...Здоровое и прочное устройство -— это первое, к чему следует стремиться; и должно больше рассчитывать на силу, порожденную хорошим образом правления, нежели на средства, даваемые большой территорией.
Если попытаться определить, в чем именно состоит то наибольшее благо всех, которое должно быть целью всякой системы законов, то окажется, что оно сводится к двум главным вещам: свободе и равенству. К свободе — поскольку всякая зависимость от частного лица настолько же уменьшает силу Государства; к равенству, потому что свобода не может существовать без него....Именно потому, что сила вещей всегда стремится уничтожить равенство, сила законов всегда и должна стремиться сохранить его.
Чтобы упорядочить целое, или придать наилучшую форму государству, следует принять во внимание различные отношения. Во-первых,... — суверена к Государству....Законы, управляющие этими отношениями, носят название политических законов и именуются также основными законами — не без известных причин, если эти законы мудрые.
Второе отношение— это отношение членов между собой или же ко всему Организму....Третий вид отношений между человеком и Законом, именно: между ослушанием и наказанием. А это отношение ведет к установлению уголовных законов, которые в сущности не столько представляют собой особый вид законов, сколько придают силу другим законам.
К этим трем родам законов добавляется четвертый, наиболее важный из всех; эти законы запечатлены не в мраморе, не в бронзе, но в сердцах граждан; они-то и составляют подлинную сущность Государства; они изо дня в день приобретают новые силы; когда другие законы стареют или слабеют, они возвращают их к жизни или восполняют их, сохраняют народу дух его первых установлений и незаметно заменяют силою привычки силу власти. Я разумею нравы, обычаи и, особенно, мнение общественное....Политические законы, составляющие форму Правления, есть единственный род законов....
У Политического организма — те же движители: в нем также различают силу и волю: эту последнюю под названием законодательной власти, первую — под названием власти исполнительной. Ничто в нем не делается или не должно делаться без их участия.
О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ВООБЩЕ
Мы видели, что законодательная власть принадлежит народу и может принадлежать только ему....Исполнительная власть, напротив, не может принадлежать всей массе народа как законодательнице или суверену, так как эта власть выражается лишь в актах частного характера, которые вообще не относятся к области Закона, ни, следовательно, к компетенции суверена...
Что же такое Правительство? Посредствующий организм, установленный для сношений между подданными и сувереном, уполномоченный проводить в исполнение законы и поддерживать свободу как гражданскую, так и политическую.
...Разные виды или формы Правительства различают по числу членов, которые их составляют...
РАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЙ
Суверен может, во-первых, вручить Правление всему народу или большей его части....Этой форме Правления дают название демократии.
Или же он может сосредоточить Правление в руках малого числа... и такая форма носит название аристократии.
Наконец, он может сконцентрировать все правление в руках единственного... Эта форма наиболее обычна и называется монархией или королевским Правлением....Из сочетания этих трех форм может возникнуть множество форм смешанных, из которых каждая способна дать новые, сочетаясь с простыми формами....
Собственно говоря, отдельные виды Правления в чистом виде не существуют....Не всякая форма правления пригодна для всякой страны....Правление, при котором народ уменьшается в числе и оскудевает, есть худшее. Счетчики, теперь дело за вами: считайте, измеряйте, сравнивайте.
Политический организм, так же, как и организм человека, начинает умирать с самого своего рождения и несет в себе самом причины своего разрушения. Но и тот и другой могут иметь сложение более или менее крепкое и способное сохранить этот организм на более или менее длительный срок. Организм человека__
это произведение природы; устройство Государства — это произведение искусства. От людей не зависит продление срока их жизни; от них зависит продлить жизнь Государства настолько, сколь еще возможно, дав ему наилучшее устройство, какое только оно может иметь.
О ДЕМОКРАТИИ
Тот, кто создает Закон, знает лучше всех, как этот Закон должен приводиться в исполнение и истолковываться. Итак, казалось бы, не может быть лучшего государственного устройства, чем то, в котором власть исполнительная соединена с законодательной. Но именно это и делает такое Правление в некоторых отношениях непригодным, так как при этом вещи, которые должны быть разделяемы, не разделяются, и государь и суверен, будучи одним и тем же лицом, образуют, так сказать. Правление без Правительства.
Неправильно, чтобы тот, кто создает законы, их исполнял или чтобы народ как целое отвлекал свое внимание от общих целей, дабы обращать его на предметы частные. Ничего нет опаснее, как влияние частных интересов на общественные дела, и злоупотребления, допускаемые Правительством при применении законов,__
это беда меньшая, нежели подкуп законодателя — это неизбежное последствие существования частных расчетов. (...)
Если брать этот термин в точном его значении, то никогда не существовала подлинная демократия и никогда таковой не будет. Противно естественному порядку вещей, чтобы большое число управляло, а малое было управляемым. Нельзя себе представить, чтобы народ все свое время проводил в собраниях, занимаясь общественными делами, и легко видеть, что он не мог бы учредить для этого какие-либо комиссии, чтобы не изменилась и форма управления. (...)