Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. теории инцеста, появляющейся в конце XIX века, мы имеем дело с щедрым вознаграждением родителям, которые те­перь чувствуют себя объектом безумного желания и в




теории инцеста, появляющейся в конце XIX века, мы имеем дело с щедрым вознаграждением родителям, которые те­перь чувствуют себя объектом безумного желания и в то же время открывают — благодаря той же самой теории, — что сами могут быть субъектами рационального знания о своих отношениях с детьми: чтобы выяснить, чего хочет ребенок, я уже не должен вести себя как подозрительный слуга, про­крадываясь ночью в спальню и срывая одеяло; я знаю, чего хочет ребенок благодаря научно подтвержденному знанию, ибо это медицинское знание. А следовательно, я — субъект знания и в то же время объект этого безумного желания. В такой ситуации понятно, почему родители, с появлением психоанализа в начале XX века, стали (вполне сознательно стали!) ревностными, неудержимыми и воодушевленными агентами новой волны медицинской нормализации семьи. Таким образом, я считаю, что вопрос о функционировании темы инцеста следует рассматривать в рамках вековой прак­тики борьбы с мастурбацией. Эта тема — один из эпизодов этой борьбы или, во всяком случае, ее разворот.

Вторая ремарка, которую я хотел бы сделать, заключа­ется вот в чем; то, о чем я только что говорил, разумеется, не относится к обществу в целом, ко всякому типу семьи. Крестовый поход против мастурбации (о чем я, кажется, говорил вам в начале прошлой лекции) имел своим пред­метом почти исключительно буржуазную семью. Однако в эпоху, когда эта кампания достигла своей кульминации, ря­дом с нею, но без прямой связи, набирала ход совсем другая кампания, обращенная к народной семье, а точнее, к семье складывавшегося городского пролетариата. Эта кампания, начавшаяся несколько позднее первой (первая началась око­ло 1760 г., вторая же — на рубеже веков, в самом начале XIX века, и приобрела размах в 1820-1840-е гг.) и нацеленная на городскую пролетарскую семью, сконцентрирована вокруг иных тем. Вот первая из этих тем. На сей раз уже нет ло­зунга, выдвигавшегося перед буржуазной семьей: «Будьте как можно ближе к телу ваших детей». Разумеется, нет и такого лозунга: «Избавьтесь от всех второстепенных до-

машних и родственников, которые преграждают, нарушают, расстраивают ваши отношения с детьми». Кампания заклю­чается просто-напросто вот в чем: «Женитесь, не наживайте внебрачных детей, чтобы затем их бросить». Эта кампания направлена против свободного сожительства, против вне­брачных связей, против внесемейного, или парасемейного, перетекания.

Я не буду предпринимать анализ этого феномена, кото­рый, без сомнения, был бы трудным и длительным, но лишь укажу некоторые гипотезы, которые разделяются сегодня большинством историков. До XVIII века в деревнях и город­ских общинах, даже бедных, законный брак был, как прави­ло, очень уважаемым. Число свободных сожительств и даже внебрачных детей было поразительно скромным. С чем это было связано? Несомненно, с церковным контролем, а так­же, возможно, с социальным и, в известной степени, судеб­ным контролем. Определенно, и более глубоко, это было связано с тем обстоятельством, что брак был сопряжен с це­лой системой имущественного обмена, даже у относительно бедных людей. И, во всяком случае, брак подразумевал под­держание или изменение социального статуса. Кроме того, над браком довлели формы общинной жизни в деревнях, приходах и т.д. Словом, брак не просто служил религиозной или юридической санкцией сексуальных отношений. В него оказывался вовлечен весь социальный персонаж целиком, со всеми своими связями.

Между тем очевидно, что по мере возникновения и ста­новления в начале XIX века городского пролетариата все эти основания брака, все эти связи, все эти нагрузки, кото­рые придавали браку прочность и необходимость, — все эти опоры брака становятся бесполезными. Вследствие это­го распространяется внебрачная сексуальность, связанная, возможно, не столько с откровенным бунтом против обя­занности вступать в брак, сколько с простым выяснением того, что этот брак с его системой обязанностей и всевоз­можными институциональными и материальными опорами становится безосновательным в рамках блуждающей по-

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

пуляции, которая ждет или ищет работу и, во всяком слу­чае, имеет зыбкую, временную работу в случайном месте. Естественно, что в рабочей среде укореняется свободное сожительство (чему имеется ряд свидетельств — по крайней мере, в 1820-1840-е гг. возмущение этим встречается сплошь и рядом).

В этом хрупком, эпизодическом, временном характере брачных отношений буржуазия, очевидно, находила (в не­которых условиях и в некоторые моменты) ряд преиму­ществ: первым среди таковых была мобильность рабочего населения, мобильность рабочей силы. Но, с другой сторо­ны, очень скоро возникла необходимость в стабильности рабочего класса — как по экономическим причинам, так и по причинам, связанным с политическим ограждением и контролем, с нежелательностью миграций, волнений и т.д. В этот момент и началась, какими бы ни были ее действи­тельные причины, кампания в поддержку брака, которая получила стремительное развитие в 1820-1840-е гг.; кампа­ния, которая велась средствами обыкновенной пропаганды (выпуск книг и т.п.), с помощью экономических рычагов, путем создания обществ поддержки (которые помогали ис­ключительно тем, кто состоял в законном браке), с помощью таких механизмов, как «сберегательные кассы», с помощью жилищной политики и т.д. Но параллельно эта поддержка брака, эта кампания по укреплению брачных уз, сопровож­далась и отчасти корректировалась другой кампанией: в этом устойчивом пространстве, которое вы должны сфор­мировать с тем, чтобы стабильно жить внутри него, в этом социальном пространстве надо быть начеку. Не сливайтесь воедино, делите пространство, держите как можно большую дистанцию; пусть между вами будет поменьше контактов, пусть семейные отношения в этом четко определенном про­странстве придерживаются своих границ, соблюдают инди­видуальные, возрастные, половые различия. Таким образом, кампания выступает против общих спален, против общих постелей для родителей и детей, а также для детей «разно­го пола». В конечном счете идеальной является одиночная





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 348 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2296 - | 2123 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.