Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Идеи позитивизма получили широкую популярность между естествоиспытателями XIX в. Последователями Конта были Дж.Ст. Милль, Г. Спенсер




Конфуций

Конфуций (551-79 до Р.Х.) - выдающийся философ Древнего Китая заложивший основы целого направления в китайской философии - конфуцианства. Конфуций родился в знатной, но обедневшей семье. Ему приписывают авторство самых различных произведений «Книги перемен». "Книги песен" и др.), но наиболее верным источником его взглядов является книга "Беседы и суждения (Лунь юй), представляющая собой запись высказываний Конфуция и его учеников. В центре всей философской системы Конфуция - проблемы этики и воспитания. Главным понятием для Конфуция выступает гуманность (жэнь). Жэнь - это закон, который определяет социальное и этические взаимоотношения людей. Данный закон Конфуции формулирует следующим образом: "Чего не желаешь себе, того не делай людям" [Лунь юй. 12,2]. Эта максима впоследствии в истории философии Библии выражалась различным способом и была названа "золотым правилом нравственности.

Большую роль в философии Конфуция играет понятие ли, которое обозначет нормы общежития и выражает практическое воплощение этического закона жэнь. Понятие "ли" охватывает всю социальную жизнь общества, хотя действия этого понятия различны зависимость от социального положения людей. Кроме того, в системе Конфуция соответствующее место занимают и другие этические категории "и" - чувство долга, справедливости; "синь" - верность, искренность и др. Все категории этической концепции Конфуций служат для характеристики нормативной личности, которая сочетая в себе высокие моральные качества и занимает высокое социальное положение. Такую личность он называл благородным мужем.

Противоположностью благородному мужу выступает, по мнению Конфуция, "маленький человек", который руководствуется личной выгодой и занимает низкое положение. В то же время Конфуций считал, что по природе все люди равны, а различаются они по привычкам. Поэтому для самосовершенствования необходимо преодолеть себя и возвратиться к благопристойности" ("ли").

Большое место в высказываниях Конфуция занимает проблема государственной власти. По его мнению, правители должны пользоваться доверием народа и воспитывать его на основе своего собственного примера, так как формы, в которых осуществляется управление государством, воздействуют на нравы людей и общество в целом. Политическая программа Конфуция сводилась к определению соответствующих обязанностей всех членов общества. Каждый должен знать то место, которое ему предназначено в обществе: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын сыном".

Конфуций выступал за объединение всех раздробленных территорий в одно единое государство.

Идеи конфуцианства получили дальнейшее развитие в истории Китая, и в дальнейшем оно было признано государственной религией.

Ксенофан

Ксенофан из Колофона (ок. 565-78 до Р.Х.) - древнегреческий философ. Вел жизнь странствующего поэта. Много путешествовал по городам Древней Греции и Южной Италии, а под конец жизни поселился в Злее, городе Великой Греции - италийских колоний греков, которые возникли на территории Южной Италии и Сицилии. В этом городе зародилась после прихода эмигрантов из Ионии элейская школа.

Ксенофан не создал своей законченной системы, излагаемые им взгляды, представленные в поэтической форме, полны противоречий. Основное его произведение - "Силлы" ("Сатиры"), в котором он в полемической форме сатирически выступает "против всех поэтов и' философов" своего времени.

Ксенофан выступал против множественности богов - представления, которое господствовало в то время. Для Ксенофана существует лишь один Бог, и этот Бог- Вселенная. Тем самым он стоял на позициях пантеизма. Ксенофан полагал, что люди выдумывают богов по своему подобию и наделяют их своими собственными физическими чертами.

Философские взгляды Ксенофана характеризует следующее его высказывание: "Из земли все возникает, и в землю все возвращается". Подобным образом он говорил и о происхождении человека: "Ибо из земли все мы родились и из воды". Ксенофан первый среди древнегреческих мыслителей поставил вопрос о возможностях и границах познания. Лишь Бог обладает достоверным познанием, а человеческое знание довольствуется только вероятностными результатами и сводится к "мнениям" людей.

Ксенофана часто рассматривают в качестве предшественника скептицизма. Его концепция противопоставления мнения и знания имела большое значение для развития древнегреческой гносеологии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 342 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2507 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.