РАДЖУХ МАЕИН АХМАД
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
по курсу:
"КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОГРАММ И
ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ"
Минск - 2000
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.. 5
Работа 1. 8
РАЗРАБОТКА ПРОСТЕЙШЕЙ ПРОГРАММЫ В СРЕДЕ DELPHI. 8
Работа 2. 24
КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ДЛЯ РАЗВЕТВЛЯЮЩИХСЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.. 24
Работа 3. 35
КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОГРАММ... 35
ДЛЯ ЦИКЛИЧЕСКИХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.. 35
Работа 4. 45
КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОГРАММ... 45
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАССИВОВ.. 45
Работа 5. 54
ПРОГРАММИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРОК.. 54
Работа 6. 65
ПРОГРАММИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАПИСЕЙ И ФАЙЛОВ.. 65
Работа 7. 83
ПРОГРАММИРОВАНИЕ.. 83
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДПРОГРАММ И МОДУЛЕЙ.. 83
Работа 8. 91
ПРОГРАММИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ.. 91
ДЛЯ ОТОБРАЖЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.. 91
Работа 9. 98
ВЫВОД ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПРИНТЕР.. 98
Работа 10. 118
ВЫВОД НА ПРИНТЕР ГРАФИКИ.. 118
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 127
КОМАНДЫ ОСНОВНОГО МЕНЮ.... 127
СВОЙСТВА КОМПОНЕНТОВ.. 133
ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ ДЛЯ РАБОТЫ СО СТРОКАМИ.. 168
МОДУЛЬ MATCH. 175
ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ.. 175
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При выполнении всех работ необходимо:
1. Сформулировать цель работы.
2. Сформулировать задачу.
3. Выбрать метод и разработать алгоритм решения.
4. Разработать программу.
5. Выполнить компьютерное моделирование на Delphi.
6. Сделать выводы и обобщения.
7. Составить отчет.
Отчеты по всем лабораторным работам рекомендуется объединить в один общий отчет. Образец оформления титульного листа приведен ниже.
Перед печатанием электронный вариант отчета следует показать преподавателю для возможной коррекции. При выполнении работ рекомендуется обратиться к литературе [1-9].
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет информационных технологий и робототехники (ФИТР)
Кафедра программного обеспечения вычислительной техники
и автоматизированных систем
О Т Ч Е Т
ПО ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ
по курсу:
"КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОГРАММ И
ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ"
Выполнили: | Студенты: Груша В.Н. Геращенко С.И. Гр. 107224, бригада №2 |
Проверил, профессор: | Фурунжиев Р.И. |
Минск – 2002
ЛИТЕРАТУРА
1. Фаронов В.В. Delphi 6. Учебный курс. – М.: Изд. Молгачева С.В., 2001. - 672 c.
2. Тейксейра Стив, Пачеко Ксавье. Delphi 6. Руководство разрабочика. Том 1. Основные методы и технологии. Пер. с англ. Уч. пос. – М.: Изд. дом «Вильямс», - 2001. - 832 с.
3. Тейксейра Стив, Пачеко Ксавье. Delphi 6. Руководство разрабочика. Том 2. Разработка компонентов и работа с базами данных. Пер. с англ. Уч. пос. – М.: Изд. дом «Вильямс», - 2001. – 992 с.
4. Фаронов В.В. Программирование баз данных в Delphi 6. Учебный курс. – СПб, Питер, 2002. - 352 c.
5. Подольский С.В., Скиба С.А., Кожедуб О.А. Разработка интернет-приложений в Delphi 6. – СПб, БХВ-Петербург, 2002. - 452 c.
6. Сван, Том. Delphi 4. Библия разработчика: Пер. с англ. – К; М.; СПб.: Диалектика, 1998. – 672 с.
4. Федоров А.. Delphi 5.0 для всех. - М.: ТОО “КомпьютерПресс”, 1998. - 464 с.
5. Марко Кэнту. Delphi 5 для профессионалов.- СПб.: Питер. 2001. – 944 с.
6. Бобровский С. Delphi 5: учебный курс – СПб: Питер, 2000.- 640 с.
7. Дэн Оузьер, и др. Delphi 3. Освой самостоятельно. / Пер. с англ. – М.: Издательство БИНОМ, 1998. – 560 с.
8. Рубенкин Нейл Дж.. Программирование в Delphi для “чайников” - К.: Диалектика, 1996. - 304 с.
9. Дантеман Джефф, Мишел Джим, Тейлор Дон. Программирование в среде Delphi. Пер. с англ. - К.:НИПФ “ДиаСофт Лтд”, 1995. - 608 с.
Работа 1.
РАЗРАБОТКА ПРОСТЕЙШЕЙ ПРОГРАММЫ В СРЕДЕ DELPHI
Цель лабораторной работы: изучить основы среды DELPHI и составить простейшую программу для линейного алгоритма.
Интегрированная среда разработчика DELPHI
Среда DELPHI визуально реализуется в виде нескольких одновременно раскрытых на экране монитора окон. Количество, расположение, размер и вид окон может меняться программистом в зависимости от его текущих нужд, что значительно повышает производительность работы. При запуске DELPHI вы можете увидеть на экране картинку, подобную представленной на фиг.1.1.
Фиг.1.1.
Главное окно всегда присутствует на экране и предназначено для управления процессом создания программы. Основное меню (см. приложение 1) содержит все необходимые средства для управления проектом. Пиктограммы облегчают доступ к наиболее часто применяемым командам основного меню. Через меню компонентов (см. приложение 2) осуществляется доступ к набору стандартных сервисных программ среды DELPHI, которые описывают некоторый визуальный элемент (компонент), помещенный программистом в окно формы. Каждый компонент имеет определенный набор свойств (параметров), которые программист может задавать. Например, цвет, заголовок окна, надпись на кнопке, размер и тип шрифта и др.
Окно инспектора объектов (вызывается с помощью клавиши F11) предназначено для изменения свойств компонента, страница Events (События) - для определения реакции компонента на то или иное событие (например, нажатие определенной клавиши или щелчок мышью по кнопке).
Окно формы представляет собой проект Windows-окна программы. В это окно в процессе написания программы помещаются необходимые компоненты. Причем при выполнении программы помещенные компоненты будут иметь тот же вид, что и на этапе проектирования.
Окно текста программы предназначено просмотра, написания и редактирования текста программы. В системе DELPHI используется язык программирования Object Pascal. При первоначальной загрузке в окне текста программы находится текст, содержащий минимальный набор операторов для нормального функционирования пустой формы в качестве Windows-окна. При помещении некоторого компонента в окно формы текст программы автоматически дополняется описанием необходимых для его работы библиотек стандартных программ (раздел uses) и типов переменных (раздел type).
Программа в среде DELPHI составляется как описание алгоритмов, которые необходимо выполнить, если возникает определенное событие, связанное с формой. Для каждого обрабатываемого в форме события, с помощью страницы Events инспектора объектов в тексте программы организуется процедура (procedure), между ключевыми словами begin и end которой программист записывает на языке Object Pascal требуемый алгоритм.
Переключение между окном формы и окном текста программы осуществляется с помощью клавиши F12.