Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Образы науки и ученого в культуре




Образ науки многолик, поэтому ответ на вопрос, каким он предстает в культуре, не имеет однозначного ответа.

Естественно, что в глазах ученых наука представляется как одно из важнейших явлений культуры, как ценнейшее достояние общества, которое обеспечивает социальный прогресс и заслуживает всяческой поддержки. Очевидно, что образ науки в массовом сознании может в чем-то совпадать, а в чем-то существенно отличаться от представлений ученых о ней. Но этот образ вписывается в менталитет культуры, и играет в нем важную роль.

В старину наука как умственное занятие мудрецов-философов была чуждой и недоступной для широкой публики. Проблемы, над которыми размышляли ученые, были далеки от практических, хозяйственных нужд. В средневековом обществе, где даже многие представители высшей аристократии не умели читать, занятия наукой не считалось достойным занятием.

Век Просвещения внес в образ науки новые краски. С распространением грамотности росло понимание научных проблем, а приближение науки к практике способствовало повышению ее престижа в глазах широкой публики. Духовные вожди просветительства немало содействовали тому, что в европейской культуре XVIII – XIX вв. наука стала представляться людьми в новом облике – как сила, способная улучшить жизнь общества. В обиход входит идея высокого предназначения науки.

На развитие науки в XIX-ХХ вв. возлагаются большие надежды, и она своими достижениями и их практическими приложениям, казалось бы, в значительной мере оправдывает ожидания. Престиж науки поднимается на невиданную прежде высоту. Она становится одной из самых уважаемых и высокооплачиваемых профессий. Но милитаризация науки во время второй мировой войны, создание атомной бомбы возбуждает волну тревоги по поводу растущего могущества науки. Эта волна еще больше усиливается в связи с порожденными научно-техническим прогрессом глобальными экологическими проблемами и проблемами «потребительского» образа жизни и «бездуховности», которая порождается в условиях погони за жизненными благами. Осознание этих проблем ведет к раздвоению образа науки в глазах публики: наряду с восхищением и преклонением она вызывает недоверие и страх.

С изменением образа науки исторически изменяется и стереотипный образ ученого.

В традиционной народной культуре, когда наука еще не оформилась как особая область культуры, фигура ученого практически отсутствует. В Новое время в отношении общества к ученым происходит перемена. Успехи науки и нарастающее влияние ее на культуру ведут к тому, что общественное мнение постепенно проникается признанием ценности научного труда. На ученых начинают смотреть как на людей выдающегося ума, увлеченных бескорыстным стремлением к познанию тайн природы и закладывающих своими открытиями фундамент грядущего расцвета общества. В XVIII – XIX вв. складывается обобщенный идеализированный образ «настоящего» ученого, представляющий классический тип человека науки. Характерные его черты – особый дар глубокого, проницательного мышления, порядочность, честность, полная самоотдача научным занятиям. В общественном мнении великие деятели науки – Ньютон, Ломоносов, Фарадей, Пастер и др. – предстают как образцы, отвечающие этому идеалу.

ХХ век с его массовым образованием, технизацией жизни и превращением научного труда в широко распространенную, рядовую профессию, сделал фигуру ученого более близкой и понятной широкой публике. Она во многом лишается того романтического ореола, которым был окружен тип «истинного» ученого, хотя образ ученого-подвижника до сих пор остается возвышенным идеалом. Однако критика науки нередко оборачивается нападками на ее работников, потеря доверия к науке выливается в недоверие к ученым. К концу ХХ в. вместе с падением престижа науки снижается и престижность профессии ученого. В России в наши дни по данным социологических опросов профессия ученого стала одной из малопочетных.

 

Сциентизм и антисциентизм

Осознание проблем, порождаемых развитием науки, ведет к раздвоению ее образа в глазах широкой публики: наряду с восхищением и преклонением она вызывает недоверие и страх. Возникают два противоположных подхода к оценке науки: сциентизм и антисциентизм.

Явные успехи науки и техники привели к утверждению сциентистского мировоззрения. Сциентизм (от лат. scientia – знание, наука) – философско-мировоззренческая позиция, согласно которой естественнонаучное знание является абсолютной ценностью и главным фактором общественного развития. Сторонники сциентизма предлагают ориентироваться на методы естественных и технических наук, точное математизированное естествознание, и распространять методы и критерии естественных наук на как можно большую область знания. В философии идеи сциентизма наиболее последовательно отстаивали представители философии позитивизма.

Методологическая программа, сформулированная позитивизмом в XIX в., фактически была реализована в ходе развития ряда направлений гуманитарных и социально-экономических наук. Так, в восьмидесятых годах XIX в. получает развитие экспериментальная психология, несколько позднее эмпирические методы получают распространение в социологии, в начале XX века математические методы исследования все шире проникают в экономику. Таким образом, можно сказать, что та же самая методология, которая успешно зарекомендовала себя в развитии естественных наук, теперь стала применяться и к области социально-гуманитарного познания. Хотя и нельзя сказать, что применение естественнонаучной методологии в этих областях привело к столь же впечатляющим результатам, как это было в естественнонаучном исследовании.

Сциентисты видят в науке величайшую ценность и убеждены в необходимости и благотворности научного подхода к решению всех проблем жизни. В противоположность им антисциентисты дают негативную оценку достижений науки и их последствий, говорят о ее антигуманности и необходимости ограничить ее развитие.

Сциентизм настаивает на том, что только дальнейшее развитие науки может спасти человечество от бед, порожденных научно-техническим прогрессом. В антисциентизме же выражается разочарование как в научно-техническом прогрессе, так и науке в целом. Современная наука вместе с техникой подвергается критике, в ней усматривают разрушительную силу, враждебную духовной культуре. Антисциентизм призывает людей встать на путь нравственного совершенствования – единственно правильный путь к счастью, дать которое человечеству наука и техника бессильны.

За противоположностью сциентизма и антисциентизма стоит более общее мировоззренческое расхождение культурных парадигм рационализма и иррационализма. Рост антисциентистских настроений в обществе сливается в один поток с усилением мистических и иррационалистических установок.

Каковы же доводы, которые выдвигаются идеологами антисциентизма?

В конце XIX – начале XX века, когда научно-технический прогресс только набирал силу, общество в целом было настроено положительно по отношению к науке и технике.

В XX веке, особенно во второй его половине, когда научно-технический прогресс воплотился в огромном числе открытий и изобретений, которые действительно преобразили жизнь человечества, вдруг стала доминировать противоположная тенденция: наука и техника, несмотря на все их достижения, в массовом сознании стали восприниматься все более критично.

Тема критики и неприятия плодов научно-технического прогресса занимает все более значительное место, как в зарубежной, так и отечественной философской литературе (М. Хайдеггер и его критика техники как «постава»; Г. Маркузе с концепцией «одномерного человека»; Ж. Бодрийяр с идеей «симулякра» и др.).

Главный упрек, который они бросают науке и технике, как это на первый взгляд не парадоксально, направлен против самой ее сути, самого главного её качества – эффективности. Действительно, техника философов, интересует не в виде отдельных ее проявлений вроде новых электростанций, отдельных механизмов или машин, средств транспорта, связи и т.п., но как техника или технология в широком смысле, то есть как метод, способ всеобщей организации и упорядочивания. В силу такой, предельно широкой интерпретации, все искусственные объекты оказывается отдельными видами или элементами техники. На все смотрят с технической точки зрения. Природу, например, начинают воспринимать лишь как на средство, поставщика энергии и материалов, в результате этого любое другое, прежде всего эстетическое отношение к ней оказывается заблокированным.

Человек тоже оказывается как бы «видом техники» (это звучит парадоксально – раньше считали, что техника – это средство на службе человека, а теперь сам человек предстает «техническим устройством»). Это метафора, но современное общество с его императивом технической эффективности востребует только определенные психические качества и способности человека, а именно те, которые могут быть полезны для еще более эффективного производственного процесса. Таким образом, получается, что человека оценивают согласно техническим критериям.

Само общество в целом, его вектор и цели развития, оцениваются также критически. Ибо общество, системы социальных институтов, предстают в облике громадной фабрики, где все измеряется согласно технико-экономическим критериям: производительности или всё той же эффективности. Самым страшным в этой погоне за эффективностью является то, что никто не задается вопросом: «Зачем?». Раньше считали, что развитие науки и техники может способствовать раскрепощению и освобождению человека, что техника возьмет на себя выполнение наиболее тяжелых, рутинных операции, освободив место для настоящего человеческого творчества. Но оказывается, что происходит как раз обратный процесс. Техника не освобождает, а закрепощает человека, незаметно навязывая ему свои стандарты и подстраивая его под себя. «Так зачем же она после этого нам нужна?», – спрашивают философы антисциентистской ориентации.

Следует, однако, обратить внимание, что мишенью только что выпущенных критических стрел являются не совсем наука и техника, а скорее социально-антропологические последствия развития последних.

Антисциентизм стимулирует падение престижа науки, в результате чего в массовом сознании начинает преобладать негативный образ науки. Однако наука продолжает развиваться, и, несмотря на существование этой тенденции, роль ее в обществе растет. Рост антисциентистских настроений в обществе сливается в один поток с усилением мистических и иррационалистических установок. Антисциентисты содействуют формированию и распространению «зловещего» образа науки. Антисциентизм стимулирует падение престижа науки и престижности профессии ученого, что особенно заметно в нашей стране. Но, несмотря на антисциентистскую, иррационалистическую, мистическую критику наука продолжает развиваться, роль ее в обществе растет

По-видимому, дальнейшее развитие науки будет требовать от общества все больше средств, а это неизбежно будет вызывать всплески критики и противодействия. Недостаток ресурсов – фактор, ограничивающий рост науки. Вероятно, действие этого фактора будет усиливаться. По мнению специалистов, он вместе с другими внешними и внутренними трудностями, препятствующими росту научных знаний, может привести в XXI в. к существенному изменению характера науки.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 954 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2250 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.