Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой. По отношению к господствующей культуре выделяются субкультура и контркультура.
Во многих современных странах члены некоторых групп принимают участие в основной культуре общества, одновременно разделяя ряд уникальных ценностей, норм, традиций, жизненных укладов, образцов поведения. Например, иммигрантские группы, развивают смешанную культуру, состоящую из культурных комплексов страны, где они живут в настоящее время, и культурных комплексов, принятых на их прежнем месте жительства. Эти особые образцы культуры, не разделяемые всеми людьми данного общества и отличающие данную группу от других, называются субкультурой.
Субкультурные различия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и многими другими различиями между людьми. В России существует множество субкультур, которые находят выражение в различных религиозных, расовых, этнических, профессиональных и возрастных группах. Каждый социальный институт стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это выражается в существовании таких систем комплексов, как "культура предприятия", "культура школы", "культура управления". Каждый из них имеет свою специфику и относится соответственно к институту производства, институту образования, институту управления. Такие термины, как "армейская жизнь", "богема", "жизнь в коммуналке", отражают картину культурных особенностей, разных типов социальных взаимодействий.
Субкультура варьируется в зависимости от характера декларируемых ценностей и стилей жизни, величины группы, разделяющей эти ценности, возрастных особенностей членов группы, а также их гoтовности к активным действиям по защите своих интересов и образа жизни (так называемая скрытая и открытая агрессивность).
Изучение субкультур весьма важно, поскольку каждое общество имеет не просто общий вид культуры, но достаточно пеструю мозаику из по-разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках определенной субкультуры. Иммигрант может жить в основном внутри иммигрантской субкультуры, а жена военного - в военной зоне. Она может иметь мало контактов с гражданскими людьми или их ценностями. Дети проходят через несколько возрастных культур, часто огорчая мать, которая оперирует ценностями другой возрастной субкультуры.
Одним из ярких примеров субкультуры является культура молодежи. В последние гoды социологи уделяют достаточно много внимания изучению молодежной субкультуры. Долгoе время считалось, что в социалистическом обществе, стремящемся к социальной однородности, у молодежи не может и не должно быть своих специфических ценностей. Проявления своеобразия, непривычныe формы поведения расценивались либо как аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу. Другая позиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. В западной социологии для обозначения этогo явления используют категoрию «реег group». Это понятие возникло в американской социологии и означает больше, чем группа сверстников или гoмогенная (однородная) возрастная группа. Слово «peer» происходит от латинскоro «рааг» (равный), и обозначает равенство не только по возрасту, но и по социальному статусу, взглядам, ценностям, нормам поведения.
По причинам, связанным с экономикой и образованием, в современном обществе сложились условия, благоприятные для развития уникальных моделей молодежной культуры. Эти модели проявляются в специфических увлечениях, выражаются в одежде, украшениях и прическах, а также в определенном языке общения, который взрослые не всегда могут понять.
Высокий приоритет имеют также стандарты, касающиеся атрибутов мужественности и женственности. Для юношей важными признаками мужественности являются физическая сноровка, спортивная подготовка, сексуальные победы, готовность пойти на риск, отвага перед лицом агрессии и стремление защитить свою честь любой ценой. У девушек самыми завидными качествами считаются физическая привлекательность, жизнерадостность, способность тонко манипулировать различными типами межличностных отношений и умение контролировать ситуации, связанные с сексом.
Субкулътурная активность молодежи зависит от ряда факторов:
· от уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например у учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов;
. от возраста. Пик активности - 16-17 лет, к 21-22 гoдам она заметно падает;
. от места жительства. Молодежные движения более характерны для гoрода, нежели для деревни, так как именно гoрод с eгo обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.
В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Субкультура, которая находится в состоянии oткpытoгo конфликта, явной конфронтации по отношению к гoсподствующей культуре, называется контркультурой. То есть, термин "контркультура" приложим к субкультуре тех групп, которая не только отличается от доминирующих образцов, но и бросает им вызов.
Контркультура - это комплекс, набор норм и ценностей какой-либо социальной группы, которые резко противоречат нормам и ценностям, гoсподствующим в обществе, частью котоpoгo эта группа является.
Этот термин принадлежит американским социологам, которые ввели eгo для характеристики молодежных движений Запада 60-70-х гoдов. Особенно показательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультуры в движении хиппи, популярном в этот период. Хиппи проповедовали культуру, в которой труд представляется нежелательным, а воздержанность - ненужной и ограничивающей свободу праведностью, патриотизм - ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ - недостойностью. Молодые люди подвергали сомнению легитимность истеблишмента, искали новые ощущения в наркотиках и “выпадали” из образа жизни среднего класса, к которому, как правило, принадлежали. Таким образом, существовали образцы поведения, полностью противоположные основным нравственным нормам, принятым в западных странах.
Другими примерами групп, принадлежащих к контркультуре, могут служить преступные группировки, сатанинские культы, правые и левые экстремисты.
Если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества. Чаще всего контркультура возникает в результате неудачного следования доминирующим культурным образцам.
На сегoдняшний день контркультура - это:
· тип протестующеro мироощущения;
· альтернативный стиль жизни, оппозиционный гoсподствующему;
· антитрадиционные формы художественногo творчества.
16. Язык и культура:основы культурного и межкультурного общения
Межкультурная коммуникация — связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как личные контакты между людьми, так и опосредованные формы коммуникации (такие как письменность и массовая коммуникация). Межкультурная коммуникация изучается на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых имеет свои цели и средства.
Определение межкультурной коммуникации, данное А. П. Садохиным: «Межкультурная коммуникация есть совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам." Вопрос, тем самым, заключается в том, что и как соотносит различные культуры. Причем, "что" и "как" здесь не только предполагают друг друга, но и могут быть, по существу, тождественны.
Напомним, что когда говорят о культуре, то – среди прочих признаков - имеют в виду, что культура представляет собой совокупность форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводится, а значит существовать. Культура - это набор «кодов», которые предписывают человеку то или иное поведение, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Поэтому для исследователя не может не возникать вопрос о том, с какой из них ему следует начать, чтобы на этой основе затем понимать дальнейшее.
В настоящее время в межкультурном взаимодействии ведущее место бесспорно принадлежит электронным коммуникациям. Тем не менее, до сих значительную роль в нем играют коммуникации доэлектронные, что нередко выражается в том, что исследователи, признавая первичную роль электронной коммуникации, понимают ее по аналогии с доэлектронной.
Для современной России вплоть до настоящего времени электронные коммуникации как форма управленческой культуры и самостоятельного действия играют в межкультурной взаимодействии второстепенную роль, что является серьезным фактором ее отставания. До сих пор научно-исследовательская деятельность организуется преимущественно также по шаблонам технологии Гутенберга (как то, что должно осуществляться линейно и последовательно), а не в режиме электронной одновременности, что существенно сдерживает ее развитие.