Статусы и роли связаны между собой функциональными отношениями и являются «строительными кирпичикам» общественного здания, связаны благодаря общественному разделению труда. Статусы и роли имеют три грани: ширина (права), длина (обязанности), высота (ответственности).
Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. С помощью статусов социолог точно характеризует объект исследования. Каждому статусу предписаны определенные права и обязанности, с их помощью складывается функциональная взаимосвязь. Группы статусов: экономические, профессиональные, политические, религиозные, территориальные.
Социальная роль - поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус. Это понятие было введено американскими социологами Р.Линтоном и Дж.Мидом независимо друг от друга.
Т.Парсонс выделяет 5 основных черт любой социальной роли: 1. эмоциональность (одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности). 2. способ получения (одни предписывают, другие завоевывают). 3. масштабность (часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта). 4. формализация (действие в строго установленных правилах или произвольно). 5. мотивация (на личную прибыль, на общее благо и т.д.)
34. Социальные подструктуры общества: национально-этническая, социально-демографическая, социально-профессиональная, социально-классовая, поселенческая.
Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействии. С точки зрения историко-генетического подхода, описывающего отдельные подсистемы (подструктуры) общества в соответствии с их возникновением в реальном историческом процессе, можно выделить следующие подструктуры: 1) социально-этническая подструктура, связанная с биологией (биологической природой) и включающая в себя следующие формы: род как объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями; племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов; народность как исторически сложившаяся общность людей, в основу которой легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей; нация — общность людей, формирование которой было связано с развитием капитализма и которая отличается такими признаками, как общность территории, языка, экономической жизни, общими чертами психологии, психического склада, наличием национального самосознания, специфической культурой, общностью духовной жизни; 2) социально-демографическая подструктура, в которой в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей; 3) социально-пространственная подструктура как форма организации общества, выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутриземские, внутригородские и межпоселенческие); 4) социально-классовая подструктура, открытая и описанная буржуазными исследователями общества, рассматриваемая в рамках марксистского подхода как определенная историческая форма развития производства, а в рамках ленинских идей трактуемая как отличающаяся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда и по способу получения доли общественного богатства; 5) профессионально-образовательная подструктура, в рамках которой общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров.