Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Направление развития рекламы в Германии XIX века




 

Мы помним о блистательном развитии рекламного дела в Германии в XV и XVI веках — ее лидерстве в сфере печатных, книжных, гравюр­ных образцов. Ближе к Новому времени рекламное лидерство отсюда постепенно начало переходить сначала к Франции, затем к Англии.

Концентрация рекламных сведений в малых печатных формах по­лучила здесь наименование ilntelligentblatter», что можно перевести как «информационные листы». Они появились в Германии в 1722 году во Франкфурте-на-Майне 37.

В них, помимо традиционных коммерческих публикаций, имелся отдел «Personalien», в котором оперативно сообщалось о рождениях, свадьбах, похоронах, т. е. был широкий объем межличностной рекламы.

Опыт информационных листов периодического типа подхвачен в 1727-1728 годах. Такого рода рекламными изданиями обзавелись Бер­лин, Магдебург, Галле, Штеттин и другие немецкие города.

Вскоре подобные «Intelligentblatter» стали государственной монополи­ей в Пруссии, которая просуществовала до середины XIX века. В свете столь жесткой централизации рекламное дело существенно затормо­зилось. «К началу XIX века, — как пишет историк Ганс Бухли, — не­мецкая пресса была почти полностью лишена рекламных текстов» 38.

Однако, постепенно ситуация меняется, и на рубеже 20-30 годов га­зетная реклама интенсифицируется. В «Vossischen Zeitung» («Ежене­дельная газета») активными рекламодателями стали производители листового металла, строительных материалов и мастеров кондитерско­го дела, a «Leipziger Tagblatt» («Лейпцигский ежедневный листок») облюбовали для своих призывов к потребителям заправилы свечной промышленности.

Основательно поколебленная кайзеровская монополия на публика­цию объявлений рухнула под давлением событий революции 1848 года. Однако медленное развитие рекламного дела в Германии продолжа­лось до франко-прусской войны 1870-1871 годов. Вплоть до 80-х го­дов XIX века деятели печатной рекламы в Германии творчески «дого­няли» своих коллег из Англии и Франции.

Процесс, заторможенный политическими и экономическими причи­нами, в последней трети века начал тормозиться «изнутри» — негатив­ным отношением самих потенциальных рекламодателей к данной фор­ме достижения популярности. В значительной мере это было реакцией на серьезные общественные дискуссии о природе рекламного дела и его этической правомочности.

Заметим, что теоретические обобщения приемов рекламной деятель­ности здесь начались достаточно рано. Уже в 1802 году в Веймаре вы­шло учебное пособие «Как писать рекламные объявления» 39. Здесь были даны образцы удачных (с позиций «информационных листов») сочине­ний с краткими комментариями о принципах их составления, а также алфавитный список информационных агентств, готовых оказать содей­ствие в их публикации. Однако сторонникам данного вида коммуника­ции вплоть до конца века приходилось переубеждать общественное мнение, настроенное отрицательно по поводу необходимости совершен­ствования рекламного бизнеса.

В 1863 году известный социалист Фердинанд Лассаль возглавил на­родное недовольство рекламными приемами. В его интерпретации рек­лама — орудие господствующего класса, которое еще больше обогаща­ет богатых и еще более ущемляет бедных. Он призывал бойкотировать периодические издания, публикующие рекламу 40. Это мнение поддер­живали и вполне респектабельные ученые. Авторитетный экономист Густав Шмолер писал в первые годы XX столетия: «Наука о рекламе — скрытое обучение тому, как воздействовать на легковерие и глупость по большей части посредством лжи, похожей на правду» 41.

Его поддерживал не менее авторитетный немецкий экономист Вернер Зомбарт: «Рекламаэто явление современной культуры, в кото­ром при всем желании ничего, кроме суетности, не найти. Она во всех своих видах и проявлениях способна вызвать только отвращение любого человека со вкусом» 42.

Рис. 17. В Германии до последней трети XIX в. граждане отдавали предпочтение официальным новостям перед частной рекламой. И все это время городской глашатай, вроде изображенного здесь, оставался незаменимым коммуникатором

Однако предприниматели и коммерсанты придерживались другой точки зрения. Владелец модного магазина в Берлине Рудольф Герцог в 1886 году истратил 400 тысяч марок на объявления в газетах. При этом он говорил: «Пока я не пользовался объявлениями, я имел столь узкий сбыт, что хоть закрывай дело. Я использовал на объявления ты­сячу марок, и мой оборот вырос до 30 тысяч марок. Я истратил на объяв­ления десять тысяч марок, и мой оборот возрос до сотен тысяч...» 43

И все же даже в 80-е годы общий стиль объявлений в немецких газе­тах оставлял желать лучшего. Вот как характеризует его современник исследуемого процесса, немецкий историк и теоретик рекламы Рудольф Кронау: «Картина рекламных публикаций в немецких и английских га­зетах демонстрирует своеобразие национального духа этих народов. Немцы интересуются самими предметами и ценами на них, поэтому считается достаточным дать самые краткие сообщения об этом. На­пример: "Сдается приятная комната в западном районе города по уме­ренной цене". Нашим людям чуждо многословие» 44.

Далее автор характеризует вкрадчивость, пикантность, остроумие англо-американского рекламного стиля и сетует на филистерскую се­рьезность большой части немецкой аудитории, лишающей отечествен­ных рекламистов творческих стимулов.

37 Buchli H. 6000 Jahre Werbung. B. 3. — Berlin, 1966. S. 268.

38 BuchliH. 6000 Jahre Werbung. В. 3. — Berlin, 1966. S. 233.

39 Там же. В. 2. S. 269.

40 BuchliH. 6000 Jahre Werbung. В. 3. — Berlin, 1966. S. 221.

41 Там же. S. 233.

42 Там же. S. 232.

43 Cronau R. Das Buch der Reklame. В. I. — Leipzig, 1887. S. 62.

44 Там же. S. 3.

 

 

Обновление традиций

 

Тем не менее всеевропейские ветры обновления в искусстве и лите­ратуре, всеобщее тяготение к обновлению, нашедшее воплощение в кон­цепциях и практике модернизма, сломали бастионы филистерства. За­стрельщиками новых исканий в искусстве, плакатах, рекламе стали журналы «Simplicissimus» («Простак») и «Diejugend» («Молодость»). Вокруг этих центров складываются своеобразные приемы эстетики немецкого рекламного плаката. В определенном соответствии с тем, что Рудольф Кронау говорил о приоритетах газетной рекламы, в центр пла­катного творчества Германии поставлена Вещь. Ведущим автором этой стилистики стал Люциан Бернхард. Классический вариант бернхардовского плаката, как пишет искусствовед Я. А. Тугенхольд, это «один баш­мак и одно слово: название фирмы». Он продолжает: «Так хлынул в мир из германского рога изобилия поток плакатов, изображающих лампоч­ки "Осрам", шины "Эксцельсиор", зубное средство "Одоль", "Нестле", "Магги", папиросы, карандаши, ваксу и т. д. — вплоть до калош нашего отечественного "Проводника"» 45.

Как видим, здесь изящество французских примадонн, вычурность сюжетов и орнаментики Бердслея сменила наглядная и убедительная правда Вещи. Необходимо признать, что некоторая сдача высоких эсте­тических позиций в коммерческом немецком плакате вполне оправды­валась их функциональной эффективностью.

Вслед за Л. Бернхардом свое слово в плакатном мастерстве сказали художники М. Клингер и Ф. Штук, создав так называемый тевтонский стиль. В какой-то мере его можно рассматривать как параллель «ново­русского» стиля в России начала XX века, о чем пойдет речь в восьмой главе. Эти художники модернизировали силуэты готических храмов, использовали стилизацию готического шрифта, обратились к образам средневекового германского эпоса. Их специализация лежала скорее в сфере политико-патриотического, нежели коммерческого плаката.

45 Тугендхольд Я. А. Плакат на Западе // Тугендхольд Я. А. Из истории запад­ноевропейского, русского и советского искусства. — М., 1987. С. 158-159.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 455 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2458 - | 2338 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.