Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные подходы к пониманию сущности этноса




Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этносов: первый можно условно назвать естественно-биологическим, второй - социокультурным, тяготеющим к социологическому воззрению. Истоки первого восходят к середине ХIХ в., его защищали представители так называемой расово-антропологической школы (Ж.Гобино, С.Аммон, Ж.Лапуж и др.), считающие, что этнокультурное разнообразие человечества порождено генетически обусловленными различиями. Расово-антропологическими факторами объясняли они также и духовное развитие личности, ее интеллектуальные и творческие способности. Общественный прогресс, согласно им, обеспечивается главным образом белой, европеоидной расой, а культурная отсталость других наций и народов обусловлена врожденными несовершенствами их расовых признаков. Однако эта точка зрения была осуждена как пример проявления расовых предрассудков.

В настоящее время среди представителей естественных наук, изучающих биологические предпосылки поведения человека (генетика, этология, социобиология), преобладает точка зрения, что все расы и народы обладают примерно одинаковым уровнем физических, интеллектуальных, духовных способностей, т.е. имеют единый биологический источник, единую биограмму человека, что дает основание говорить о биологическом единстве человечества. Вместе с тем, отмечая биологическое единство человечества, представители естественных наук указывают на важную роль биологической компоненты в поведении человека, подчеркивают генетическую обусловленность отдельных форм поведения.

42. Исторические типы этнических общностей: племя, народность, нация.

Исторически первыми социальными общностями людей были

естественные кровно родственные объединения - род, клан. В отличие от расы,

которая являлась продуктом биологического развития и объединяла людей с

общими биологическими чертами социальные общности являлись результатом социального

взаимодействия. В процессе повседневного общения складывались общие

представления, верования, обычаи, ритуалы, которые сплачивали, объединяли

людей. Таким образом утверждалась особая, характерная для данных

общностей культура. То есть в отличие от расы этничность может изменяться,

ибо этнические группы связаны с развитием культуры и символизируют

определенные ее этапы.

Племена были уже более четко связаны с определенной территорией,

защищали ее, имели внутреннюю формальную организацию. С переходом к

пастушеству и земледелию появляется и определенный хозяйственный уклад.

Все это объединяло, стимулировало развитие этнической общности. Смешение

племен приводило к появлению новой общности - народности, которая

символизирует более высокую культуру общества., Это относится и к

материальной культуре (орудия труда, жилище, одежда), и духовной (обычаи,

нормы, ценности, мифы, верования, народное творчество), так называемой

фольклорной культуре. Формированию народности содействует более тесная

связь с территорией, более четкая организационная структура общества,

развитые политические формы, активизирующие и структурирующие общение

людей.

В процессе консолидации народностей на базе развития экономических,

политических и иных связей между ними складываются нации. Они

объединяют большие массы людей, представляют новый этап в развитии

культуры общества. Нации создают более высокую, нежели фольклорная,

собственную культуру с четкими ценностями, системами норм, моделями

поведения. Важнейшим фактором их развития зачастую является создание

самостоятельного сильного государства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1828 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2281 - | 2078 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.