Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Происхождение и основные значения термина «романтизм»




Общая характеристика европейского литературного процесса конца XVIII-начала XIX века

Раздел зарубежной литературы, XIX в. охватывает исторический период с 90-х гг. XVIII в. до начала 70-х гг. XIX в. Он определяется событиями, которые оказали решающее влияние на социально-историческое развитие и художественный процесс в европейских странах, а также в США. Это - Великая французская буржуазно-демократическая революция 1789-1794 гг., явившаяся начальной точкой отсчета нового литературно-художественного этапа, и заключающая его Парижская коммуна 1871 г.

Бурная динамика общественно-политической жизни наполеоновские войны, национально-освободительные движения, революции 1830 и 1848 гг.- стимулировала литературные процессы. В этот период происходило дальнейшее развитие, а в некоторых странах становление национальных литератур. Широко распространилось новое художественное направление - романтизм, а в 20-30-е гг. в качественно новый этап своего развития вступил реализм. Романтический и реалистический творческие методы оказались самыми жизнеспособными и до сих пор продолжают влиять на процессы развития литературы и искусства.

Век глубоких общественных преобразований явился веком выдающихся художественных свершений. Непреходящи нравственные и художественные ценности романтических произведении Дж. Г. Байрона, В. Скотта, Э. Т. А. Гофмана, Г. Гейне, В. Гюго. А. Мицкевича, Дж. Ф.Купера. Пафосом борьбы, изображением мощного человеческого духа, высоких чувств и страстей привлекают полотна живописцев Т. Жерико и Э. Делакруа. Освободительных и патриотических идей исполнено музыкальное искусство Г. Л. Берлиоза и Фр. Шопена.

В золотой фонд мировой литературы вошли произведения писателей-реалистов, осуществивших в своем творчестве синтез высокой художественности и социальности. Принципиальная позиция Стендаля, О. де Бальзака, Ч. Диккенса, У. М. Теккерея, Г. Флобера следовать жизненной правде, всесторонне отображать действительность и бескомпромиссно обличать социальное зло современного им общества делает книги этих писателей непревзойденными по своему значению. Они интересны также постановкой общечеловеческих проблем, исследованием типичных и в то же время глубоко индивидуальных характеров. Высокий гуманизм, демократизм, мастерство психологического анализа присущи творчеству выдающихся художников-реалистов О. Домье, Ж. Ф. Милле, Г. Курбе, А. Менцеля.

В XIX в. появляется понятие "всемирная литература", которое отражает существующую потребность культур во взаимном познании, обмене, духовном обогащении. Первыми, кто осознал необходимость взаимосвязей и взаимодействия национальных культур, были Гёте и теоретики немецкого романтизма (прежде всего А. В. Шлегель).

В процессе сближения литератур важное значение имеет зональный историко-культурный фактор. Типологические особенности литератур западноевропейских стран (Германии, Франции, Англии) объясняются определенным сходством их социально-политического и идеологического развития после Французской революции.

Происхождение и основные значения термина «романтизм».

Романтизм – направление в искусстве Европы 1790-е в 1830-е годы. Проявил себя во всех областях, кроме архитектуры.

Этимология: Romance (итал.) изначально термин относился к литературному жанру – роман.

· с 16.в термин применялся в значении «необычный», «мистический»

· затем стало синонимом к понятию «готический»

· Название культурной эпохи «романтизм» получил уже в 3м значении: российский журнал нач.19 века употребил слово «романтичный» в значении «прогрессивный», «новый», «актуальный», «иной» по отношению к наряду.

· Исторически: время кризиса

· Мироощущение романтиков «мировая скорбь», отчаяние, невозможность противостоять тоске повседневности- все это гипертрафировалось и приувеличивалось

Из словаря иностранных слов:

РОМАНТИЗМ

направление в европейской литературе, возникшее в начале XIX века; явилось на смену искусству, заимствовавшему свои образцы из античного мира и подражавшему классическим писателям; романтизм характеризуется свободой формы, фантазией, мечтательностью, вообще избытком чувств (в противовес рассудочности XVIII стол.); в разных странах направление это приняло неодинаковый характер; в частности так назыв. слегка мечтательнее меланхолическое настроение с неопределенными порывами куда-то, к чему-то неизвестному, рисующемуся вдали в неясных, но красивых образах.

(Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке, 1907)

Романтизм

- фр. - 1) направление в европейской литературе, возникшее в начале 19 в. как одна из форм протеста против классицизма; р. как литературная школа выдвигал примат воображения и чувства в противовес рассудочности 18 в. и отличался культом исключительной личности, неудовлетворенностью всем земным, тяготением ко всему сверхъестественному, таинственному, наклонностью к мечтательной созерцательности, вообще избытком чувства, любовью к старине, к народной поэзии, к экзотическим темам; 2) в обыденном смысле слова - стремление в высь, в неведомую даль; слегка мечтательное меланхолическое настроение с неопределенными порывами к чему-то неизвестному, рисующемуся где-то далеко в туманных, но прекрасных образах.

(Словарь иностранных слов, 1933)

 

 

3)Основные черты и особенности романтизма как ведущего направления в искусстве конца XVIII-начала XIX века: литература, живопись, музыка.

 

Романтизм – направление в искусстве Европы 1790-е в 1830-е годы. Проявил себя во всех областях, кроме архитектуры.

Основными чертами романтизма считались:

· Мироощущение – «мировая скорбь», отчаяние, утрата веры в общество и прогресс, невозможность противостоять тоске повседневности, все это гипертрофировалось

· Основополагающий принцип – «романтическое двоемирие», «романтическая антитеза». Это резкое противопоставление героя с окружающей действительностью. Есть идеальный сценарий, а есть реальный.

· Реальность всегда воспринималась романтиками негативно. Она становилась все более серой и пошлой, чем идеальнее становился герой.

· Помимо идеализма, герой-романтик склонен еще к инфантилизму →этот «коктейль» ведет к страданиям и трагедии

· Большое значение предается Року, Судьбе

· Эскейпизм – уход от реальности (Привет из барочной эстетики)

· Фатализм

· Богоборческие настроения

· Трагическое мироощущение

· Большой интерес ко всему новому и иррациональному, потустороннему

В сентиментализме чувства разумны и рациональны. У романтиков чувства – это страсть.

В литературе:

· Культ индивидуальности выразится в творчестве Байрона. «Байронический герой»

· Гордое одиночество. Герои одиноки и гордятся своим одиночеством

· Разочарование. Все герои бесконечно разочарованы

· Бунтарство

· Мятежность духа

· Идеал – абсолютно размытая, недостижимая категория.

· Ирония – насмешка над реальностью (Гофман, Тик)

· Хорошее чувство юмора бывает у тех, кто много пережил

В живописи: Каспар Фридрих (Германия) «Мужчина и женщина созерцают луну» (прекрасная даль, искусство приближает человека к идеалу), «Четыре возраста», «Северный ледовитый океан». Эдвард Коли Бёрн-Джонс (1833-1898) Бирмингем, Великобритания. («Любовь среди руин», «Зачарованный Мерлин»). Франсиско Гойя 1746-1828) вообще один из первых художников-романтиков. Италия. Характер его искусства резко меняется с началом 1790-х годов перед событиями Великой французской революции. Жизнеутверждение в творчестве Гойя сменяется глубокой неудовлетворённостью, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков — резкими столкновениями тёмного и светлого, увлечение Тьеполо — освоением традиций Веласкеса, Эль Греко, а позже Рембрандта.

В его живописи всё чаще царят трагизм и мрак, поглощающий фигуры, графика становится резкой: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. Близость с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом, М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойя к феодально-клерикальной Испании. Среди известных произведений того времени — Сон разума рождает чудовищ.

В музыке:

Ференц Лист. Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис был выдвинут к 1850-м годам). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Микеланджело на надгробии Лоренцо Медичи) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение. Лист верил в силу искусства, которое может влиять на массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность.

Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX века[1].

В литературе романтиков фантазия и реальность тесным образом переплетались, причем фантазия преобладала. Это приводило к тому, что повседневность могла приобретать опасные и фантастические черты. Именно такой она предстает в сказках и новеллах Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822): «Золотой горшок. Сказка из новых времен», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Повелитель блох».

В музыкальном искусстве наиболее ярким представителем позднего романтического направления был Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883). Его творчество в основном было посвящено оперному искусству. Вагнер часто использовал эпические сюжеты (например, оперы «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо Нибелунга»).

Творчество Феликса Мендельсона-Бартольди (1809-1847) отличало введение новых музыкальных форм, с применением которых были написаны его лучшие произведения «Сон в летнюю ночь» и «Вальпургиева ночь». Ф. Мендельсон-Бартольди был одним из ведущих дирижеров, основателем первой в Германии консерватории в Лейпциге (1843).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4988 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2419 - | 2290 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.