Литература
1. Аширов Н. Ислам и нации. – М., 1975.
2. Балтанова Г.Р. Ислам в СССР: анализ зарубежных концепций. – Казань, 1991.
3. Иванов В.А. Откуда ты, мой предок? Взгляд археолога на древнюю историю Южного Урала. – СПб., 1994. – С.99-100.
4. Ислам: энциклопедический словарь. – М., 1991.
5. Ковалевский А.П. Книга Ахмета Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу. – Харьков, 1956.
6. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. – М., 1995.
7. Мажитов Н., Султанова А. История Башкортостана с древнейших времен до XVI в. – Уфа, 1994.
8. Очерки истории распространения исламской цивилизации. В 2-х томах. Т.2:Эпоха великих мусульманских империй и Каирского Аббасидского Халифата (Середина XIII- середина XVI в.). – М., 2002. - С. 6-11, 140-144, 58-59.
9. История и культурология. Учебное пособие для студентов вузов / Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. и др.; Под ред. Н.В. Шишовой. – М., 1999. – С. 138-149.
Методические рекомендации
Приступая к изучению вопроса о распространении ислама в России, целесообразно, обратить внимание на хронологические и территориальные рамки формирования исламской цивилизации, на основные положения Корана. Рассмотрите, каким образом ислам связан с другими мировыми религиями, какие сведения в Коране совпадают с Библией и с чем, на ваш взгляд, это связано. Ghb ответа на поставленные вопросы воспользуйтесь рекомендованной литературой.
Рассматривая проблему распространения ислама в России, необходимо обозначить факты, затрудняющие изучение данной темы. Начиная со времен покорения Казанского ханства письменные источники - свидетельства мусульманских хронистов - на территории России целенаправленно уничтожались. Поэтому практически не сохранились манускрипты Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского, Астраханского, Касимовского и Сибирского ханств. Не избежали подобной участи и письменные памятники других мусульманских народов России. Выясните, какие источники в сложившейся ситуации являются основными при изучении рассматриваемой темы.
Используя рекомендованную литературу, определите, в какое время и на какой территории начинает распространяться ислам в России и по какому письменному источнику мы узнаем о принятии ислама булгарами. С территории Булгарского царства в X веке ислам проникает в Башкирию. Следующий этап исламизации Башкирии связан с вхождением ее в состав Золотой Орды. Более подробно процесс распространения ислама в Башкирии вы можете рассмотреть в работах Юнусовой А.Б., Иванова В.А., Мажитова Н.А. и др. При хане Узбеке (1312-1342 гг.) ислам становится официальной религией Золотоордынского ханства. Определите значение религиозной политики Узбек-хана. Этому событию современные историки неоднократно давали различную оценку. Так, Р.Г. Фахрутдинов отмечал сближение Золотой орды с Булгарией.
Последовательное укрепление позиций ислама и мусульманского духовенства, начавшееся в Золотой Орде в середине XIV столетия, завершилось образованием содружества самостоятельных татарских ханств — Астраханского, Казанского, Касимовского, Крымского и др. Но во второй половине XVI в. российская экспансия на юг и на восток ликвидировала исламскую государственность в евразийском пространстве — Казанское (1552), Астраханское (1556) и Сибирское (1582) ханства.
Контрольные вопросы:
1. Назовите источники изучения распространения ислама в России
2. Какие этапы исламизации Башкирии можно выделить?
3. Когда и на какой территории начинает распространяться ислам в России?
4. Чем объясняется современный «исламский бум» - возрождение традиций ислама?
5. По какому письменному источнику мы узнаем о дате принятия ислама булгарами?
6. Назовите основные положения Корана.
Россия и средневековые государства Европы и Азии.
Литература
1. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров.- СПб., 2012. – С.86-94.
2. Вернадский Г.В. История России в средние века. – Тверь-М., 2000. – С.282-305, 77-107.
3. История и культурология. Учебное пособие для студентов вузов / Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. и др.; Под ред. Н.В. Шишовой. – М., 1999. – С. 102-115, 133-138, 172-192.
4. История России (Россия в мировой цивилизации). Учебное пособие для вузов. Сост. и отв. редактор Радугин А.А. – М., 1997. С.59-60, 66-72.
5. Мунчаев Ш.М. Политическая история Российского государства. – М.,1998. - С.20-22, 60-75.
6. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М., 1991. – С.105-108, 115-136, 148-150, 167-169.
Методические рекомендации
Рассмотрение данной темы необходимо начать со сравнительной характеристики периода феодальной раздробленности в Западной Европе и Киевской Руси. Развитие общественных отношений в Киевской Руси проходит, возможно, по тому же сценарию. Наступление периода феодальной раздробленности вписывается в рамки общеевропейского процесса. Как и в Западной Европе, тенденции к политической раздробленности на Руси проявились рано. Уже в X в. после смерти князя Владимира в 1015 году вспыхивает борьба за власть между его детьми. Однако единое древнерусское государство просуществовало до смерти князя Мстислава (1132 г.). Именно с этого времени историческая наука ведет отсчет феодальной раздробленности на Руси. Выясните, какие причины этого явления выделяются различными исследователями. К концу XIII века Северо-Восточная и Южная Русь попали под влияние Золотой Орды, утратили связи с Западом. Русская государственность начинает приобретать черты восточной деспотии. В результате на Руси сформировался своеобразный тип феодализма, в котором довольно сильно представлен «азиатский элемент». Формированию такого своеобразного типа феодализма способствовало то, что в результате татаро-монгольского ига Русь 240 лет развивалась в изоляции от Европы.