Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. Из Найроби мы на маленьком форде выехали к равнине Атхи, где раскинулся огромный заповедник




Из Найроби мы на маленьком форде выехали к равнине Атхи, где раскинулся огромный заповедник. С невысокого холма открывался величественный вид на саванну, протя­нувшуюся до самого горизонта; все покрывали бесчислен­ные стада животных — зебр, антилоп, газелей и т.д. Жуя траву и медленно покачивая головами, они беззвучно текли вперед, как спокойные реки; это мерное течение лишь иног­да прерывалось однотонным криком какой-нибудь хищной птицы. Здесь царил покой извечного начала, это был такой мир, каким он был всегда, до бытия, до человека, до кого-нибудь, кто мог сказать, что этот мир — «этот мир». Потеряв из виду своих попутчиков, я оказался в полном одиночестве и чувствовал себя первым человеком, который узнал этот мир и знанием своим сотворил его для себя.

В этот миг мне во всей полноте открылся космологичес­кий смысл сознания. «Quod natura relinquit imperfectum, ars perncit»",—говорили алхимики. Невидимым актом творения человек придает миру завершенность, делая его существо­вание объективным. Мы считаем это заслугой одного лишь Создателя, даже не предполагая, что тем самым превраща­ем жизнь и собственное бытие в некий часовой механизм, а психологию человеческую — в нечто бессмысленное, развивающееся по заранее предопределенным и известным правилам. Эта утопия часового механизма — совершенно безнадежная — не знает драмы человека и мира, человека и Бога. Ей не ведомо, что есть «новый день» и «новая зем­ля», она подвластна лишь монотонному раскачиванию ма­ятника. Я подумал о своем приятеле, индейце пуэблос: он видел, что смысл его существования в том, чтобы каждый день помогать отцу — Солнцу совершать свой путь по небу. Я не мог избавиться от чувства зависти к нему — ведь его жизнь была полна смысла, а я все еще без всякой надежды искал свой собственный миф. Теперь я его нашел, и более того — осознал, что человек есть тот, кто завершает творе­ние, что он — тот же создатель, что только он один вносит

Что природа оставляет незавершенным, завершает искусство (лат.}

объективный смысл в существование этого мира; без него все это, неуслышанное и неувиденное, молча поглощающее пищу, рождающее детенышей и умирающее, бессмыслен­ной тенью сотни миллионов лет пребывало в глубокой тьме небытия, двигаясь к своему неведомому концу. Только чело­веческое сознание придает всему этому смысл и значение, и в этом великом акте творения человек обрел свое неотъем­лемое место.

* * *

Мое путешествие в Индию в 1938 году произошло не по моей инициативе. Этим я обязан британскому правитель­ству Индии, которое пригласило меня принять участие в торжествах по случаю 25-летия университета в Калькутте.

Я много читал об индийской философии и религиозной ис­тории и был убежден, что восточная мудрость — настоящая сокровищница знаний о человеке. Но я должен был увидеть вес собственными глазами и остаться самим собой подобно некоему гомункулусу в колбе. Индия явилась мне как сон, ведь я всегда искал себя, свою правду. Путешествие оказа­лось своего рода прелюдией к напряженным занятиям ал­химической философией, они целиком меня поглотили, я даже захватил с собой первый том «Theatrum Chemicum» с основными работами Герхарда Дорна. За время путешес­твия книга была проштудирована от корки до корки. Так идеи европейской философии соприкоснулись с впечатле­ниями от чуждой мне культуры и образа мышления. Но и та и другая основываются на изначальном духовом опы­те бессознательного — отсюда единство, подобие или, по крайней мере, возможность уподобления... В Индии меня в основном интересовала проблема психологической при­роды зла. В сравнении с духовной жизнью Европы меня по­разило здесь совершенное отсутствие противоречий, и эта проблема представилась мне в новом свете. В беседе с об­разованным китайцем я был снова потрясен способностью этих людей принимать так называемое «зло», не теряя лица.

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 295 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.