Большой вклад в становление социологии внес немецкий ученый Карл Маркс(1818–1883). Наиболее знаменитые работы: «Капитал» (1867–1894), «К критике политической экономии. Предисловие» (1859), «18 Брюмера Луи Бонапарта» (1852).
К. Маркс, сформулировав основные идеидиалектического материализма, перенес их на понимание общества, создав исторический материализм. Суть исторического материализма:
· развитие общества носит закономерный характер;
· общественные процессы зависят, прежде всего, от способа производства материальных благ, составляющего базис общества. Базис в свою очередь определяет функционирование надстройки (политика, идеология, мораль, право), хотя надстройка, в свою очередь, способна влиять на базис;
· важную роль в общественном развитии играет взаимодействие производительных сил (люди исредства производства) и производственных отношений (базирующихся, прежде всего, на отношениях собственности), которые и составляют в совокупности способ производства. Изменение производительныхсил приводит к их конфликту с более стабильными производственными отношениями, что неизбежно требует их корректировки либо коренной ломки;
· развитие человеческого общества носит прогрессивный характер, в основе которого лежит смена общественно-экономических формаций (первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической).
Одним из классиков социологии считается французский мыслитель Эмиль Дюркгейм(1858–1917). Его произведения «Правила социологического метода» (1895), «О разделении общественного труда» (1893), «Самоубийство» (1897) были очень популярны в конце XIX–начале XXв.
Э. Дюркгейм выдвинул очень важный постулат: «Объяснять социальное социальным». Иными словами, причины социальных процессов следует искать не извне, а изнутри общества. Социология должна, прежде всего, изучать социальные факты (коллективные привычки, традиции, обычаи, обряды, законы, верования), которые существуют объективно, как вещи, и оказывают влияние на поведение индивида.
Общество, по Э. Дюркгейму, – целостная система социальных отношений, в основе которых лежит принцип социальной солидарности. В примитивных обществах солидарность носит механический характер, где единство поддерживается репрессиями, религией и подчинением личности коллективу, обществу. Однако в развитом обществе солидарность становится органической, а индивиды скрепляются в единое общество разделением труда, экономической взаимозависимостью.
Э. Дюркгейм изучат не только нормальные, но и патологические состояния общества. К таковым он относил, в частности, аномию. Аномия – состояние социальной системы, при котором ослаблено действие ценностно-нормативных регуляторов поведения, что влечет за собой социальную дезорганизацию, рост социальной напряженности. В это время наблюдается разлад между человеком и обществом. Старые нормы, и ценности рушатся, а новые не созданы или еще не полностью установились. В этой ситуации человек зачастую не знает, как себя вести, то приводит к росту преступности, наркомании, самоубийств.
Какую бы область социально-гуманитарных наук мы не взяли, обязательно встретимся с именем выдающегося немецкого социолога и политолога конца XIX–начала XXв. Макса Вебера(1864–1920). Широко известны его работы: «Хозяйство и общество» (1921), «Протестантская этика и дух капитализма» (1904–1905), «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913) и др.
М. Вебер большое внимание уделял влиянию на общественное развитие социально-духовных факторов (культурных, правовых и особенно религиозных). Так, например, возникновение капитализма он связывал с появлением новой разновидности христианства – протестантизма.
М. Вебер считал основой социальной жизни социальное действие, имеющее определенную цель и ориентированное на других людей. В соответствии с критерием осознанности он выделил четыре видасоциального действия:
· целерациональное действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания цели, средств ее достижения и результатов действия (наиболее развит в экономической сфере);
· ценностно-рациональное действие основано на вере в безусловную ценность самого действия, безотносительно к его результатам;
· традиционное действие основано на привычке к определенным действиям. Это действие, формируемое на основе подражания тем или иным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим рациональной критике;
· аффективное действие. Здесь доминантой действия является эмоциональное состояние субъекта (страсть, страх, гнев). Основная функция такого социального действия – снять напряжение. Такой тип действия обычно присущ людям в толпе, на митинге и т.д. Поведение с аффективным типом действия находится на границе осмысленного действия, за пределами которого поступок перестает быть социальным.
Только ценностно-рациональное и целерациональное действия являются социальными действиями в веберовском понимании.
М. Вебер был сторонником понимающей социологии. Он считал, что социолог должен не только описать социальное явление, но и понять смысл, логику, мотивы человеческих поступков. Для этого понимания нужна соответствующая процедура «отнесения к ценностям». Необходимо выяснить, в каком социокультурном контексте возникло и развивалось изучаемое явление, каковы были ценности людей, ставших объектом исследования. При этом сам социолог должен быть ценностно-нейтральным.
Инструментами социологического познания М. Вебер считал так называемые «идеальные типы» – модели, создаваемые учеными (например, «религия», «капитализм», «государство».
Питирим Сорокин(1889–1968) – российско-американскийклассик социологии XX века, профессор сначала Санкт-Петербургского (до 1922 г.), а потом – Гарвардского университетов, автор всемирно известной 4-томной «Социальной и культурной динамики» (1937–1941)и других исключительно важных работ.
П. Сорокин ввел в социологию понятие «социокультуры» как единства трех элементов – личности, общества и культуры. Ключевой аспект единства социокультуры – определенная система ценностей. Так, например, в средневековье главным элементом системы ценностей был Бог, а в индустриальную эпоху – деньги.
П. Сорокин был сторонником идеи цикличности в общественном развитии. Историю человечества он рассматривал как периодическую смену трех социокультурных суперсистем: чувственной, умозрительной и идеалистической.
П. Сорокин – один из основоположников теории социальной стратификации и создатель теории социальной мобильности.
Вопрос 4.
Западная социология XXв.
В начале XXв. происходит рост популярности социологии и ее институционализация. Социологию начинают изучать практически во всех университетах по всему миру, возникает большое количество исследовательских центров, кафедр, факультетов, журналов, проводится множество исследований и научных конференций.
В это же время происходит резкое увеличение роли эмпирических исследований в социологии. Этим занималась, в частности, Чикагская школа социологии, представители которой проводили конкретные социологические исследования проблем урбанизации, миграции, преступности, семейных проблем, трудовых конфликтов, национальных и расовых отношений.
С середины XXв. в социологии возрастает интерес к теоретическим обобщениям, складываются две основные макросоциологические парадигмы.
Одна из этих парадигм – структурно-функциональный подход (Толкотт Парсонс, 1902–1979; Роберт Мертон, 1910–2004), в рамках которой общество рассматривается как система. Вторая основная парадигма современной макросоциологии – теория конфликта (Ральф Дарендорф, 1929–2009; Льюис Козер, 1913–2003), сторонники которой утверждают, что основными чертами любого общества являются господство, конфликт, подавление.
Ведущей микросоциологической парадигмой ХХв. является символический интеракционизм (Джордж Герберт Мид, 1863–1931), считающий сущностью социальной реальности взаимодействие (интеракцию) индивидов и групп на основе обмена символами.
В конце ХХв. в рамках концепции постмодернизма выдвинут целый ряд интересных социологических концепций: теория общества как самореферентной системы (Никлас Луман, 1927–1998), теория социального поля (Пьер Бурдье, 1930-2002), теория социальной структурации (Энтони Гидденс, р.1938).
Вопрос 5