Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мировое сообщество. Формирование мировой системы




 

Мировое сообщество – это некоторая гипотетическая общность граждан всех стран мира, объединенных в единый фронт в общем порыве интернационализма. Понятие «мировое сообщество» призвано отразить общность целей и деятельности сосуществующих в мире государств перед лицом глобальных проблем цивилизации.

В основе мирового сообщества лежит принцип суверенного равенства всех государств. Примером мирового сообщества является Организация объединенных наций (ООН).

Социально-политические процессы, происходящие в мире, позволяют говорить о формировании мировой системы. Если раньше человечество представляло собой абстракцию, номинальную группу, то в результате процессов глобализации оно превращается в реальную социальную общность глобального масштаба.

Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связи между странами. Эта тенденция вызвана потребностью решения стоящих перед человеком общих проблем.

Идея мирового сообщества рассматривается в социологии как идея мировой системы.

Мировая система — это динамическая система социальных связей, взаимодействий и взаимозависимостей между народами и государствами на мировом уровне.

В развитии мировой системы в последнее десятилетие обозначились новые тенденции:

ü информатизация общественной жизни;

ü глобализация социальных процессов;

ü изменения, связанные с кризисом модернизации.

Информатизация и компьютеризация общества вызывают существенные изменения в социальной реальности, сопоставимые с революционными изменениями: в недрах индустриальных обществ рождаются общества информационные. Информационный ресурс имеет стратегическое значение в развитии современной цивилизации. Это приводит к изменению отношения людей к образованию, особенно высшему. Существенно меняется социальная стратификация общества. Социальные группы, обладающие знаниями, идеями, информацией, занимают высшие страты иерархической вертикали.

Благодаря информационным технологиям, новые черты приобретают социальные связи. Люди взаимодействуют друг с другом напрямую, поверх социальных институтов. Любая точка планеты становится доступна для людей, документов, идей в реальном времени.

Тем не менее, наблюдатели считают, что у информационного общества есть и свои минусы. В информационном обществе более интенсивно, чем в индустриальном, происходит распад социума на два класса. Класс носителей знаний (интеллектуалов) и тех, кто не входит в новую информационную экономику. Более того информационное общество дает людям разные возможности, разное качество жизни, т.к. в нем усугубляется процесс дифференциации по образовательному признаку.

Существуют три исследовательных позиции, объясняющих изменения, происходящие в современной общечеловеческой цивилизации.

v Первая позиция. Теория “конца истории” (амер. социолог и политолог Френсис Фукуяма). Суть теории заключается в следующем: распространение в мире всей социальной атрибутики развитых обществ и, прежде всего, либеральной демократии, рационализации знаменует конец истории.

v Вторая позиция. Концепция “столкновение цивилизаций” (амер. философ и политолог С.Хантингтон). По мнению теоретика, продвижение системы ценностей модернизации в мире приведет неизбежно к столкновению ее с другими системами ценностей. XXI век — это век горизонтального столкновения в пространстве планеты различных цивилизаций.

v Третий позиция. Ее основоположники И.Валлерстайн и А.И.Неклесса. Данный подход усматривает в современных мировых социальных изменениях, беспорядке и хаосе столкновения современной цивилизации не с теми культурами, которые есть на планете Земля, а с проявлением будущей цивилизации.

В современном мире складывается новая система международных отношений. Она очень отличается от той традиционной (Вестфальский мир, 1648г.), в которой международные связи понимались как отношения между формально равными и суверенными государствами. В нынешних условиях устраивается глубокая иерархия государств, возникают новые органы (“глобальная держава”, НАТО, “Большая восьмерка”), регулирующие международные отношения. Новые регулирующие органы отличаются элитарными, а не равноправными отношениями между государствами. По мнению А.И.Неклесса, снижается роль голосования по формуле “одна страна — один голос” за счет альтернативы “один доллар — один голос”.

Для новой системы международных отношений характерна гибкость, нестационарность, нечеткость законодательной базы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4901 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2217 - | 2173 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.