Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. Вот две иллюстрации этого процесса закрытия семьи, сопровождающегося нагрузкой семейного пространства ме­дицинской рациональностью




Вот две иллюстрации этого процесса закрытия семьи, сопровождающегося нагрузкой семейного пространства ме­дицинской рациональностью. Первая из них касается про­блемы признания. Родители должны следить, внимательно присматриваться, подбираться на цыпочках, срывать одея­ло, спать рядом [с ребенком]; но, как только порок обнару­жен, для его лечения они должны немедленно обратиться к врачу. Однако это лечение будет полноценным и эффектив­ным только в том случае, если больной с ним согласен и сам участвует в нем. Необходимо, чтобы больной признал свою болезнь, чтобы он оценил ее последствия, чтобы он согла­сился с необходимостью лечения. Словом, чтобы он при­знался. При этом во всех текстах этой кампании говорится, что признание ребенка не может и не должно совершать­ся перед родителями. Он должен признаться именно вра­чу: «Самым необходимым из всех доказательств является признание», — говорит Деланд. Ибо признание устраняет «последние сомнения». Оно делает «более полноценным» и «более действенным вмешательство врача». Оно не поз­воляет пациенту отказаться от лечения. Оно наделяет врача и «всех авторитетных лиц [...] таким положением, которое позволяет им идти прямо к цели и, следовательно, достичь этой цели». Один английский автор по имени Ламерт приво­дит очень интересную дискуссию о том, какому именно вра­чу следует признаваться: семейному врачу или специалисту. И делает заключение: нет, семейному врачу признаваться не следует, так как он слишком близок к семье. Передавать близким нужно лишь коллективные секреты, индивидуаль­ные же секреты нужно сообщать специалисту. Далее во всей этой литературе следует длинный перечень примеров изле­чения, достигнутого благодаря признанию врачу. Выходит, сексуальность, мастурбация ребенка, как объект постоян­ного родительского надзора, выяснения и контроля, в то же время становится объектом признания и дискурса только извне, со стороны врача. Внутренняя медикализация семьи и отношений «родители — дети» сопровождается внешней дискурсивностью в отношениях с врачом. Будучи окружена

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

молчанием в пределах семьи, сексуальность становится яв­ной благодаря системе надзора. Но там, где она становится явной, о ней не следует говорить. О ней следует говорить за пределами этого пространства, у врача. Словом, детская сексуальность помещается в сердцевину семейной связи, в центр механизма семейной власти, но оглашение детской сексуальности одновременно смещается к медицинскому институту и авторитету. Сексуальность — это такая мате­рия, о которой можно говорить только врачу. Физическая интенсивность сексуальности в семье соседствует с дискур­сивной открытостью за пределами семьи, на медицинской территории. Именно медицина заговорит о сексуальности и разговорит сексуальность, тогда как семья обнаружит сексу­альность, ибо именно семья наблюдает за нею.

Другим элементом, свидетельствующим об этом сопря­жении семейной и медицинской власти, является проблема инструментария. Дабы воспрепятствовать мастурбации, семье надлежит стать передаточным агентом медицинско­го знания. Семья, в сущности, призвана быть не более чем посредником, своего рода приводным ремнем между телом ребенка и техникой врача. Этим и обусловлены варианты лечения, которые назначают врачи, но применять которые должна семья. В тех медицинских текстах и брошюрах, о которых я вам рассказывал, описывается множество таких вариантов. Были знаменитые ночные рубашки с застежка­ми внизу, которые, возможно, вы и сами еще застали; были бандажи. Был пресловутый пояс Жалад-Лаффона, который использовался несколько десятков лет и представлял собой своеобразный металлический корсет, надевавшийся на низ живота (в его разновидности для мальчиков была предус­мотрена глухая металлическая трубочка с несколькими от­верстиями для мочеиспускания, изнутри оклеенная мягкой тканью). Его следовало носить всю неделю, и в установ­ленный день висячий замок, с помощью которого он фик­сировался на теле, отпирался, чтобы ребенка можно было помыть. Этот пояс был распространен главным образом во Франции в начале XIX века. Были механические орудия,

Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО

как, например, палочка Вендера, изобретенная в 1811 г. и представлявшая собой вот что. В деревянной палочке дела­лась выемка, ее внутренние стороны гладко обтачивались, и получившаяся узкая скобка надевалась на половой орган мальчика, а затем привязывалась веревочкой. По словам Вендера, этого было достаточно, чтобы предотвратить вся­кое сладостное ощущение. Хирург Лалеман предлагал вво­дить в уретру мальчиков постоянный зонд. Если я не ошиба­юсь, он же в самом начале XIX века использовал для борьбы с мастурбацией акупунктуру, во всяком случае, вводил в по­ловые органы иглы.

Разумеется, были химические средства, например опиа­ты, применявшиеся Давила, ванны и клизмы с различными растворами. Весьма сильнодействующее средство изобрел Ларрей, хирург Наполеона. Это средство заключалось в следующем: в уретру мальчика вводили раствор того, что Ларрей называет (я не знаю точно, что это такое) субкар­бонатом соды (что это — бикарбонат? — непонятно). По­ловой член перед этим туго перевязывался у основания, чтобы этот раствор субкарбоната соды оставался в уретре и не попадал в мочевой пузырь; это вызывало расстройс­тва, которые требовали нескольких дней или даже недель лечения, и в это время ребенок не мастурбировал. Приме­нялось прижигание уретры, а для девочек — прижигание и удаление клитора. Если я не ошибаюсь, в самом начале XIX века Антуан Дюбуа отрезал клитор одной больной, которую безуспешно пытались лечить иными способами, связывая ей руки и ноги. Она лишилась клитора «одним прикосно­вением скальпеля», — сообщает доктор Дюбуа. Успех был «полным». В 1822 г. Грефе, опять-таки после безрезультат­ного лечения (больной прижигали голову, то есть при помо­щи огня нанесли ей рану, рубец на голове, после чего вли­вали туда виннокаменную кислоту, чтобы рана не заживала, однако мастурбация не прекратилась), также провел ампу­тацию клитора. И «здравый рассудок» больной, — который находился в помутнении и даже, я думаю, так никогда и не развился (это была слабоумная), — «бывший, в некотором

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

роде, заложником [порока], после этого начал быстрое раз­витие».

Разумеется, и в XIX веке велись дискуссии о правомер­ности этих кастраций или квазикастраций, однако Деланд, видный теоретик мастурбации, утверждает в 1835 г., что «такое решение отнюдь не противоречит морали, напротив, оно вполне отвечает самым строгим моральным требова­ниям. Удаляя половой орган, поступают так же, как и при всякой ампутации: жертвуют второстепенным ради главно­го, частью ради целого». «Какой же вред может причинить женщине удаление клитора?» — спрашивает он. «Наиболь­ший вред» такой ампутации заключается в том, что женщи­на, подвергшаяся ей, попадет «в и без того многочисленную категорию» женщин, «невосприимчивых» к удовольствиям любви, «что не мешает им становиться хорошими матерями и образцовыми [rectius: преданными] супругами». Еще и в 1883 г. хирурги, к примеру Гарнье, практиковали ампутацию клитора у девочек, которые предавались мастурбации.

Так или иначе во всем том, что есть все основания назвать активным физическим преследованием детства и мастурба­ции в XIX веке, которое, не возымев таких оке последствий, носило размах, аналогичный преследованию колдунов в XVI-XVII веках, складывается взаимодействие и преемс­твенность медицины и больного. При посредничестве семьи налаживается контакт медицины и сексуальности: семья, обращаясь к врачу, принимая, одобряя и применяя в случае необходимости назначенное им лечение, сопрягает, с одной стороны, сексуальность и, с другой стороны, медицину, ко­торая доселе практически не имела дела с сексуальностью, подбираясь к ней разве что окольным и опосредованным пу­тем. Семья становится проводником медикализации сексу­альности в своем собственном пространстве. В итоге наме­чаются сложные отношения своеобразного раздела: с одной стороны, есть молчаливый надзор, недискурсивная нагруз­ка тела ребенка родителями, а с другой стороны, есть внесе-мейный, научный дискурс, а именно — дискурс признания, ограниченный областью медицинской практики, наследу-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 383 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.