Многие учителя заставляют своих учеников пройти через одно или несколько из четырех испытаний — через Огонь, Землю, Воздух.или Воду. При испытании огнем необходимо настолько возвысить вибрации тела, чтобы управление огнем, называемое на Западе медиумизмом, передающимся посредством огненных флюидов, происходило, не нанося физическому телу ни малейшего вреда.
Испытание водой ставит в необходимость проявлять способность настолько изменить вибрации тела, чтобы оно могло с полной безопасностью двигаться по поверхности воды.
Испытание воздухом требует способности покорять Духов Мрака (тех, которые применяют оккультные знания и силы для личных целей; недоразвитые Духи и другие).
Испытание землей ставит в необходимость управлять вибрациями «жизни, исходящей из земли», растительного царства. При концентрации психической силы на некоторых семенах можно значительно ускорить прорастание.
Каждое из этих испытаний служит для проверки успехов ученика в практиковании Раджа Йоги. Высшая цель Раджа Йога: быть в состоянии выдержать эти испытания.
Многое из того, что на Западе называют «Покаяние индусов», вовсе не настоящее покаяние, а только проявление психических феноменов.
Основы Покаяния следующие:
1. Покаяние добровольно принимается и исполняется.
2. Оно должно иметь отношение к совершенному преступлению.
3. Оно должно помочь ученику управлять и победить желания низшего свойства.
4. Оно не должно наносить серьезного вреда физическому телу или сделать его неспособным к труду.
5. Оно должно быть выполнено благовейно, искренно, с полным сознанием его святости.
Не обсуждайте предпринимаемого вами покаяния с другими лицами. Считайте его священным и тайным. Оно касается лишь вас и вашего Гуру или, если у вас нет Гуру, вас и Бога.
Во главе о Нийаме мы коснулись некоторых ограничений, свойственных практиковапию Крийя йоги. Их можно причислить к покаяниям, так как они соответствуют основам Покаяния. Если вы злоупотребляете алкоголем и этим наносите вред вашему телу, то вы грешите, то есть — вы задерживаете собственное продвижение и, раз ни один человек не может жить исключительно для себя, ваше действие силой примера затрагивает других, так что вам следует отказаться от потребления алкоголя; этим самым вы совершите покаяние.
Потребление табака в любой форме вредит вашему развитию в Йоге, так что для того, кто предается курению, отказ от табака был бы настоящим покаянием.
Те же принципы применимы к питанию мясом.
Все, что преграждает ваше духовное развитие, может считаться грехом; ни в коем случае не допускайте такого влияния на вашу духовную природу.
В одном из храмов Индии, посвященном поклонению Шиве, написаны следующие слова, взятые из назиданий ученикам: «Сила Воли есть хлыст, подгоняющий человечество на пути к успеху».
Пост есть вид покаяния, часто применяемый йогами, ввиду той физической и духовной пользы, которую они из него извлекают. Многие из болезней, преобладающие среди цивилизованных народов, не что иное как последствие чрезмерного употребления пищи.
Человек, который чем-нибудь злоупотребляет, лишен Воли и способности для правильного применения и потому не достоин обладания.
Для человека, предающегося болтовне и злословию, было бы покаянием, если бы его заставили молчать, и это настолько благотворно повлияло бы на духовную природу этого человека, что вознаградило бы его с избытком за принесенный временный ущерб.
Изучая Крийя Йогу, обратите особое внимание на очищение — физическое, ментальное и психическое. Не оставьте ничего, что могло бы послужить звеном цепи, которой вы могли бы оказаться связанным с земными желаниями. Не делайте ничего лишь потому, что другие это делают. Избирайте то, что послужит вашему духовному развитию, и исполняйте это во что бы то ни стало.
Не уклоняйтесь от обязанностей по отношению к самому себе, потому что они трудно выполнимы. Делайте то, что вы считаете правильным, несмотря на то, приятно ли оно вам или нет. Человек слабовольный следует примеру других, рассуждая, что раз большинство придерживается чего-либо, значит, оно правильно. Он идет по пути наименьшего сопротивления, повинуясь своей низшей природе, предпочитая это перенесению борьбы между его высшей и низшей природой.
Он не старается покорить себя, потому он становится рабом привычки и связан своими желаниями, вместо того, чтобы свободно развиваться духовно.
Человек твердой воли рассуждает самостоятельно и, найдя Истину, твердо придерживается ее, потому что это есть истина. Постороннее мнение его не беспокоит: он знает, что он лично ответственен за все свои поступки, хорошие и дурные, перед законом Кармы. Он сам себе господин, и, постоянно удаляя из своей жизни то, что мешает его продвижению, он развивает свои психические силы, так что он свободно может идти по Пути, ведущему к Мудрости.
При практиковании Крийя Йоги нельзя прибегать к полумерам, — надо или применять ее, или не касаться ее.