Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности социально-политического и экономического развития Древнерусского государства




Древнерусское государство возникло в период появ­ления на исторической арене других европейских государств: распад им­перии Карла Великого (843) на Западное (будущая Франция), Среднее (позже Италия) и Восточное (Германия) королевства; Моравское государ­ство (830); Венгерское государство (896); Польское государство (960).

Предпосылками образования Древнерусского государства были:

· Развитие производительных сил восточнославян­ских племен.

· Формирование соседской общины, внутриобщин­ного самоуправления, племенных правителей.

· Развитие торговли, в т.ч. международной и межпле­менной.

· Рост социального и имущественного неравенства, выделение племенной знати.

· Существование внешней опасности.

Соц-пол

В период расцвета Древнерусского государства в правление Владимира I (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054) Русь располага­лась на территории в несколько миллионов квадратных километров. От Балтийского (Варяж­ского) и Белого морей, Ладожского озера на севере до Черного (Русского) моря на юге, от восточных склонов Карпатских гор на западе до верховьев Волги и Оки на востоке. Численность населения оценивается от 5 до 12 млн. че­ловек.

Верховная власть принадлежала великому князю, старшему среди Рюриковичей. В управлении участвовала Боярская дума, которую перво­начально составляли старшие дружинники. Во всех землях важную роль играло народное вече. Управление осуществ­ляли князья, посадники из бояр, воеводы, выборные тысяцкие в городах и др. Вооруженные силы включали в себя профессио­нальную княжескую дружину и ополчение.

После принятия в 988 г. христианства Русская пра­вославная церковь полностью поддержи­вала государство и зависела от него, так как по Уставу Влади­мира, провозглашенного святым, получала на свое функциониро­вание 10% от всех доходов в государстве. Великие князья факти­чески назначали высшее духовенство, поощряли развитие мона­стырей. Принцип преобладания светской власти над духовной обычно называют цезарепапизмом.

Древнерусская семья составляла двор, «дым», «десяток». Семьи составляли тер­ри­ториально-соседские (уже не кровно-родственные) общины («вервь», «сотня»). Общины тяготели к погостам – торговым и административным центрам, на месте которых вырастали города («полк», «тысяча»). На месте прежних племенных союзов форми­ровались княжества («земли»).

 

 


 

5. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России. Проблема централизации.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

Эволюция цивилизации средневековой Европы охватывает длительную историю с Y по XY вв. и может быть условно поделена на несколько периодов:

Y-YII вв. - появление средневекового Запада, возникновение варварских королевств, рожденных из синтеза двух культур, варварской и римской;

YIII - Х вв. - попытка германцев создать новую организацию - каролингский мир, скороспелая попытка объединения Европы;

X-XIII вв. - формирование единой и многообразной христианской Европы - период внутреннего и внешнего подъема цивилизации, становление современных государств;

XIY - XY вв. - кризис, характеризующийся мутацией и трансформацией европейской средневековой цивилизации (Жак Ле Гофф).

Рождение европейской цивилизации средневековья

Варвары, расселившиеся в V веке по Римской империи (эпоха «Великого переселения народов») были отнюдь не дикими племенами, только что вышедшими из своих лесов и степей. К V веку они прошли долгий путь эволюции, много видели и немало усвоили. В своих странствиях они вступали в контакты с разными культурами и цивилизациями, от которых воспринимали нравы, искусства и ремесла. Прямо или косвенно большинство европейских народов испытало влияние азиатских культур, иранского мира, а также и греко-римского, особенно его восточных, византийских провинций. В IV-V вв. среди готов, вандалов, бургундов, лангобардов, франков и др. племен распространилось христианство. Уже в начале V века в Европе были созданы первые ранние государства. Остров Британия был завоеван германскими племенами англов, саксов и ютов, которые создали там несколько государств; на территории Галлии, Германии и Бургундии было создано Хлодвигом Франкское королевство (486 г.); на Пиренейском полуострове располагались королевства вестов и свевов (418 г.); в Италии в 493 г. возникло остготское королевство Теодориха и т.д.

Первоначально для европейских государств были характерны смешанные, западные и восточные, черты развития. Государство строилось на принципах жесткой иерархии. Король обладал высшей военной, законодательной, административной и судебной властью, добивался признания религиозного, сакрального характера своей власти. Огромную роль во всех сферах жизни общества играла католическая церковь (католицизм - западная ветвь христианства). Между тем, в экономике и вопросах собственности, в V-VII вв. очевидным было влияние римских традиций. По законам Вестготского, Остготского и Франкского королевств земля, другое движимое и недвижимое имущество продавали, покупали, дарили и завещали. Таким образом, частная собственность существовала и свободно развивалась.

Становление средневековой европейской цивилизации

В VIII - X вв. средневековая европейская цивилизация вступает в следующий период развития. В 800 г. папа Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной. Император становился символом единства германских традиций, римского императорского прошлого и христианских начал. Идеи объединения христианского мира стали определяющими для нескольких поколений европейцев. Карл Великий создал огромную державу, куда кроме Галлии входили Испанская марка, Северная и Центральная Италия, территории Баварии и Саксонии, Паннония (Венгрия). Время существования Каролингской державы (середина VIII - начало Х вв.) было временем оформления целого ряда общественных институтов и основных черт культурно-исторического типа, присущего средневековой европейской цивилизации.

Земельные наделы свободных общинников и монастырей постепенно, в результате прямых захватов, насилия, купли и т.д. переходят в руки знати. Постепенно формируется феодальная форма землепользования. Феод или лен - особая наследственная форма землевладения, связанная с обязательным несением военной или гражданской службы. Особенностью феодальной земельной собственности является ее условный характер. Собственность феодала не являлась частной и зависела от системы личного подданства, имеющего иерархический характер. Право собственности феодала на землю и зависимость от него крестьян выражалась в феодальной ренте (барщина, дань, продуктовый или денежный оброк). Частная собственность была представлена узким кругом крупных землевладельцев (князья, герцоги, графы, бароны), с которыми государства (король) вело постоянную борьбу, стремясь поставить их под контроль и ограничить их независимость.

Общественная система средневековой цивилизации основывалась на принципах вассалитета. Вольный сеньор на оскорбление со стороны короля имел право ответить объявлением войны. Вассальные отношения предусматривали наличие взаимных прав и обязанностей. Вассалитет предполагал некоторую децентрализацию власти за счет передачи, делегирования ряда полномочий синьора вассалам. Совокупность определенных прав вассалов и территорий, на которых эти права были действительны, называлась «иммунитетом». Вассальные отношения и присущий им иммунитет являются особенностью средневековой европейской цивилизации.

Центром экономической и социальной жизни была деревня. Земля почиталась главной ценностью, а крестьяне были носителями основных духовных и культурных традиций. Средневековая Европа отличалась общинно-корпоративным устройством: цехи, гильдии, рыцарские ордена, церковные и сельские общины. Корпорации одного уровня объединялись в сословие.

Население Европы состояло из многих племен, которые говорили на разных языках, имели свои обычаи и традиции. Единство европейской цивилизации обеспечивала католическая церковь. Весь образ жизни, нравы, мышление средневекового человека определялись христианской религией. В искусстве и литературе преобладал образ Бога, который почти полностью заслонил образ человека. Индивид как бы не существовал как самоценность. Понятие свободы трансформировалось. «Свободный человек - это тот, у кого есть могущественный покровитель» (Ж. Ле Гофф.).

VIII -X вв. стали периодом отражения европейцами натиска викингов, скандинавских воинов-мореходов, и кочевников (аваров, тюркских болгар, венгров, печенегов, половцев). На севере Франции викингами было создано фактически независимое герцогство Нормандия. Выходцы из этого герцогства в 1066 г. завоевывают англосаксонскую Англию. Кочевники захватывают юго-западные территории Европы, основывают Болгарское и Венгерское государства. Особенностью таких завоеваний было ассимилирование захватчиков с коренными народами и по сути «растворение» их в общем европейском котле народов.

В середине Х века Оттон I Великий предпринял попытку воссоздать единое могущественное государство в Европе. В 962 г. он захватил Италию и объявил себя императором «Священной Римской империи». На некоторое время в Европе установился мир.

Расцвет средневековой Европы

Третий период развития средневековой цивилизации Европы, X - XIII вв., был насыщен очень важными и внутренне противоречивыми событиями. Выделим несколько наиболее важных факторов развития цивилизации в это время.

Аграрная революция и демографический подъем. Наступивший после долгого периода завоевательных походов, мир привел к оседанию знати на землю и поощрению сельскохозяйственного производства. Распространению трехпольного севооборота позволило увеличивать засеваемые площади, менять культуры. Использование ассиметричного колесного плуга с отвалом, железных орудий труда обеспечивало более глубокую вспашку. Повышение урожайности, производство разнообразной продукции улучшили питание и способствовали увеличению народонаселения. В период между X и XIV вв. согласно данным Дж. К. Рассела, население Западной Европы увеличилось более, чем вдвое (с 22,5 млн. к 950 г. до 54,4 млн. к середине XIV в.).

Внутренняя и внешняя экспансия христианского мира. Демографический подъем имел решающее значение для экспансии христианского мира. Феодальный способ производства, основанный на экстенсивных методах, требовал для удовлетворения растущих потребностей населения расширения площадей. Внутренняя экспансия состояла в освоении новых целинных европейских земель и осушении болот. Параллельно с внутренней экспансией христианский мир прибег и к внешней. К XI - XIII вв. стали периодом завоевательных крестовых походов в мусульманские страны Востока и языческие европейские государства. Отцы римской католической церкви хотели таким путем очистить христианский мир от скандальных сражений между единоверцами, дать страстной воинственности феодального общества похвальный выход, указав великую цель - освобождение из рук мусульман Гроба Господня. Разумеется, церковь и папство рассчитывали благодаря крестовым походам получить средство господства на самом Западе и далеко за его пределами.

Расцвет европейских средневековых городов. В римском мире города были прежде всего политическими, административными и военными центрами и только затем - экономическими. Европейские средневековые города были порождены пробудившейся торговлей, подъемом сельского хозяйства на Западе, которое стало лучше обеспечивать городские центры припасами и людьми. Миграция из сельской местности в города между X> и XIV вв. была одним их важнейших факторов развития христианского мира. именно город, состоявший из разнообразных социальных элементов, создавал новое общество. и хотя оно по-прежнему было феодальным, в его недрах зарождались семена будущего - товарно-денежные отношения, разделение труда, специализация ремесла. В X - XIII вв. города превращаются в центры культуры. Здесь активно развивается архитектура, а городские школы решительно опережают монастырские. Свидетельством роста политического и экономического влияния городов в средневековой Европе стало появление в XI - XIII вв. коммунального движения, в результате которого горожане обрели свободу и права самоуправления.

Формирование современных государств. Важнейшим элементом цивилизационного развития Европы в X - XIII вв. стало формирование современных государств. На пути к формированию единых национальных государств лежал период раздробленности. Среди причин феодальной раздробленности можно выделить следующие: относительный внешний мир; господство натурального хозяйства; расширение крупного землевладения и вассального иммунитета; внутренняя сплоченность и внешняя обособленность феодальной знати, живущей по принципу: «Вассал моего вассала - не мой вассал»; рост городов и их политического влияния.

Все эти факторы способствовали ослабеванию центральной королевской власти. Процесс раздробленности имел повсюду свои особенности.

Во Франции главную роль в раздроблении государства сыграли сепаратистские настроения крупной земельной знати и горожан. В Германии - расширение княжеского и церковного иммунитета лишило императорскую власть былого могущества. В Испании на формировании и затянутости процесса раздробленности сказались политика папства, этническая неоднородность, экономическая независимость городов. В Англии начавшийся процесс дробления был насильственно остановлен политикой Вильгельма Завоевателя. В 1066 г. он во главе 60-ти тысяч рыцарей захватил и подчинил англосакские и кельтские племена. Конфискованные земли Вильгельм раздал своим дружинникам, оставив себе одну седьмую из них. Угодья новой знати не были сосредоточены в одном месте, что исключало в дальнейшем возникновение крупных вотчин.

Формирование национальных государств в Европе началось в конце XI -XIII вв., а завершилось в ряде случаев уже в новое время. Особенностью складывания национальных государств было возникновение сословно-представительных учреждений. Так в Англии в 1215 году была принята первая конституция - Великая хартия вольностей, а в 1265 г. - появился парламент. Во Франции при Филиппе Красивом (1285 - 1314 гг.) были впервые созваны Генеральные штаты, наделенные законосовещательными функциями, в Германии при Максимилиане I в XV в. был создан Имперский сейм - рейхстаг.

Кризис христианского мира и средневековой цивилизации Европы.

В XIV - XV веках средневековая Европа вступила в последний период своего существования, который означал кризис христианского мира, мутацию и трансформацию основ цивилизации.

Уже к концу XIII века внутренняя и внешняя экспансия европейских народов закончилась. Прекратились распашки и освоение новой земли, а даже окраинные земли, возделывавшиеся под давлением роста населения и в пылу экспансии, были теперь заброшены поскольку являлись малодоходными. Крестовые походы к концу XIII века практически прекратились, а в 1291 г. произошло падение Акры - последнего оплота крестоносцев на Востоке, история христианских государств в Палестине завершилась. С другой стороны, прекратились и нашествия кочевников. Вторжения монголов 1241 - 1243 гг. оставили в Польше и Венгрии страшные следы, но они были последними.

Наряду с этими крупными явлениями общего характера, в XIV - XV вв. происходят другие события, ярко свидетельствовавшие о начавшемся кризисе. Во-первых, практически повсюду в Европе началась девальвация монеты, ее порча. Особенно тяжелый кризис переживала в начале XIV в. Франция, обанкротились многие итальянские банки. Европейские монархи залезли в долги, которые не способны были возвратить. Бездумная чеканка золотой монеты подорвала многие отрасли производства. Во-вторых, целая серия выступлений, городских бунтов, восстаний против феодальной и городской знати поразила Европу (в Руане, Орлеане, Провансе в 1280-м году, в Тулузе в 1288г., Реймсе в 1292 г., Париже в 1306 г., Бельгии в 1302 г.). В-третьих, в 1315 - 1317 гг. ненастная погода повлекла за собой плохие урожаи, рост цен, голод. В-четвертых, снижение физической сопротивляемости человеческого организма вследствие постоянного недоедания сыграло свою роль в тех опустошениях, которые произвела Великая чума с 1348 г. В-пятых, пораженный кризисом феодализм прибегнул к войне как средству облегчения положения господствующих классов. Наиболее знаменательным тому примером является Столетняя война 1337 - 1453 гг. между Францией и Англией из-за графства Фландрии и претензий англичан на французский престол.

Между тем, войны не разрешили проблем феодального общества, но создали новые. Союз короля с городами позволил создать и содержать постоянную наемную армию, надобность в служилом рыцарстве отпала. А с появлением огнестрельного оружия и артиллерии, рыцарство теряет монополию на военное дело. События Столетней войны продемонстрировали преимущества наемных войск, что подорвало авторитет всей сословной системы.

В течение XIV века практически все крестьяне Франции, Англии, Западной Германии получили личную свободу. При этом, во многих странах освобождению крестьян предшествовали мощные восстания. Например, Жакерия во Франции в 1358 г., восстание Уота Тайлера в Англии в 1381 г. и др.

Неудачи французов на первом этапе Столетней войны способствовали подъему национального самосознания, а победа явилась мощным стимулом к развитию процесса централизации Французского государства при Карле VII и Людовике XI. Кризис в Англии, вызванный поражением в войне с Францией, привел к борьбе сил старой и новой аристократии (война Алой и Белой роз 1455 - 1485 г.). В результате победы Генрих VII Ланкастер укрепился на престоле и продолжил централизацию государственной власти.

Процессы централизации проходили и в других странах Европы. В Испании и Португалии королевская власть укреплялась в борьбе с арабами.

Между тем, средневековая Европа дала и примеры полицентризма - итальянские государства, автономия которых являлась фактором их экономического процветания, и германские княжества, формально входившие в состав Священной Римской империи, но по сути вполне самостоятельные.

Подводя итоги, отметим: средневековое общество Европы являлось традиционным, т.к. преобладал аграрный сектор в экономике, повсюду использовался ручной труд, наблюдалось строгое следование традиции и христианским заповедям, в обществе наблюдалось стремление к внутреннему единству и внешней обособленности, корпоративность. Между тем, цивилизация развивалась и к концу XV в. подошла к определенному рубежу, за которым скрывались неведомые горизонты.

ВОСТОК В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Средневековье и проблемы феодализма на Востоке

Цивилизации Востока, как уже отмечалось раньше, имеют два типа развития: циклический (Древний Египет, Индия, Китай) и линейный замедленный (арабо-мусульманский мир, некоторые сообщества в Азии, Африке, Древней Америке). Формирование цивилизаций восточного типа началось в глубокой древности, но многие черты этих цивилизаций сохранялись столетиями, проявлялись в средневековой Европе и до сих пор проявляются в истории и культуре многих современных народов.

Между тем, генезис цивилизаций Востока значительно отличался от процессов формирования и развития цивилизаций Европы. Перенесение хронологических рамок европейской истории не совсем оправдано. Тем более не оправдано стремление провести своего рода параллели в экономическом и политическом развития различных по существу обществ и государств.

Долгое время господствовавшая в отечественной науки теория общественно-экономических формаций предлагала рассматривать период с V до середины XVII вв. как время существования феодальной формации. Процессы, характерные для Европы, переносились на восточные государства лишь с небольшой оговоркой об их «своеобразии». Это было удобно, но мало что объясняло по существу. В неевропейских обществах, включая и средневековые, все обстояло иначе, чем в Европе: выполняющее функции господствующего класса государство в лице причастных к власти во главе с правителем жило за счет ренты - налога с землевладельцев, прежде всего с производителей-крестьян. Феодалов как отдельного от государства господствующего класса на Востоке никогда не было, как не было и феодального землепользования, феодального землевладения, феодальной собственности. Правда, следует оговориться, что существовала генетически-структурная близость между раннеевропейским феодализмом и традиционным Востоком, особенно на начальных ступенях процесса политогенеза. Но черты, характерные для Востока, так сказать, классические для европейской средневековой цивилизации были свойственны лишь на этапе раздробленности и политической децентрализации. Поэтому не следует бездумно и слишком часто употреблять «феодальную» терминологию в отношении восточных цивилизаций, особенно когда речь идет о средневековье как этапе исторического пути стран и народов Востока.

О самом понятии «средневековья» в истории неевропейских государств следует поговорить специально. В рамках спиральных циклов Восток все же развивался поступательно, причем это развитие проявлялось и в усовершенствовании технологии, и в развитии новых идей, и в совершенствовании социально-политической структуры общества, и во многом другом. К эпохе Великих географических открытий богатый Восток представлялся европейцам сказочных царством роскоши. А ведь богатство - это объективный показатель развития и процветания структуры. Между тем, Восток не знал смены формаций, древность и средневековье для него были периодом существования в рамках одной и той же традиционной структуры.

Попытки научно определить и обосновать начало восточного средневековья, опираясь на комплекс значимых в истории критериев, не дали успеха, так как этапы развития обществ и государств ближневосточного региона не совпадали с аналогичными в истории Индии или Китая, Юго-Восточной Азии или Дальнего Востока. Зато очевидно, что период ломки и трансформации традиционной внутренней структуры Востока, вынужденного приспособления к новым реалиям мирового рынка начался в XIX веке и был напрямую связан с процессами колонизации и промышленной революции.

Таким образом, восточное средневековье может быть определено как период примерно с V века (условная дата, заимствованная из европейской истории) до XIX века. Тем не менее, при изучении курса истории мировых цивилизаций нам представляется логичным рассмотрение истории параллельно существовавших обществ и государств. Поскольку особенности формирования многих восточных цивилизаций в древности уже были раскрыты ранее, то подробнее остановимся на изучении цивилизаций, возникновение которых приходится на период европейского средневековья.

Централизация

Причинами перехода от феодальной раздробленности к централизованным государствам были:

• вытеснение натурального хозяйства товарно-денежным хозяйством;

• развитие экономических связей между разными частями страны;

• рост городов и городского населения.

Королей в деле централизации страны поддерживали ремесленники и купцы. Они были заинтересованы в безопасности торговых путей, отмене поборов на границах феодальных владений, в прекращении междоусобных войн. Поддерживало королей и большинство мелких феодалов, которые рассчитывали найти в сильной центральной власти защиту от своеволия сеньоров, стремились укрепить свои права на владения.

Почти все централизованные государства были национальными – их население принадлежало к одной народности. В период Средневековья происходят зарождение и формирование современных наций: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, сербов и т. д. Но существовало в Европе и огромное многонациональное государство – Священная Римская империя (Германия). В этой империи объединения территорий под единой централизованной властью так и не произошло. В Германии сложилась система территориальных княжеств. Император не имел реальной власти над страной, здесь не было единого законодательства, центрального аппарата управления, единой системы государственных налогов и т. д.

В централизованном государстве формировалась новая политическая структура. Страной управлял король. Он опирался на королевский совет, состоявший из представителей знати. Королевский совет обычно занимался финансовыми (сбор налогов) и судебными делами. Государство делилось на административные территории, которыми управляли не местные феодалы, а служащие короля.

6. Монгольская держава и её влияние на мировое развитие.

В начале XIII в. в Центральной Азии происходило объединение монгольских кочевых племен в единую мощную державу. Монгольское раннефеодальное государство было создано Темучином, который в 1206 г. был провозглашен Чингисханом (Великим ханом).

На основе кочевой государственности, которая просуществовала уже 1,5 тыс. лет со времен скифов и гуннов и имела устоявшиеся формы, Чингисхан создал могучую военно-административную систему. Население делилось на сотни, тысячи, десятки тысяч (тьмы), выставлявшие соответствующее число воинов. Военачальники были одновременно управителями. Главой государств являлся каган (хан), поставленный властвовать волею Неба. При нем был совет, состоявший из ближайших родственников и знати, а также гвардия. Чиновники ведали ханской ставкой (ордой), казной, распределением пастбищ, сбором налогов (дани), исполняли полицейские функции. Для решения наиболее важных дел представители знати и местные правители собирались на съезд (курултай).

Чингисхан начинал свои войны всего лишь с 13 тыс. воинов. К концу его жизни монголы подчинили себе 720 народов. В армии царила суровая дисциплина. Осадную технику для штурма городов (стенобитные и метательные орудия) монголы заимствовали у покоренных китайцев. Монгольская армия побеждала не только благодаря своей численности, которая оценивается в 150–250 тыс. человек. Народ численностью около миллиона человек благодаря организации и энергии подчинил себе территории с населением в 100 млн. человек.

В 1207–1215 гг. монголо-татарами были захвачены Сибирь и Северо-Западный Китай, в 1219 г. они вторглись в Среднюю Азию, Иран, Афганистан, Закавказье. Были завоеваны Корея, Северная Индия, Ближний Восток. К концу жизни Чингисхана в его империю входили кроме собственно Монголии Северный Китай, Восточный Туркменистан, Средняя Азия, степи от Иртыша до Волги, большая часть Ирана и Кавказа. Возникла огромная монгольская империя. В 2000 г., согласно опросам, Чингисхан был назван «человеком второго тысячелетия», оказавшим самое большое влияние на ход мирового развития.

После смерти Чингисхана (в 1227 г.) его завоевательную политику продолжили наследники. По желанию Чингисхана его преемником стал Угэдэй (правил в 1229–1241 гг.). Внук Чингисхана Хулагу-хан основал в Иране и Закавказье государство Хулагидов. Другой внук Чингисхана Хубилай в 1271 г. основал в Китае монгольскую династию Юань. В 1279 г. он завершил завоевание Китая и перенес столицу монгольской империи из Каракорума в Чжунду (современный Пекин).

Вскоре между потомками Чингисхана началась обычная борьба амбиций. Многочисленные народы, изнывая под бременем монгольского ига, постоянно восставали. В 60-х г. XIII в. от империи фактически отделились Золотая Орда и государство Хулагидов. В 1368 г. пало монгольское господство в Китае. В истории Монгольского государства начался период феодальной раздробленности.

7. Образование русского централизованного государства в XIV – XV вв. Роль Московского княжества. Иван III

1. Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV-XV вв., которое привело к образованию единого централизованного государства, имело важную особенность по сравнению с аналогичными процессами формирования централизованных государств в Европе. Европейская централизация была результатом внутренних центростремительных тенденций, с опорой на богатевшие города, на поднимавшееся третье сословие (буржуазию). Консолидация русских княжеств происходила в условиях ига Золотой Орды, под контролем ордынской администрации, зачастую при помощи ордынских войск, разорявших и ослаблявших русские земли и города. Однако ускорение объединения Руси вокруг Москвы во многом было вызвано необходимостью освободиться от ига. Таким образом, в ряду причин объединения земель Северо-Восточной Руси политические факторы преобладали над экономическими. Политическое объединение шло быстрее, чем вызревали экономические условия для устойчивого существования такого объединения. Причем, складывавшееся в условиях зависимости Московское государство перенимало все больше черт от Золотой Орды: авторитарность, структуру жесткого вертикального подчинения, карательный аппарат, систему наказаний. В русском языке появились соответствующие слова тюркского происхождения: «кандалы», «нагайка», «кабала». Происходило ужесточение политической системы. Русские князья, которые были фактически слугами ханов, зачастую подвергались унижениям, опасности быть уничтоженными своими хозяевами и потому не желали мириться с былой вольностью своего населения. Это привело к ослаблению, а затем - в середине XIV в. - и ликвидации вечевых организаций, которые могли противостоять самодержавным стремлениям московских князей. Только в Новгороде и Пскове сохранялось вече на протяжении XV в., вплоть до окончательного присоединения их к Московскому княжеству.

Процесс «собирания» московскими князьями древнерусских земель заметно усилился во второй половине XV века при Иване III (1462-1505). Ему удалось создать сильное войско с мощной артиллерией. Москве подчинились Ярославское и Ростовское княжества, Великий Новгород и непокорная Тверь.

В XV веке новгородская демократия слабела. Великий князь Московский в соответствии с известным принципом «цель оправдывает средства» использовал для подчинения Новгорода все методы - подкуп, подлог, насилие, хитрость, раскол. Но основная ставка делалась все-таки на военную мощь Москвы. Три раза московские рати, с 1471 по 1478 г., выступали в поход на Новгород и громили новгородское ополчение, большее по численности.

Цвет новгородской вольности – посадники, бояре, «лутчие люди» - были либо истреблены физически, либо отправлены в московскую тюрьму для «перевоспитания» в духе нового времени. Вотчины и прочее имущество опальных новгородцев переписывалось на великого князя, а принесшие присягу государю направлялись на московскую службу. При таких обстоятельствах в 1478-1479 годах Новгородская республика прекратила свое существование. Все жители города были приведены к присяге московской власти. Вечевые порядки, особый новгородский суд, выборные должности, совет господ были упразднены. Символ древнего Новгорода – вечевой колокол – увезли в Москву, а новгородские вольности стали достоянием истории.

2. Москва вступила в соперничество с Тверью за великое княжение ещё в начале XIV в. при сыновьях первого московского князя Даниила Александровича. Ко второй половине XIV в. в круг наследственных владений московского князя попадают все новые уделы: Дмитровский, Галицкий, Углицкий, земли Владимирского и отчасти Ростовского княжеств. Самостоятельные когда-то князья попадали в зависимость от Москвы. Они назывались удельными, но в составе Московской Руси.

Победа на Куликовом поле не решила проблему освобождения русских земель от монголо-татарского ига. Неоднократно еще совершались разорительные набеги на Русь: в 1382 г. хан Тохтамыш, в 1395 г. – сильный азиатский правитель Тамерлан, в 1408 г. – хан Едигей. Вновь и вновь восстанавливалась выплата дани в Орду.

Сохранявшиеся династические споры ослабляли Русь. Эти споры стали причиной продолжительной кровопролитной феодальной войны (1425-1453), потрясавшей Московскую Русь после смерти Василия I и вступления на великокняжеский престол его малолетнего сына Василия II Васильевича (1425-1462). В борьбе за великокняжеский престол между московским и северными – галицкими князьями - победу одержал князь московский.

Василий II получил полную поддержку от Московского митрополита. Русская православная церковь была заинтересована в укреплении политической власти московских князей. В 1439 г. константинопольский патриарх заключил унию (союз) с папой Римским, пошел на ряд уступок в надежде на помощь европейцев в борьбе с турками. Эти расчеты не оправдались. Европейская помощь оказалась несущественной. Многие православные христиане считали: "лучше турки, чем папа". Захват Константинополя в 1453 г. турками означал дальнейшее ослабление константинопольского патриарха.

Уже с 1439 г. после Флорентийской унии высший русский церковный иерарх стал избираться в Москве, а Русская церковь стала автокефальной, то есть самостоятельной, независимой от константинопольского патриарха. Московский князь становился единственным в мире государем, способным защитить православие и всех православных христиан.

3. Становление нового государства, известного как Московское царство, началось в последние десятилетия XV в. В 1497 г. Государь всея Руси Иван III утвердил общегосударственный Судебник, заменивший Русскую правду.

Судебник регулировал все стороны жизни общества. Государство стремилось поддержать тех, на кого оно опиралось, - дворян-помещиков, составлявших ядро войска. Земли было много, и на протяжении длительного времени наибольшую цен­ность представляли рабочие руки. Поэтому все феодалы–землевладельцы стремились при­влечь на свои земли крестьян или получить уже населенные государственные земли. Судебник установил единый и единственный срок крестьянских переходов от владельца к владельцу – за неделю до 26 ноября (Юрьев день) и в течение недели после него. При переходе крестьяне должны были заплатить землевладельцу за пользование его землей – пожилое. В Судебнике 1497 г. впервые использован термин «поместье» для обозначения особого вида землевладения, выдаваемого за выполнение государственной службы. В связи с тем, что многие крестьяне не могли уплатить пожилое, они вынуждены были оставаться на землях феодалов на их условиях. Договор между землевладельцем и крестьянином заключался чаще в устной форме, но сохранились и письменные соглашения. Так началось юридическое закрепощение крестьян, которое завершилось в XVII веке.

В новых исторических условиях стал формироваться розыскной или инквизиционный процесс, который вели государственные служащие. Для облегчения их работы Судебник узаконил использование пытки в качестве средства получения истины. Изменилось понятие «преступления». В Русской Правде оно понималось как «обида» и связывалась с ущербом, нанесенным лицу или группе лиц. Отныне преступление называлось «лихим делом», то есть деянием, направленным против существующего строя, против правопорядка, против воли государя. Наиболее опасным преступлением против государства считалась крамола, то есть заговор, мятеж, любые действия, направленные против государства. Убийства, похищение людей, оскорбления делом или словом составляли группу преступлений против личности. Группу имущественных преступлений составляли татьба (кража), разбой, грабёж, поджог.

Основной целью наказаний стало устрашение. По наиболее тяжелым составам преступлений (крамола, татьба, поджог и т. д.) предусматривалась смертная казнь. Стала применяться торговая казнь – битье кнутом на торговых площадях. Появились членовредительные наказания – урезание языка, ушей, клеймение. Гуманизм и мягкость Русской Правды осталась в прошлом.

Судебник регулировал такие виды договоров, как наём, заём, кабала, обмен, а также правила наследования. Ограничивалось холопство в городах для увеличения количества «тяглецов» (налогоплательщиков) среди городского населения.

Судебник 1497 г. важной мерой укрепления политического единства, усиления центральной государственной власти.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2262 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2395 - | 2153 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.