В последнее время часто приходится слышать о том, что в государственных структурах перевелись чиновники, болеющие за интересы простого человека. О том, что без «подарка» никто сейчас даже справки не выдаст. А кто сегодня больше всего нуждается в справках? Старики-пенсионеры, ветераны, потерявшие здоровье на трудовом фронте, при защите Отечества, выполнившие «интернациональный долг»... Вряд ли стоит напоминать, что пенсии простого работяги едва хватает на хлеб с кашей, не говоря уже о лекарствах.
Все это так, но сегодня хотелось бы сказать о человеке, который, будучи чиновником, да еще в военном мундире, добровольно взвалил на себя тяжелую ношу - возвращение общественных долгов старикам-ветеранам. Очень хлопотная эта работа. И все же начальник 4-го отделения Кукморского райвоенкомата майор Талгат Рашатович Сунгатуллин за нее взялся...
Более полувека прошло с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной, с фронта вернулись несколько миллионов солдат. Большинство из них получили удостоверения участника войны. Но, оказывается, немало и техз, чьи заслуги по разным причинам забыты. Так и не получили удостоверения, а значит, и пенсии ветеранов войны многие из тех бывших красноармейцев, которые оказались в плену, выжили в немецких лагерях, за что получили разные сроки наказания уже на родине. Даже формально реабилитированы они и уравнены в правах с другими ветеранами только в 1996 г. Есть и такие ветераны, которые служили в советских воинских частях, не считавшихся боевыми: например, в противовоздушной обороне... Сами они уже, как правило, люди старые, ходить по учреждениям и отстаивать свои права им не под силу. Цель Талгата Рашатовича - найти таких людей или их родственников и вернуть им долги государства.
Этим благородным делом майор Сунгатуллин занялся с тех пор, как приехал в Кукмор, в сентябре 1992 г. До этого служил в Германии, на Украине в ракетных войсках. После окончания боевой вахты направлен на службу в районный военкомат.
Работники военкоматов обычно стараются «не вызывать на себя огонь», помогать только тем, кто сам отстаивает свои права. Не таков Талгат Рашатович. Он считает своим служебным долгом восстановить права не только ветеранов, но и вдов, членов семей погибших воинов. Узнает о таких людях в сельсоветах, куда специально приезжает для встреч с участниками войны и со стариками. Те охотно помогают ему определить, кто еще нуждается в помощи.
Это лишь на первый взгляд может показаться, что «платить по счетам» уже, кажется, некому: шутка ли - более полувека прошло. Но это далеко не так. Судите сами: за 4 года поисковой работы с помощью майора Сунгатуллина назначены пенсии 250 вдовам солдат, считавшихся пропавшими без вести. 198 человек получили удостоверения участника войны. Через военно-врачебную комиссию Приволжского военного округа оформлена инвалидность 350 ветеранам, 87 человек получили разовые пособия из немецкого фонда «Взаимопонимание и примирение» как насильно угнанные на работу в Германию или привлеченные на работу в плену. (По Кукморскому р-ну разовые пособия получили все, теперь идет оформление добавок к пенсии.) 27 человек получили пенсии после реабилитации, как незаконно осужденные военнопленные.
Поиск Талгат Рашатович ведет и в архивах Министерства обороны, и в банке данных более чем на 300 тысяч погибших, созданном редакцией республиканской Книги Памяти, в компьютерной картотеке на 60 тысяч уроженцев республики, побывавших в плену. Он собрал сведения и о том, что с 1945 по 1997 годы при выполнении служебного долга в рядах Советской Армии погибло 70 жителей Кукморского р-на. Воевали они в так называемых «горячих точках» мира: в Африке, Венгрии, Китае, Афганистане, Югославии, Чечне и других.
Всего за 4 года благодаря поисковой деятельности майора Сунгатуллина повышен социальный статус и улучшено материальное обеспечение 1100 семей Кукморского р-на. По итогам 1996 г. среди 52 военкоматов Татарстана коллектив 4 отделения Кукморского РВК занял II место. (Видимо, кто-то работает еще эффективнее). Но у нас до сих пор практика такая: кто больше работает - меньше получает. Премию за эту хлопотную деятельность дают редко. Невысока и зарплата сотрудника РВК. Да и льготы людям в погонах постепенно снимают... Кроме того, семья Сунгатуллиных, состоящая из 4 человек вот уже 5 лет снимает квартиру. Не жалея сил для восстановления справедливости по отношению к землякам, майор не может отстоять собственное право на квартиру. Хотя он заслужил её как никто другой...
Послесловие
На первый взгляд, этот материал не имеет прямого отношения к поисковой работе СПО, к нашим традиционным экспедициям на местности. Но это лишь на первый взгляд... Во-первых, это пример плодотворного сотрудничества поисковиков с работником военкомата, без которого вся наша работа малоэффективна. Во-вторых, это конкретный показатель - насколько полезным может оказаться совместная работа с ветеранами вооруженных сил в работе с семьями погибших, в улучшении их социального обеспечения. Факты убеждают: результаты поисковой деятельности могут и должны стать полезными десяткам и сотням тысяч семей.
Не в этом ли наша главная цель?