Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основы понимания Нада-йоги




Не смотря на то, что изначальное пространство нашего ума (наше Высшее «Я») — суть недифференцированная Пустота, бесформенный, бескачественный Брахман, активная, "проявленная" сторона этой Пустоты все же имеет бесчисленные качества, проявления и признаки. В традиционной терминологии она называется "Чити-Шакти" — энергия, присущая осознаванию, обладающая способностью манифестации бесчисленных качеств. Эти качества проявляются в пространстве Брахмана — Акаше, как разнообразные тонкие и грубые миры богов, людей и множества неизвестных нам существ — претов, пишачей, асуров, брахмаракшасов, киннаров, видьядхаров, ганхарвов, якшей, и т.д. Это пространство образовано вибрацией — изначальным звуком Нада.

"4.100 Акаша (пространство) существует до тех пор, пока слышен звук. Беззвучие означает достижения состояния Брахма Параматма (тождество Атмана и Брахмана).
4.101 Все, что слышимо в виде звука — это Шакти. Когда Таттвы не имеют формы — это достижение Парамешвары"

Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика"

Учение Лайя-йоги утверждает, что все эти миры, включая Мир Людей — суть продукт нашего Изначального Ума, который есть сам Брахман — неописуемая, бескачественная, всепроникающая трансцендентная реальность. Наша энергия, проявляющаяся в виде света, звука и различных существ, создает эти миры. Распознав эту энергию, как проявление нашего сознания, мы можем освободиться от связанности ею. Это состояние называется Мукти, Мокша в традиционных йогических текстах.

"И внешняя Вселенная, и внутренние миры — порождение мысли. Откажись от этого, сосредоточься на том, что не имеет объекта, и ты, о, Рама, достигнешь Нирвикальпа-самадхи"

Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", 4.57

Общий принцип йоги выражается словами "Читта-вритти-ниродха" — прекращение активности ума, поскольку ум очень активен, и у нас, как у живых существ, сильна привязанность к такой активности. Этого состояния достичь крайне сложно, даже для опытных йогинов. Когда мы выполняем Нада-йогу — мы позволяем уму естественно следовать за тонкими проявлениями нашего сознания, звуком "Анахата-нада". Следуя за звуком, ум способен безраздельно привязываться, а затем поглощаться таким звуком, вплоть до растворения.

Когда ум привязывается к звуку, и поглощается им, труднодостижимое другими йогами самадхи возникает естественно. Ум склонен привязываться к мыслям или ощущениям, мудрость Нада-йоги состоит в искусном использовании этого свойства ума.

"4.89 Подобно тому как пчела, пьющая нектар, не заботится о запахе, так и мысль, поглощенная Нада, не заботится больше об удовольствиях.

4.90 Нада обуздывает мысль подобно тому, как железная узда сдерживает бешеного слона, бродящего в саду наслаждений — среди объектов восприятия и чувств"

Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика"

Наш ум может чрезвычайно привлекаться разнообразными мистическими звуками, возникающими в результате садханы Нада-йоги, благодаря этому возникает состояние однонаправленной концентрации — дхьяна.

"4.91 Когда мысль, лишенная своей неустойчивой природы, связывается путами Нада, тогда достигается высшая сосредоточенность, а мысль становится подобной птице, лишенной крыльев.

4.92 Желающий достичь совершенства в йоге, должен оставить все мысли и полностью сосредоточится на звуке Нада"

Шива-Самхита, Раджа-Йога

Поток нашего сознания, постоянно находится в активности, чистое зеркало нашего ума (праджняна), омрачается непрерывно идущими двойственными мыслями (вритти). Мысли, идущие непрерывным потоком, создают иллюзию собственного существования, тогда мы начинаем верить в них как в нечто реальное, наполненное отдельным бытием. Каждая мысль является проявлением определенной энергии и переживается нами как определенное мироощущение (бхавана), то есть определенное чувство себя и мира. Переживание бхаван затмевает свет и ясность врожденного, всегда присущего нам абсолютного сознания — Атмана. Тогда мы начинаем отождествлять себя не с нашим Истинным «Я», а с двойственными мыслями и его носителем — телом.

Благодаря концентрации на звуках Нада прерывается поток дискурсивного мышления и поверхностный движущийся ум растворяется в тонкой энергии звука, наступает состояние унмани (безмыслия), а затем поглощенности ума (мано-лайя), садхак возвращается к своему источнику. С точки зрения Лайя-йоги, унмани — всего лишь промежуточная ступень для открытия Естественной устойчивости в Атмане (Сахаджа-стхити). Это состояние так же называется Присутствие. Подлинное Присутствие не зависит от того, движется поток двойственных мыслей или нет. Находиться в Присутствии не отвлекаясь днем и ночью — вот великая задача того, кто стал на путь Лайя-йоги.

Однако начинающим не обойтись без остановки мыслей и практики концентрации. Обычно концентрация считается трудной практикой, требующей аскетизма и большой силы воли, однако концентрация на звуках Нада — это нечто привлекательное для нашего ума.

"4.97 Огонь, поглощающий дерево, умирает вместе с деревом. Так и мысль, сосредоточенная на Нада, умирает вместе со звуком.

4.98 Как олень, испуганный звуком, останавливается и убивается охотником, так останавливается Антахкарана"

Шива-Самхита, Раджа-Йога

Считается, что дхьяна возникает в том случае, когда ум непрерывно фиксируется на каком-либо объекте минимум 12 дхаран (144 секунды). Если же йогин способен удерживать однонаправленный ум на объекте в течение 12-ти дхьян (около 29 минут), то наступает самадхи, останавливается дыхание, замедляется сердце биение, а сознание йогина способно в это время контактировать с другими мирами.

"4.93 Нада подобен ловушке для поимке оленя (мысли). Подобно охотнику он убивает мысль.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 486 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.