Имена | Годы жизни | Основные педагогические идеи | Основные труды |
Демокрит | 460—370 гг. до н. э | 1.На основе своей атомистической теории выдвинул материалистическую концепцию развития личности, согласно которой началом знаний служат ощущения, истина постигается разумом, который свои доказательства берет из ощущений (сенсуалистская теория). 2. Выступал за включение труда в воспитание. 3. Был уверен, что в воспитании без элементов принуждения не обойтись. | Материалистиче-ская теория по-знания |
Сократ, Платон, Аристотель | ок. 469-399 гг. до н.э.) | Цель воспитания — гармоничное развитие индивидуальности. 1-й этап — гомеровский: связан с осмыслением идеала воспитания и путей его реализации; 2-й — классический, 3-й — новое, или эллинское, воспитание. | |
Э. Роттердамский | 1467—1536 | Основополагающие идеи, на которых построена педагогика Эразма: •«людьми не рождаются, но делаются путем воспитания»; •«человеком делает разум»; •человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность; •выступал против всякого насилия и войн | «О раннем и достойном воспитании детей»; «О методе обучения»; «Воспитание христианского государя»; «Книжица о приличии детских нравов»; «Цицеронианец»; «Похвала глупости»; |
М. Монтень | 1533—1592 | Цель образования — «знание себя, а также того, что может научить хорошо умереть и хорошо жить», выработка собственных убеждений. «При правильном употреблении знание является самым благородным и могущественным достижением людей». Ратовал за науку, которая «изучает не книги, а вещи», за полезное в жизни образование. | Трехтомный труд, в который вошли размышления философа о разных областях человеческого бытия; «Дневник путешествия.» |
Я.А. Коменский | 1592-1670 | Познание себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но и подготовка к деятельности в земной жизни. В школах: общешкольный план + классно-урочная организация + учеба с 6 лет + запрет пропускать уроки + проверки знаний (поурочные, дневные, недельные и т. д.); экзамены + учебники для каждого класса. | Великая дидактика Видимый мир в картинах Новейшая метода языков |
Д. Локк | 1632—1704 | Человеческое знание является следствием прежде всего внешнего чувственного опыта. У человека нет врожденных идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию. Цель — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утонченного в обращении. | Мысли о |
Ж.Ж. Руссо | 1712-1778 | Воспитание должно быть естественным, или природо-сообразным, т. е. соответ-ствующим возрасту ребенка, и осуществляться в естественных условиях на лоне природы. Выдвинул идею свободного воспитания, которое следует за природой, помогает ей, устраняя вредные привычки. Выступал против авторитаризма и отрицал наказания, считая, что детей должны ограничивать непреложные законы природы, а не запреты воспитателя. | Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (1777г); Общественный договор, или Принципы общественного права (1762); Эмиль, или О воспитании (1762); |
Д. Дидро | 1713-1784 | Отрицал всемогущество воспитания и отсутствие индиви-дуальных различий у детей. Источник знаний — ощущения. Цель воспитания — честный человек, обладающий твердостью и справедливостью, здравым, просвещенным, обширным умом, вкусом ко всему «истинному, прекрасному, великому, доброму», крепким здоровьем. | Систематическое опровержение книги Гельвеция «О человеке»; План университета, или Школы публичного преподавания наук для Российского правительства |
К.А. Гельвеций | 1715-1771 | Основные идеи в области воспитания: 1) врожденное равенство всех людей; 2) личный интерес как движущая сила индивидуального разви-тия людей и их деятельности; 3) воспитание как направляющая сила в развитии интересов; 4) полит, система как определяющее начало воспитания. «Человек — продукт обстоятельств». Нет врожденных идей и страстей. Человек от природы невежествен и невоспитан. | Об уме, О человеке, его умственных способностях и его воспитании. |
И.Г. Песталоцци | 1746-1827 | Цель воспитания — развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания — создание гармонически развитого человека. Развивающее воспитывающее обучение — «обучение должно быть подчинено воспитанию». «Школы, где главную роль играют учитель и книга, — никуда не годятся». «Учитель должен вырабатывать в ученике деятеля...не вливать в него, как в сосуд, готовые знания». | Как Гертруда учит своих детей; Книга матерей, как учить их детей наблюдать и говорить; Азбука наглядности Наглядное учение о числе; Лебединая песнь; |
И.Ф. Гербарт | 1776-1841 | Цель воспитания — формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим от-ношениям, уважающего установленный правопорядок. Цель воспитания достигается развитием много-сторонности интересов и созда-ния на этой базе цельного нрав-ственного характера, руководимого 5 нравственными идеями: внутренней свободы, совер-шенства, благорасположения, права, справедливости | Общая педагогика, выведенная из целей воспитания (1806); Очерк лекций по педагогике(1835 |
Ф.А.В. Дистервег | 1790-1866 | Задачи школы: • воспитывать гуманных людей; • воспитывать сознательных граждан; • воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно Главная задача обучения — развитие умственных сил и спо-собностей детей. | Рейнские листки для воспитания и обучения «Педагогические ежегодники». Руководство к образованию немецких учителей. |
В.Г. Белинский | 1811-1848 | гармоническое развитие человека. | Разработал теорию народности искусства, литературы, просвещения и воспитания. |
А.И. Герцен | 1812-1870 | Главная задача воспитания: формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа, и стремиться к преобразованию общества на разумных началах. Большое значение придавал науке, добивался распространения просвещения и знаний среди народа. | "Кто виноват?", "Былое и думы" |
Н.Г. Чернышевский | 1828-1889 | Обязательно политическое обра-зование. Важно обучение естественным наукам для формирования материалистического мировоззрения. В цикле гуманитарных наук наибольшее значение придавал изучению родного языка, исто рии, отечественной словесности. Религия должна быть изгнана из школы. | Статья Школьная монархия, роман Что делать? |
Л.Н. Толстой | 1828-1910 | Образование — свободное соотношение людей, из которых один сообщает известную сумму знаний, а др. свободно воспринимает ее. Содержание обучения определяет «религиозно-нравственное вос-питание в духе «очи-щенного христианства». Особую роль уделял таким методам обучения, как слово учителя Развитие творчества детей: самостоятельная работа, сочинения. | 1872 - издана "Азбука", 1875 - "Новая азбука и четыре книги для чтения". |
Н.А. Добролюбов | 1836-1861 | Воспитание патриота и высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне развитого человека. Выступал против ранней специализации и за общее образование в качестве предпосылки спец. образования. Важен принцип наглядности обучения, формулирование выводов после разбора суждений. Воспитание через труд, т. к. труд является основой нравственности. | О значении авторитета в воспитании; Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества; Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым; Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами; От дождя да в воду; Учитель должен служить идеалом... |
Н.И. Пирогов | 1810-1881 | 1. Считал главной идею общечеловеческого воспитания, воспита- ние полезного стране гражданина. 2. Необходимость подготовки к общественной жизни высоко-нравственного человека с широким умственным кругозором: «Быть человеком - вот к чему должно вести воспитание». 3. Боролся за общее светское образование. 4. Призывал уважать личность ребенка. 5. Боролся за автономию высшей школы. | Вопросы жизни Нужно ли сечь детей в присутствии других детей? 1859 г. — Основ- ные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа; Отчет о следствиях введения по Киевскому учебному округу правил о проступ-ках и наказаниях учеников гимназий. |
К.Д. Ушинский | 1823-1870 | Принцип посильности, последовательности, наглядности. Осмысленность, основательность и прочность усвоения: изучаемый материал дети должны понять, осмыслить; этот материал должен многократно закрепляться и повторяться; учитель должен добиваться прочных знаний. | статьи: О пользе пед. лит-ры, О народности в общественном воспитании, Три элемента школы. Родное слово, Проект учительской семинарии. |
П.Ф. Каптерев | 1849-1922 | К. был убежденным поборником всестороннего развития личности ребёнка, идеи единства семейно-го, школьного и общественного воспитания построенного на гу-манистических началах. Свои це-ли воспитание должно формули-ровать исходя из возможностей развивающего организма | Основные начала семенного воспитания", "Педагогический процесс", "Пед. е школьникиь вос-ка, рас\ других детейпсихология" |
С.Т. Шацкий | 1878-1934 | Школа должна научить самостоятельно мыслить, действовать коллективно, организованно, развивая максимум инициативы и самодеятельности. Обучение связывать с жизнью, личным опытом уч-ся, учить применять знания в жизни. Перед учениками надо ставить цель урока, раскрывать перспективу движения вперед. Задания уч-ся надо индивидуализировать с учетом их знаний, способностей и сил. | Детский труд и отдых |
П.П. Блонский | 1884-1941 | Утверждал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на ребен-ка, но он не вскрыл двухстороннего характера процесса воспитания, как процесса активного взаи-моотношения воспитателя и вос-питуемых. | Трудовая школа, Педология, Трудные школьники |
А.С. Макаренко | 1888-1939 | Основной принцип воспитания: диалектическое единство личности и общества. Социалистический гуманизм: вера в творческие силы человека, возможность проектировать в человеке будущее. Развивал теорию семейного воспитания: состав семьи, атмосфера семьи, авторитет и пример родителей, труд в семье. Целью нравственного воспитания считал воспитание чувства долга, чести, воли, характера и дисциплины | Педагогическая поэма, Книга для родителей, Методика организации воспитательного процесса. |
В.А.Сухомлинский | 1918-1970 | Педагогика строилась на следующих основаниях: — любовь к ребенку — как сила, способная влиять на духовный мир др. человека; — защитное воспитание — защищать ребенка от окружающего его зла; — понимание ребенка — как сущность воспитания; — учить учиться — как ведущая задача обучения. Ввел понятие: духовная жизнь ребенка—способность ребенка к самовоспитанию, преодолению трудностей и собственной лени, чувство долга и ответственности перед товарищами, трудолюбие на основе «гармонии трех начал: надо, трудно и прекрасно». | Сердце отдаю детям, Разговор с молодым директором школы; Духовный мир школьника и др. |