческий, дважды в Евангелии от Марка – при Крещении и при Преображении. Бог Отец подтверждает «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его послушайте». Толкователи видят в словах «Его послушайте» намек на слова, которые мы читаем во Второзаконии, когда Моисей пророчествует о Христе «Бог воздвигнет вам иного, сильнейшего меня пророка, Его послушайте». Здесь звучит «Его послушайте», Христос не просто новый Адам, Он еще и новый законодатель, новый Моисей. Итак, Христос истинный Сын Божий. Еще одной яркой особенностью Евангелия от Марка является акцент на спасительной вере. Христос выходит на проповедь с призывом «Покайтеся и веруйте в Евангелие». Вера, по Евангелисту Марку, спасает тех, кто имеет ее. Глава 5, 34 «Он же сказал ей «Дщерь, вера твоя спасла тебя, иди в мире и будь здорова от болезни твоей»». В 10 главе, 52, слепому «Иди, вера твоя спасла тебя». Он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге. Вера спасает даже тогда, когда есть вера друзей, вспомним, евангелист Марк описывает исцеление расслабленного, которого принесли его друзья. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному «Чадо, иди прощаются тебе грехи твои» (2, 5). Именно здесь Церковь видит основание наших молитв за ближнего. За нашу веру, за нашу молитву, Господь исполняет прошение в отношении тех, о ком мы просим. Знаменательны слова Иаиру, несчастному отцу, у которого умерла дочь. 5, 36 «Иисус, услышав сии слова, говорит начальнику синагоги «Не бойся, только веруй». Если будешь иметь веру, то не будешь посрамлен. Как гимн вере, звучат слова Господа, обращенные к отцу лунатика – слова приводит Евангелист Марк. После Преображения, во всех синоптических Евангелиях, к Нему подходит отец и говорит «Исцели сына моего, твои ученики не смогли исцелить его». Господь говорит несчастному отцу «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». Господь не раз упрекает в маловерии. Причем именно у Евангелиста Марка мы видим указание на то, что Господь неоднократно упрекает своих учеников в маловерии. «И сказал им: «Что вы так боязливы, или в вас нет веры» (ученикам, 4, 40). «Иисус, отвечая им, говорит: «Имейте веру Божию, ибо если кто скажет горе сей «подымись и ввергнись в море», и не усумниться в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет» (11, 22-23). Господь упрекает учеников за окамененное сердце, тех, кто рядом с Ним. Только у Евангелиста Марка это есть «Ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено»(6, 52). Сердце даже тех, кто рядом с Господом. Иисус, уразумев, сто ученики между собой общаются, думая, что хлеба не взяли, когда Христос упрекает их в закваске фарисейской, говорит «Что рассуждаете о том, что у вас нет хлебов, не разумеете, еще ли окаменено у вас сердце» (8, 17). Сердце, в котором нет веры. Апостол Павел об этом скажет «иудейский народ с необрезанным сердцем», в котором нет живой веры в Бога, не веры фарисейской, сухой, надменной, а веры живой, пламенной.
Интересно сравнить – хождение по водам описывается у всех Евангелистов, в том числе и у Иоанна. Редкий случай. Все синоптики говорят о том, что ученики испугались, Господь вошел в лодку и море утихло. И только Евангелист Марк говорит о том, что Христос упрекнул учеников в маловерии. Они от маловерия своего трепетали. Вспомним – это есть слова Петра, записанные Марком. Петра, который все время каялся и глаза у него все время были красные от слез, когда он вспоминал свое предательство, свое малодушие и отсутствие веры, которая позволила бы ему противостоять этому вопросу. Петр был всю жизнь к себе очень-очень строг за это малодушие, возможно, в его речах это и проявилось Евангелие от Марка мы не поймем, если не будем рассматривать его в обратной перспективе. Нам кажется, что Евангелист пишет изнутри – все происходит и он ходит и пишет. На самом деле Евангелие написано после Воскресения Христова. И читать его надо через эту пасхальную перспективу. По другому мы не поймем. В Евангелии от Иоанна очень хорошо сказано в прощальной беседе Господь говорит ученикам «Дух Святый придет и напомнит вам все, научит вас всему». И в Деяниях от Луки как раз об этом говорят «Дух Святый приходит» и те кто были немощными учениками, те у кого сердце было окамененное, становятся апостолами, проповедниками, они готовы покорить мир. Когда они получили дар Духа Святого, они стали истинными столпами Церкви. До этого они были людьми со своими слабостями, своими немощами – об этом честно говорит Евангелист Марк. Может быть, это Петрово восприятие, но Марк указывает на маловерие учеников. Кстати, интересный момент, вспомните «Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? Что за премудрость дана Ему и как такие чудеса совершаются руками Его?» (6,2). А в пятом стихе говорит евангелист Марк «И не мог там совершить никакого чуда, только на немногих больных возложил руки и исцелил их» - в своем Отечестве, в Капернауме. Нету веры у людей – Христос в Евангелии от Марка не есть какой-то сверхъестественный чудотворец, который творит чудеса и слепляет людей. Нет веры у людей – и Христос не творит чудеса. Христос творит чудеса, когда в сердцах есть вера – Марк это подчеркивает. Если человек не хочет свободно принять Христа, Христос не творит чудес, не сковывает свободной воли человека. Хотя, надо отметить Евангелие от Марка, особенно его первая часть, есть Евангелие чудес – здесь описано 15 чудес, больше чем в других Евангелиях. Концентрация чудес в Евангелии от Марка наиболее высокая среди синоптиков. Христос – чудотворец. Он - истинный Сын Божий, чудом подтверждает свое слово и дело. Но не творит чудеса если нет веры.
Во второй части Евангелия от Марка (с конца 8й главы), мы увидим, что чудес становится гораздо меньше. Складывается впечатление, что поскольку нет ожидаемого эффекта, веры нет, Христос меньше творит чудес. Итак, у Евангелиста Марка особый акцент на чудеса и на вере. Мы говорили, что Евангелие от Марка практически повторяется в Евангелии от Матфея и Евангелии от Луки – в значительной своей части. Но конечно, у Евангелиста Марка есть свои уникальные места. Уникальными называются места, встречающиеся только у одного евангелиста. Интересно, что только Марк вспоминает при взятии Господа в Гефсиманском саду о юноше, который следовал за стражей, и когда его схватили, он оставил свою одежду и убежал нагим. Исследователи, а еще раньше толкователи видят в этом такую как бы подпись евангелиста Марка, говорят, что это он себя изобразил, он был свидетелем. Еще одним уникальным местом является отсутствующая у Евангелиста Матфея восьмая притча о Царствии Небесном, о невидимо растущем семени. И она идет очень хорошо в контексте Евангелия от Марка. Марк настаивает на вере. Вера человека преображает, она приближает его к Богу, дает ему познать Бога. Вера и есть то невидимо растущее семя. Марк говорит о Царствии Небесном. Царствие Небесное стяжается верой. Как то семечко невидимо растет, так и вера в человеке возрастает невидимо. Человек не видит, как умножается вера, а умножается она Духом Святым. Евангелист Марк также отмечает трехкратное свидетельство Господа о предстоящих страстях. В 9, 10 главе Господь свидетельствует о Себе, о том, что Он пришел чтобы пострадать.
О Папии Иерапольском – Святой отец второго века, третье поколение христиан после апостолов. Апостолы рукоположили епископов, те епископы рукоположили епископов, он относится к этому поколению. Папий восходит к традиции апостола Иоанна Богослова, как духовный внук. Поэтому его слова обладают несомненным авторитетом, это одно из ранних свидетельств о Церкви в 1 веке. Но сами свидетельства Папия до нас не дошли на бумаге, а дошли в отрывках, в сочинениях историка 4 века Евсевия Кесарийского.
Евангелие от Луки – из 24 глав, самое длинное Евангелие по количеству стихов. Евангелист Лука, как и Марк, не был апостолом от двенадцати. Священное Предание причисляет его к лику апостолов от семидесяти. Кстати, именно Евангелист Лука, единственный говорит о том, что Господь, вслед за двенадцатью, послал еще семьдесят на проповедь. По преданию, Евангелист Лука происходил из Антиохии, был эллинского образования. Евангелие от Луки греческий язык в Новом Завете один из лучших. Он был врачом по профессии. Когда Евангелист Лука говорит о горячке тещи Петра, он употребляет термин, который выдает в нем человека, знакомого с медициной, в отличие от Матфея и от Марка. И действительно апостол Павел в своем послании к Колоссянам в 4й главе, обращается «Лука, врач возлюбленный». По преданию, Евангелист Лука был еще и первым иконописцем. И ряд икон Божией Матери, по преданию, написан Евангелистом Лукой. Папий Иерапольский говорит о нем, что он, как и Марк, не видел Господа во время Его земной проповеди. Евангелист Лука писал свое Евангелие для христиан из язычников и это очень важно. Матфей писал для христиан из иудеев, Марк писал для римских христиан (о том, что Марк писал для римских христиан, говорит тот факт, что он совершенно не употребляет топонимы, названия Святой земли, а если употребляет, то объясняет, это там то и там то. Когда он объясняет названия трав палестинских, он объясняет что это такое. Или вот – когда Господь нес Крест, Ему помогал Симон Киринейский, который был отцом Руфовым и Александровым. Руф и Александр – имена римские, латинские. Предполагают, что эти Руф и Александр были как-то известны Римской Церкви, поэтому он их и указал). Евангелист Лука писал для христиан из язычников, возможно для антиохийских христиан. Если мы теперь откроем первую главу Евангелия от Луки, также как Евангелия о Марка и прочитаем пролог и начало, то станет известно, почему евангелист Лука начал записывать свое Евангелие, хотя не был из числа двенадцати. «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами, служителями Слова, То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку написать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты знал твердые основания того учения, в котором был наставлен» (Лука и не присваивает себе того, что он был с самого начала очевидцем).Этого Феофила мы встретим еще и в Деяниях Апостольских. Это имя греческое, в переводе обозначает «Боголюб». Есть толкование, что это был некий высокопоставленный сановник, вторая точка зрения, что Феофил – это имя собирательное.
Матфей группирует события. Марк очень кратко излагает. Очень много того, что есть у Матфея, у Марка вообще нет. Детство вообще все опущено, сразу выходит Господь на проповедь. У Луки все не так. Лука очень подробно описывает события. Он евангелист-историк. Евангелие от Луки есть Евангелие радости, так его называют. Первые главы исполнены гимнами, славословиями в честь Бога. Гимн воспевает Богу Захария, Матерь Божия, Елизавета, Симеон праведный, Анна пророчица, все славят Бога. Евангелие заканчивается той радостью, которая объяла учеников, познавших Воскресение Господа. Они пребывали всегда в храме прославляя и благословляя Бога. Интересно то, что радость, которой пронизано Евангелие от Луки не какая-то житейская радость, а радость в Духе Святом, радость о Боге, радость богообщения. Именно такой радостью радовался Господь Иисус Христос. «В тот час возрадовался Духом Иисус и сказал..» Сам Христос в Духе Святом радуется. Несомненной особенностью Евангелия от Луки является очень подробное описание детства Христа. Именно Лука начинает с событий предшествовавших рождению Господа. Евангелие от Луки начинается с истории бывшей с Захарией, отцом Иоанна Крестителя, возвещения ему Ангелом о рождении сына. После этого благовестие Деве Марии. Здесь мы встречаем интересные слова: «не бойся Мария ты обрела благодать у Бога» На вопрос о родах, когда она не знает мужа, Ангел отвечает: «вот, Елисавет родственница твоя называемая неплодной, она зачала сына в старости своей, и ему уже 6-й месяц». С одной стороны Мария, из рода Давидова, а с другой стороны в начале Евангелия сказано, что Захария был священником, значит он был из рода Ааронова. В толковании мы встречаем, что бабки Пресвятой Девы и Елизаветы были родные сестры и происходили из рода Давидова. Одна из них вышла замуж в своем роде Давидовом, а другая вышла за левита. Поэтому Елизавета была из рода священнического, а Мария была из рода Давида. Ев. Лука описывает детство Христа, Его рождество. Он описывает поклонение пастухов. Этого нет у Матфея. У Матфея есть поклонение волхвов. Лука описывает принесение Младенца Иисуса в храм по закону: «всяк мужеский пол разверзающий ложесна свят есть Богу». Для этого совершалась особая жертва. Дева Мария и Иосиф исполняют законное предписание – приносят Младенца в храм. И здесь совершается то, что у нас называется Сретением. Старец Симеон воспевает хвалебную песнь Богу, пророчествует о Христе, говорит о Богородице: «и тебе оружие пройдет душу». Именно Лука описывает детство Господа в Назарете. У него есть эпизод, когда 12-ти летний отрок Иисус остался в храме. Зачем Луке так подробно описывать детство? Ему важно показать, что уже Младенец Иисус есть Христос Господь и Спаситель. Если мы посмотрим, именно так он Его и называет. Ангел говорит о Нем как о Спасителе, Сам о Себе Он говорит, что Ему надлежит быт в дому Отца. Он есть Христос. Он есть от Духа Святого: «Дух святый найдет на тя и сила Всевышнего осенит тя». Дух Святый помазывает Деву Марию. Христос означает Помазанник. Дух Святый почил на Христе с момента воплощение Его во чреве Богородицы. Вот для чего нужны Луке эти две главы, чтобы показать, что еще Младенец Он и есть Христос, Он и есть Спаситель, Он и есть Господь. Последующие события после крещения, у Луки делятся на две части, как и Матфея и у Марка. До исповедания Петра и Преображения, Лука связывает два события, и так называемый «путь на страсть». Это технический термин, который мы употребляем, чтобы понять смысл этого краткого периода – когда Господь идет в Иерусалим, чтобы пострадать. У ев. Луки этому посвящено 10 глав. Именно от Луки мы узнаем как Господь шел, по какому пути, узнаем те чудеса, которые Господь творил, те притчи, которые Он говорил.
Евангелие от Луки называют еще Евангелием Царства. Царство Небесное, Царство Божие, В Евангелии От Луки употребляется 32 раза. Проповедь Царства пришедшего в силе и есть цель служения Христа, так говорит ев. Лука. Христос пришел, чтобы открыть людям Царствие Небесное. Даже в чудесном насыщении 5000 человек Матфей и Марк говорят что Христос совершил это чудо, потому что сжалился над людьми, а вот Лука говорит, что Христос не просто беседовал, а беседовал о Царствии Небесном. Итак, Христос всегда, когда было можно всегда проповедовал Царствие Небесное, даже где у других евангелистов не сказано об этом, Лука на этом настаивает. В Евангелии от Луки мы читаем о том, что Царствие Божие внутри нас есть. «Был же спрашиваем фарисеями когда придет Царствие Божие, отвечал что Царствие Божие не придет приметным образом и не скажут вот оно здесь или вот, оно там, ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть». Христос указывает на то, что Царствие Божие есть реальность внутренняя, в сердце человеческом, если в сердце его нет, то стяжать его внешне нельзя никак. Ев. Лука, единственный среди синоптиков, имеет какое-то трепетно-трогательное отношение к язычникам. Лука по-особому относится к язычникам. Именно у Луки мы встречаем притчу о милостивом самарянине. Самаряне иноплеменники. Ев. Иоанн говорит: «не общаются самаряне с иудеями». Иудеи считали самарян еретиками, исказившими предание и писание, а Лука говорит, что именно этот иноплеменник и проявил милость. На примере этой притчи Христос говорит что ближний тот, кто оказал милость. Или притча (только у ев. Луки) о десяти прокаженных. Исцелил Господь десятерых и возвратился поблагодарить только один, и Лука упоминает, что он был самарянин. Зачем он это упоминает? Те по закону Моисееву пошли к священнику и принесли жертву, а этот не имея закона, пришел к Тому, Кто его исцелил и воздал Ему хвалу. И если вспомнить песнь Симеона Богоприимца «…свет во откровение языков..», Христос пришел для всех народов. Христос пришел, чтобы все народы обрели Бога. И в других местах отношение к язычникам у Луки более теплое, например, место где лука описывает события с женщиной сиро-финикиянкой. Особенностью Евангелия от Луки является его пристальное внимание к молитве. Евангелие от Луки есть не только Евангелие радости, но и Евангелие молитвы. Прежде всего молится сам Христос. Ев. Лука систематически указывает, что Христос молится. Христос молится и при крещении у ев. Луки. Сходит в Иордан и молится перед тем как на Него сходит Святой Дух. В пятой главе читаем: «Он уходил в пустынные места и молился», далее 6;12: «в те дни Он взошел на гору помолиться и пробыл там всю ночь в молитве к Богу, когда же настал день призвал учеников Своих и избрал из них 12». Перед избрании 12-ти Христос молится. Перед всеми важными событиями Своей жизни Христос молится. 9;18: «в одно время когда Он молился в уединенном месте ученики были с Ним, Он спросил: за кого почитает Меня народ?» - знаменитое исповедание Петра. Молитва Отче наш дается Господом как образец молитвы. Ученики просят: научи нас молиться, и тогда Христос дает молитву Отче наш. Христос сам молится и учит учеников молиться и нас вместе с ними. Потрясает описание молитвы Господа в Гефсиманском саду – знаменитое моление о чаше. Конечно чаша здесь как чаша искушений, чаша страданий. Только ев. Лука говорит, что Христос молился до кровавого пота. Сила напряжения Его молитвы была такова, что выступил кровавый пот. «Капли пота Его были как кровь капающая на землю». И Лука указывает, что явился Ангел и укреплял Христа в этой молитве. Итак, особое внимание на постоянную молитву – Христос молится, молится Духом Святым. Именно Духом Святым, потому что как ев. Марк, Лука замечает что Дух Святый повел Христа в пустыню. «Иисус исполненный Духа Святаго возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню». Христос послушен Духу Святому в Своем человечестве. И возвращается Христос из пустыни в «силе Духа». Именно Духом Святым Христос произносит Свою первую проповедь в Назарете И проповедь эта о чем? Он открывает книгу пророка Исайи и читает: «Дух Господень на Мне…». Христос говорит: исполнилось пророчество, Дух Святый, который на Мне, Он во Мне глаголет. Молитва Христа есть молитва в Духе Святом. Об этом говорит и апостол Павел в послании к Римлянам в 7-ой главе, что мы и молиться сами не можем, если не имеем Духа Святаго. «Также Дух укрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о чем молиться как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим., 8, 26). Как Христос молится в Духе, так и мы, христиане, можем молиться в Духе Святом. Кстати, об этом сказано в седьмой светильничной молитве на утрени, которую читает священник.
О родословии Господа – родословие есть и у Матфея. У Матфея родословие начинается с Авраама, потому что важно было показать, что Христос есть истинный потомок Авраама. У Луки по-другому, родословие – после Крещения. Христос крестился и начал свое служение, был Он лет тридцати. Лука указывает на это, возраст совершенный, возраст совершеннолетия, тот возраст, когда иудей мог проповедовать в синагоге. Так, Христос приходит в синагогу, берет книгу и читает, все глаза были устремлены на Него. «И был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфанов…» и т.д. Начинают от Иосифа и восходят к Адаму, не до Авраама, а до Адама. Почему? Во Христе все человечество, все потомки Авраама. Не только потомки Авраама, но и все народы суть сыны Божии во Христе. Особое внимание Евангелист Лука уделяет борьбе с сатаной. У Луки эта тема – по другому чем у Марка. «Окончив искушение, дьявол отошел от Него до времени» (4, 13). У прп. Максима Исповедника сказано, отошел до времени крестных страданий. Действительно, в конце Евангелия сказано, что сатана вошел в Иуду, предавшего Христа. По-другому Лука не может объяснить предательство, не деньгами, действием сатаны. Христос говорит, что сатана просил Его сеять апостолов и Петра как пшеницу. Вот на Кресте сатана приступает еще раз ко Христу. И вся жизнь Господа есть борьба с искушениями. Христос отразил все приражения дьявольские. У Евангелиста Луки – имя «Господь» 103 раза в Евангелии, 107 раз в Деяниях Апостольских. Почему на этом останавливаемся? Мы привыкли к имени – Господь Иисус Христос, как собственное имя. Если в Евангелии от Иоанна взять 19 главу – Мария Магдалина приходит ко гробу, видит пустой гроб, оборачиваясь, видит Христа, но не узнает Его и говорит: «Господи! Скажи мне, куда ты Его положил и я возьму Его». Она не узнала Его как Христа, но говорит «Господи!». По-славянски это «Господин». В греческом языке это слово употреблялось в двух смыслах. Как «господин», обращение, которым Мария обращается к садовнику, как ей кажется, и «Господь» как Божественное наименование. Когда семьдесят толковников переводили Священное Писание на греческий язык (Септуагинта, третий век до Рождества Христова), то священную тетраграмму, которую нельзя было произносить и писали без огласовок в последующей традиции, Имя Божие, которое Бог открыл Моисею, толковники перевели как «Кириос», «Господь». На языке Священного Писания «Господь» синоним «Бог». Лука говорит храме Господнем и говорит о Христе как Господе. Это особое выражение Божественного достоинства Христа - «Господь», во всех Евангелиях, а у Луки особенно. У Евангелиста Марка можно прочитать в окончании 16 главы «И так Господь после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (16, 19). Протестанты спекулируют на этом, говорят, вот Бог, а Христос Господь. Но на самом деле нельзя требовать от Евангелистов, чтобы они говорили, чтобы они говорили на языке 4 века, на языке Каппадокийцев, высокого Троичного богословия. Они говорили на том языке, который был им знаком, используя другие выражения по сравнению с теми которые Церковь начала использовать с 4 века. Отец есть Бог. Наш знаменитый Литургический возглас «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога Отца и причастие Духа Святаго буди со всеми вами», (13, 13 Второго Послания к Коринфянам). Если открыть греческий текст, то там будет написано «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога, и причастие Духа Святаго буди со всеми вами». Потому что Бог и есть Отец, имя Первой Ипостаси Святой Троицы. Вторая Ипостась Святой Троицы обозначается именем «Господь». В Библейской традиции Господь есть Бог, таким образом толковники переводят имя Божие. Когда ко Христу обращаются «Господь» - это особый способ говорить о Нем как о Боге. В Послании к Филипийцам апостол Павел говорит: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних. И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (2, 10-11). Обозначения Третьего Лица Святой Троицы Дух Святый, Дух Истинный, Утешитель. Господь Вседержитель, Саваоф переводится как начальник воинства. Пророк Исайя видит Господа, возглавляющего небесное воинство. Господь Саваоф это не столько язык Евангелия, сколько язык Церкви. В поздних посланиях апостол Павел называет Иисуса Богом. В ранних посланиях этого нет. Для нас сейчас Господь Саваоф это Бог Отец. В Евангелии Господь – имя второго Лица Святой Троицы, Господь Иисус Христос. Не надо путать язык евангельский и язык, на котором Церковь говорит. Господь это собственное имя Христа: «увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь» (7, 13) (не «Господь Иисус Христос»). По современному воззрению Евангелие от Луки было написано уже после разрушения Иерусалимского храма, в районе 70 года. Самое позднее из синоптических Евангелий. И в это время имя «Господь» воспринималось как собственное как и Христос. Для нас Иисус Христос уже есть собственное имя, но в этом только Иисус имя, а Христос есть мессианский титул. И здесь «Господь сжалился». У Марка только один раз такое употребление, а у Луки систематически. Особое отношение у Луки не только к язычникам, но и к женщинам. Во-первых, женщин очень много. Начиная с Пресвятой Богородицы, и мать Иоанна Предтечи Елисавета, и пророчица Анна, и Марфа и Мария, те женщины, которые помогали Иисусу своим имением, и те женщины, которые шли за Ним до креста, к которым Он обратился «не плачьте, дщери Иерусалимские», и те, которым было явление воскресшего Господа. Сравним описание у Луки и у Матфея исцеление дочери сиро-финикиянки. У евреев женщина не считалась за человека. В Талмуде есть выражение «благодарю Тебя, Господи, что я родился евреем, благодарю Тебя, что Ты мне дал читать Твой Закон и благодарю Тебя, что я не родился женщиной». Женщина не считается человеком, у евангелиста Иоанна сказано «и было пять тысяч, не считая жен и детей». У Луки женщина такой же член Церкви, как и мужчина, об этом нельзя забывать.
Богословская особенность евангелиста Луки – особое отношение к теме Духа Святаго. Дух Святый есть как бы вторая главная тема Евангелия от Луки от начала и до конца. Христос и Дух Святый. Духом Святым Христос воплощается, «Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя». Духом Святым Христос исполнен от рождения, Духом Святым Он идет в пустыню, побеждает искушение, Духом Святым Он идет на проповедь, молится, Христос получает и посылает Духа Святаго Своим ученикам. В Евангелии от Луки мы читаем единственное у синоптиков обещание Христа послать на Церковь Духа Святаго. У евангелиста Иоанна также это сказано, из синоптиков Евангелист Лука говорит, что Дух Святый Христом обещан. И в Деяниях Апостольских Лука опишет исполнения этого обетования. Апостол Павел постоянно настаивает, что Христос действует в Духе, и Дух Святый являет нам Христа. Действия Христа и Духа Святаго неразделимы. Это библейское богословие, богословие апостола Луки и апостола Павла. Христос не действует Сам Собой, Он действует в Духе Святом по воле Отца. И Дух Святый, исходящий от Отца являет нам Христа. Апостол Павел скажет «Если мы и знали Христа по плоти, то теперь не знаем. Теперь мы знаем Христа только в Духе Святом» (2е Послание к Коринфянам, 5 глава,.14-15). Дух Святый всегда со Христом.
Можно было бы еще говорить о Заповедях Блаженства, которых у апостола Луки только четыре, в отличие от восьми или девяти (как считать) у Матфея. Но у Луки есть четыре проклятия. Вслед за ублажением нищих, плачущих, Христос возглашает четырежды, параллельно «Горе вам!». Евангелист Лука хронологически излагает события. Те события, которые Матфей группирует в 5-7 главу, притчи, у Луки расположены по десяти главам. Есть только ядро Нагорной проповеди. Молитва «Отче наш» по евангелисту Матфею была дана между второй и третьей пасхой земного служения Господа, а у евангелиста Луки после третьей пасхи, перед тем как идти на страсть, что, по-видимому соответствует действительности. Христос дает молитву в которой мы называем Бога Отцом «Отче». Как в нашей Литургии «и даждь нам со дерзновением, неосужденно смети призывати Тя Небесного Бога». Назвать Бога Отцом можно только с великим дерзновением, и за это можно быть осужденным. Вот Христос дает нам это дерзновение. Для этого нужно иметь веру, нужно быть всецело со Христом – говорит апостол Лука. И конечно Христос мог дать такую молитву «Отче наш», когда прозвучало исповедание Петра Христа, Сына Божия. По-видимому, эта особая молитва могла быть дана после события исповедания Петра.