Познание, согласно Лосскому, осуществляется сверхвременным и сверхпространственным деятелем, субъектом, человеческим Я, которое представляет собой субстанцию. Лосский называет это Я субстанциальным деятелем. Эти субстанциальные деятели не только совершают познание, но и творят все события, т.е. все реальное бытие. Те события, которые протекают только во времени, представляют собой психические процессы, события, которые протекают и во времени и в пространстве, - телесную реальность. События, участвующие в процессе притяжения и отталкивания, называются материально телесными.
Таким образом, действия субстанциальных деятелей могут выражаться в разных формах. Материальная телесность - это самые простейшие проявления деятеля, на более высшей ступени развития действия субъекта уже представляют собой психические процессы, стремления и усилия, связанные с идеями прошедшего и будущего, а также с эмоциональным переживанием ценностей.
Субстанциальный деятель - это всегда реальная личность, в некоторых случаях он является по крайней мере потенциальной личностью. Реальная личность - это когда она достаточно развита, чтобы понимать абсолютные ценности, и стремится к достижению их в своем поведении. В этом состоит персоналистский подход, поэтому учение Лосского можно назвать и персонализмом. Персонализм Лосского имеет свои характерные черты, а именно: он реалистически интерпретирует материальные процессы, отрицает психофизический параллелизм, признает зависимость материальных процессов от психических и консубстанциальность субстанциальных деятелей.
Деятели совершают многочисленные действия и творят системы отношений, существующие в пространстве и времени. Все эти отношения не образуют отдельные миры, а представляют одну единую систему космоса, во главе которой стоит высокоразвитый субстанциальный деятель - мировой дух.
Все субстанциальные деятели не отделены друг от друга, они тождественны между собой, т.е. консубстанциальны. В этом отличие персонализма Лосского от монадологии Лейбница. Лосский, в противоположность Лейбницу, не признает, что существует монада без окон и дверей. У Лосского субстанциальные деятели, хотя не зависимы друг от друга, тождественны между собой в качестве носителей основных абстрактно-идеальных форм и образуют единое бытие, т.е. они взаимно общаются. Но характер этого общения не предопределен. Они могут соединять свои силы или для любви, или для вражды.
Некоторые деятели могут объединяться для совместного осуществления некоторых общих стремлений, в этом случае это является средством достижения более сложных стадий существования. Лучший путь такого объединения - подчинение себя некоторому деятелю, стоящему на более высокой стадии своего развития. Возникает иерархия единств: атом, молекула, кристалла; одноклеточный организм, многоклеточный организм, общность организмов, подобно пчелам, термитам в сфере человеческой деятельности - это нации и человечество как
целое, далее: планета, солнечная система, вселенная. Лосский называет такое построение иерархическим персонализмом.
Творчески независимые деятели образуют систему мира, единую систему космоса, которая не может содержать в себе основу собственного существования. Основой этого мира может быть только принцип, который существует над миром и возвышается над всеми системами. Сверхкосмический принцип совершенно свободен от мира. Последний не существует без первого, а первый мог бы существовать без последнего Философия открывает его посредством интеллектуальной интуиции которая ведет к мистической интуиции, направленной на металогический принцип. Сверхкосмический принцип становится основой мира в силу абсолютного творчества, т.е. творчества из ничто. Таким образом Бог сотворил мир из ничто. На основе религиозного опыта этот сверхкосмический принцип раскрывается как живой Бог, как иерархия ценностей. Бог - это самая высшая ценность, которую необходимо любить больше всего на свете. Затем идет тварная личность, неповторимый индивид, который незаменим никакой иной ценностью. Потом идут безличные ценности: истина, нравственная добродетель, свобода, красота. Они являются составными частями абсолютного блага полноты жизни.
Наиболее свободным проявлением личности выступает любовь. Она есть проявление свободы воли. При рассмотрении проблемы свободы воли Лосский проводит различение между формальной и материальной свободой. Первая означает, что деятель в каждом конкретном случае может воздержаться от своего отдельного проявления Материальная свобода означает то, что деятель свободен творить. Она - материальная свобода - не имеет границ в царстве Божием.
Этика Лосского делает упор на иерархию ценностей в системе нравственных отношений. Если деятель направляет свою любовь на какую-нибудь ценность без учета ее иерархии, то это - выражение себялюбия, так как прежде всего он должен любить Бога и себя самого. Нарушение этого приводит к грехопадению.
Лосский полагает, что жизнь вне царства Божиего - выражение направильного использования свободы воли. Некоторые деятели, стремясь к абсолютной полноте бытия, пытаются достигнуть этого своим собственным путем. В таком случае ими руководит гордость, они стремятся возвыситься над господом Богом и другими существами. Это также приводит к грехопадению.
Эгоизм - вот, что отделяет нас от Бога. Таким же образом эгоизм отделяет деятеля и от других существ. У эгоистически мыслящего существа творческие способности постепенно угасают. Эгоизм - зло, первородный грех. В силу этого греха многие деятели стали не актуальными, а потенциальными личностями.