Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


К докладу 2: Золотухина-Аболина Е. В. Страна Философия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 191-195




ПУТЬ В НИРВАНУ

Буддизм — религия, возникшая в VII веке до нашей эры в Индии — стоит на границе политизма и моноте­изма. Иногда буддизм называют «религией без бога», но это не вполне справедливо. Здесь большой пантеон богов, причем в него входят также боги тех народов, на территорию которых исторически пришел буддизм. Богов много, но они не бессмертны. Каждый из них мно­гократно рождается, вертится в «колесе сансары», что­бы в конце концов прекратить перерождения и впасть в блаженное состояние, называемое «нирваной». Глав­ный бог над другими богами и над человеческим ми­ром — Гаутама Будда. Однако, он — не творец мира и даже не его управитель. Он — лишь советчик, на­ставник для низших богов и будд, которых насчитыва­ется не менее 987 тысяч и которые обитают в разных мирах.

По буддийскому поверью мир очень сложен и та эм­пирическая действительность, в которой мы живем, — лишь малая и грубая его частица. Бытие включает в себя 31 сферу, которые находятся в иерархическом от­ношении (по принципу «низшее — высшее»), и делят­ся они по степени одухотворенности. Первые 11 ступе­ней, куда входит и наш земной пласт, называются «кар-малока». Это сфера, где господствует жесткий закон причинности: каждый поступок вызывает здесь такое следствие, которое становится условием последующей жизни и непосредственно формирует ее. На самой ниж­ней ступени кармалоки находится ад, где виновные от­бывают наказание в перерыве между своими земными воплощениями; на верхней — прекрасный мир прозрач­ных и вечно блаженных божеств. С 12 по 28 ступень располагается мир духовных форм — «рупалока». А с 28 по 31 — уровень бесформенного духа — «арупалока». Это полная возможностей пустота или «косми­ческое тело Будды». Что это такое, представить обыч­ному человеку практически невозможно.

Проявленный мир (мир форм) подвержен закону цикличности. Он постоянно проходит через крупные ка­чественные периоды, называемые «кальпы». Каждая кальпа длится 4 миллиарда 320 миллионов лет. Перио­дически Вселенная сгорает в великом мировом пожаре. Виною тому — грехи живых существ. Внутри великих калп есть свои промежуточные кальпы, а в них циклы —

«юги»: Крита-юга, Трета-юга, Двапара-Юга и Кали-юга. Крита-юга — период восхождения и процветания проявленной действительности, а Кали-юга — темная эпоха упадка. Мы с вами живем сейчас по буддийским представлениям в конце Кали-юги. Живущие в это вре­мя могут надеяться увидеть эпоху Вселенского утра.

Согласно буддийским представлениям для всех жи­вых существ мир являет собой страдание. Когда чело­век рождается — он страдает. Когда умирает — стра­дает. Когда он желает и не может получить желаемого — страдает. А когда имеет желаемое, но теряет его — тоже страдает. По древней легенде принц Сидхартха Гаутама из знатного рода Шакья до взрослого состоя­ния не ведал скорбей и бед, потому что родители обе­регали его от знания жизни. Но однажды он увидел, что люди болеют, стареют и умирают, и это так потряс­ло его, что, бросив богатство и власть, он отправился искать истину, которая избавила бы человечество от страданий. Он был отшельником и аскетом, но не на­шел выхода на пути умервщления плоти. В тридцать пять лет в процессе глубокой и длительной медитации к нему пришло просветление, и он стал Буддой — про­светленным, познавшим тайные законы мирозданья. С тех-то пор он и начал ходить по стране, проповедуя свое учение, смысл которого заключался в необходи­мости избавиться от желаний, потому что именно они порождают наши страдания.

Печальная судьба всех обитателей кармалоки — пе­ревоплощение душ. Вообще-то с точки зрения буддий­ской философии души как таковой не существует, пото­му что она как и весь мир есть всего лишь поток «дхарм» — психических единиц, неустойчивых, текучих, постоян­но сменяющих друг друга. Личность — выдумка, гра­ницы между жизнью и смертью нет, потому что в дан­ный момент мы уже не те, что были минуту назад. Так и смерть — сплошной поток, переход. Люди не хотят понимать этого. Они привязаны к представлению о сво­ем «я», и это — один из источников страданий. Надо понять, что «я» — фикция, умирать просто некому, и от нас уйдет одно из величайших страданий — страх смерти.

Именно привязанность к «я», к собственным желани­ям, потребностям, любовь к другим «я», как если бы они были реальны, толкает людей к действиям, созда­ющим карму и перевоплощения.

Чем больше мы привязаны к материальному эмпирическому миру, к действительности, исполненной форм, тем вернее мы находимся в когтях сансары — колеса перевоплощений. Желая жизни для мифического «эго», человек в буквальном смысле слова создает, сплетает из своих поступков свою следующую жизнь в новом облике. Конечно, когда тело умирает, дхармы, составля­ющие то, что обычно называют душой, рассыпаются. Но карма (совокупность поступков, совершенных за жизнь) складывает их в новую мозаику, в новую «душу», ко­торая вынуждена нести полную ответственность за по­ведение в прошлом. Живя очередную жизнь и совер­шенно не помня прежней, мы тем не менее, расплачи­ваемся по счетам, одновременно нарабатывая новую карму, новую привязку к земле. Мы снова родимся и снова будем неизбывно страдать: болеть, стареть, те­рять, бояться смерти близких и своей собственной. Сно­ва и снова все сначала. Хорошо еще, если праведным нравственным поведением мы создали себе недурную карму: родились людьми, попали в круг доброжелатель­ных и духовных близких, не бедствуем, не расплачиваем­ся каждую минуту за прежнее зло и эгоизм. А если на­ша карма — это карма разбойника, убийцы, злодея? Тогда ведь можно и жабой родиться, и собакой, не об­ладающей разумом, но способной страдать. Однако, как бы то ни было, жабы мы или люди, страдание все рав­но преследует всех нас, и от него нужно и можно из­бавиться. Как? На что надеяться?

Каждое живое существо, — считают буддисты, — может надеяться на достижение нирваны. Нирвана — это совершенно особое блаженное состояние, в котором исчезает, размывается человеческое беспокойное «эго», вечно терзаемое страхом и пребывающее в страданиях из-за своей ограниченности и субъективных интересов. С исчезновением «я» мы растворяемся во вселенской пу­стоте — шуньяте — и больше не ведаем ни болей, ни связанных с ними надежд. Настает желанное освобож­дение, бесстрастность, покой. Трудно сказать, совпада­ет ли нирвана буддийцев с полной бессознательностью, в которую впадает человек, например, во время обмо­рока, а потом ничего не помнит. Возвращаясь из состо­яния транса, ищущие обычно ничего не могут сказать о своих переживаниях подобно людям, вышедшим из глубокого мертвого сна. Однако традиционно нирвана рассматривается как высшее блаженство невозмутимо­сти и спокойствия, по сравнению с которым любые эмо­циональные радости оказываются низкими и несовер­шенными.

Но как достичь нирваны? Это достаточно долгий и сложный путь: Прежде всего человек должен осмыс­лить то, что все страсти, связывающие его с земными отношениями, приковывают его к колесу сансары. Ос­вобождение от цепей перерождения наступает лишь для того, кто не привязан ни к чему. Непривязанность — вот ключ для ищущего блаженства и покоя. Это сна­чала непривязанность к богатству, материальному до­статку, плодам своего труда. Буддист не отказывается от того, что имеет, если он не идет в монахи, но если надо будет распроститься со всем нажитым, он должен делать это без скорби и стенаний, потому что в душе он свободен от пут богатства. Затем человек должен выполнять всякую работу не только без привязанности к ее плодам, но и без страсти к самому процессу дея­тельности. Так постепенно он внутренне отрывается от всего, что ценно для других людей, не оказывает ни­кому особого предпочтения, в том числе становится все менее привязан к своему собственному «я». (Это сов­сем не означает, что можно совершить самоубийство. Оно лишь продлит цепь перерождений и ничего не ре­шит).

Непривязанность должна сопровождаться глубоким и спокойным состраданием и благоволением ко всем живым существам, обитающим в мире. Ищущий должен быть добродетелен, правдив и бесстрашен. Когда на пути непривязанности в единстве с состраданием ко всему живому он достигнет просветления, то пополнит ряды будд. Надеяться стать буддой может самая послед­няя лягушка, самая презренная собака, этот благород­ный путь никому не заказан. Причем продвижение к про­светлению включает в себя светлое, радостное миро­восприятие. Не мрак и печаль владеют сердцем право­верного буддиста, а чувства спокойные и радостные, предваряющие переход к высшему, совершенному со­стоянию.

Поскольку путь к нирване труден и тернист, и каж­дый, кто пожелал идти по нему, встретится со многи­ми испытаниями, у ищущего есть помощники, на под­держку которых он всегда может рассчитывать. Это бодхисаттвы. Бодхисаттвами становятся такие просветлен­ные существа, которые уже могут стать буддами и пол­ностью покинуть нашу юдоль печали. Однако их состра­дание к мукам людей и животных, подверженных кар­ме, столь велико, что они добровольно соглашаются по­временить с нирваной и сделаться духовной' опорой для других. Это прекрасный подвиг самоотдачи во имя все­общего просветления.

Впрочем, надо отметить, что даже с помощью бодхисаттв редко кто может подняться к блаженству в хо­де одной только жизни. Совершенствование происходит от рождения к рождению. С каждым разом сознание все более проясняется, ведя человека по единственно вер­ному пути освобождения.

Буддийский идеал нирваны как средоточия челове­ческих надежд, хотя он и оказал большое влияние на европейское сознание XIX—XX веков, все же не близок душе западного человека. Он часто представляется сли­шком вялым, холодным; полный покой и бесстрастие не привлекают, даже пугают того, кто видит жизнь в динамике и чтит индивидуальность. Поэтому, отдав должное буддизму, мы перейдем сейчас к рассмотре­нию надежд христианства, которое представляет собой высшее проявление монотеизма и надежд на личного Бога.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 412 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.