ГЛАВА 1 КРИЙЯ ЙОГА
Крийя йога есть предварительная ступень Йоги, через которую ученику необходимо пройти для изучения и практики более высоких разветвлений Религии Мудрости.
Религия Запада придает обычно больше значения некоторым действиям, мыслям и желаниям как признакам нравственности и старается глубоко вкоренить в душу молодых учеников этику и нравственность. Грех, как его понимают на Западе, не признается в Восточных Учениях.
Всемирный Дух — это все доброе, истинное и прекрасное, а раз мы — проявления Бога, то, изучая Религию, должны проявлять доброту, истину и красоту в повседневной жизни. Моральный кодекс Расы определяется степенью ее Духовного развития.
Среди некоторых африканских племен убийство врагов считается весьма нравственным поступком, заслуживающим уважение и почет всего племени. То же действие, совершенное в цивилизованной стране, являлось бы преступлением, караемым часто смертной казнью и, безусловно, порицаемым обществом.
Однако же Крийя Йога не касается морали в этом смысле. Нравственность, как таковая, для Крийя йоги не существует. Он совершает некоторые поступки, потому что они помогают ему достигнуть духовного единения с Универсальным Духом, и он удерживается от. тех поступков, которые могли бы препятствовать духовному развитию.
Существуют два рода Йогов: Йоги Правого Пути и Йоги Левого Пути. Оба эти учения имеют много общего, но в то время, как Йог Левого Пути не ел бы мяса, потому что это препятствовало бы ему в развитии Оккультной Силы, йог Правого пути не стал бы есть мяса не только в силу учения,
но из сознания, что убийство животных ради питания связано со страданием и является жестокостью. Действие в обоих случаях одно и то же, но мотивы различны.
Крийя Йога является разветвлением философии Йогов, обращающим особое внимание на развитие характера.
Ученик должен помнить, что между характером и репутацией существует огромная разница. Репутация есть то представление, которое сложилось о вас у других людей, то, что о-вас думают; характер: это действительно вы сами.
Всякая религия Мира предъявляет свои права на признание ее универсальности, но при изучении каждой религии мы увидим, что она не содержит Всей Истины, а выражает лишь небольшую часть этого основного Принципа.
Так же как солнце отражается во многих лужах, так и Истина отражается во многих Религиях. В мире ошибочно привыкли принимать отражение за действительность — искать тень, а не сущность. Лишь достигнув психической и духовной свободы, человек сможет понять огромное значение, кроющееся в силе положительного мышления, от которой всецело зависит создание характера.
Характер является разменной монетой Духовного Мира.
Американский индейский начальник, имевший замечательную коллекцию бус Вампума, однажды зашел в магазин автомобилей и заявил продавцу, что желает купить себе автомобиль. Продавец сообщил ему стоимость машины в долларах, но начальник индейцев предложил ему свои бусы Вампума, утверждая, что они являются разменной монетой его племени. «Это возможно, — возразил продавец, — но это не есть разменная монета этого государства».
Духовную Силу нельзя приобрести за золото и серебро. Можно быть богатым по мирским понятиям и все же, вступая в Духовную жизнь, при отсутствии характера оказаться беднее самого бедного нищего.
Наши взгляды на Грех и Добродетель подлежат пересмотру. Религия имеет лишь тогда действительную ценность, когда ее можно применить к проблемам повседневной жизни. Мы проводим большую часть времени дома, на заводе, в мастерской, в школе, на улице. Наш характер образуется при помощи мыслей, сосредоточивающихся на обычных жизненных обязанностях, так как мысли это кирпичи, при помощи которых мы создаем Духовную атмосферу; в нашей будущей жизни она будет храмом, в котором Душа сможет проявлять доброту, истину и красоту, или же темницей, в которой Душа принуждена будет признать сделанные ею в земной жизни ошибки и необходимость Духовного Просвещения.
Мы должны всегда помнить, что Мысли суть реальные сущности, обладающие материальной вещественностью; они могут быть взвешены, сфотографированы и вымерены при помощи соответственно тонко построенных научных приборов.
Религия нам необходима при любом жизненном шаге, она представляет из себя итог наших идей и взглядов о высшей силе всего мира — о Боге. Для того чтобы извлечь пользу из Религии, ученик должен сначала добиться определенных фактов, которые могли бы служить основой его знаний, при помощи опытов и изучения. В этом мире весьма трудно достичь уверенности в чем-нибудь. Лишь в одном мы можем быть вполне и совершенно уверены, лишь одно не подлежит сомнению, и это одно можно выразить в двух словах: Я есмь.
Наивысший идеал всякого человека называется: «Бог».
У святого или грешника, у невежды или ученого, у мужчины или женщины, у дикого или цивилизованного, — у всех высший идеал это Бог. Во всех расах, при всякой степени цивилизации проявляется и всегда проявлялось стремление выделить то, что относится к Духовным потребностям человека, и окружить это теорией и догматами, создавая таким образом на время Религию того Века.
По мере того как человек развивается духовно и достигает более совершенного миросозерцания, меняется и его взгляд на Религию, и его понятие о Боге становится более духовным.
В самом начале истории Религии человек создавал себе понятие о Боге, основываясь на происшествиях повседневной жизни; он представлял себе Бога почти таким же, каким он был сам, наделял его чувством мести и всякими людскими стремлениями.
Бог таких народов был не намного лучше прославленного дикого вождя.
В религиозных писаниях всех народов можно проследить эволюцию их религиозных понятий: сначала люди представляли себе Бога наподобие человека, преисполненного злобы и мести, затем они перешли к более Духовному представлению и в конце концов восприняли понятие о Боге как о Духовной Силе.
При разумном изучении великой истины философии Йогов нам пришлось бы изменить наши понятия о Боге.
Сколько бы ни рассуждали о религии, это не поможет человечеству постичь суть ее, — этого можно достигнуть лишь духовным развитием. Беда в том, что люди так заняты указанием другим людям на то, что есть добро и что есть зло, и на то, что им следует делать и что не следует, что не успевают сами следовать своим собственным советам.
«Занимаясь делами всех, сам не сделаешь ничего».
Изучающему Крийя Йогу будет трудно, даже почти невозможно продвинуться, пока он не научится нести личную ответственность за все свои мысли, желания и действия. Ему придется отказаться от многого, что считается необходимым для светского человека, и принять много такого, что порицается в свете. Ему придется сделать выбор: придерживаться ли одобрения света, порождающего Духовную летаргию, или порицания света, связанного с Духовным озарением.
Тот, кто серьезно относится к Крийя Йоге, не испугается светского порицания и не станет беспокоиться, если его репутация в свете пострадает. Каждой душе придется вступить на Путь, ведущий к Мудрости. Каждой душе придется перенести горькие страдания отречения, так как каждый из нас проходит через собственную Гефсиманию; мы должны выбрать между Миром и Духом, так как мы не можем обладать обоими
Все учение Крийя йоги можно выразить одним словом — «подготовка». Крийя йог стремится лишь к одному: стать хорошим человеком, но это надо понимать в гораздо более широком смысле, чем это обычно делается миром.
Поневоле стремишься представить себе какой-нибудь идеал; разница между Крийя Йогом и светским человеком там, что последний представляет себе идеалы согласно понятиям общества, а Крийя йог видит в Боге идеал и ту действительность, которая является нескончаемым источником вдохновения. Раз ученик решил изучить основные Правила Жизни, включенные в философию Йогов, он должен научиться распознавать то, что способствует развитию Духовного Сознания, и то, что доставляет лишь удовольствие.
По понятиям философии Йогов, доброта не означает светскую, отрицательную доброту. Быть хорошим и добрым, по понятиям Йога, значит: быть верным своему высшему я, выражать это высшее я в красоте, видеть во всем звено, соединяющее человека с Богом и всю жизнь в единое универсальное 'Братство.
Красота включает в себя, по понятиям Йогов, не только искусство во всех его видах, но распространяется и на все фазы и формы жизни. Крийя Йог видит добро во всех проявлениях жизни, и даже то, что обыкновенным людям кажется отталкивающим, есть для Крийя Йога лишь признак той великой борьбы, которая происходит во всей Природе между Эволюцией и Неоформленностью жизни. Тот, кто вступил на Путь Мудрости, уже не может остановиться. Он должен идти вперед, по направлению к более высокому и совершенному развитию, чем то, которого он уже достиг, или же он должен употребить приобретенные им силы на преграждение другим пути к озарению; тем самым он становится учеником Левого Пути: Черным Магом.
Наилучшим доказательством пользы, приносимой религией человеку, служит то самое, что религия подсказывает ему делать в услугу ближнему. Доброта, Истина и Красота составляют все три стороны треугольника Духовной Жизни. Доброта должна быть деятельной и бескорыстной. Истина должна быть внутренней, настоящей — Истиной ради Истины, а Красота должна включать в себя и Доброту, и Истину.
Истинная Красота всегда выражает Божественное. Высшая форма Красоты получается из расцвета Души.
При изучении Наук, Искусств или Музыки всегда полезно прибегать к помощи книг или компетентного учителя. Так же и при изучении Религии ученику требуется хорошая книга и учитель, который способен вдохновить ученика наивысшими стремлениями. Одним изучением книг невозможно достичь Духовного развития; это мы видим на деле: при применении заученного о Духовном развитии нас постигает неудача. Мы можем правильно и красноречиво рассуждать о Духовных вопросах, но когда приходится жить Духовной жизнью, то нам чего-то недостает; тогда мы замечаем, что нам требуется нечто для оживления Духа, нечто, влияющее своей силой на наши Астральные тела и тем самым отражающееся в благоприятном смысле на нашей повседневной жизни. Такое действие на нас может оказывать лишь другая человеческая Душа, ибо мы еще слишком погружены во все материальное для того, чтобы восприять помощь универсального Духа.
При нашем продвижении на Духовном Пути мы воспринимаем все больше и больше Божественного Света, но пока мы этого не достигли, нам полезно быть под влиянием другой, уже продвинувшейся, Души. Такая душа, посылающая ученику столь высокие вибрации и оживляющая своим влиянием Духовное сознание, называется «Гуру», а ученик, находящийся под ее влиянием, называется «Чела».
В этой книге ученику будут постепенно назначены ежедневные упражнения для развития Духовного сознания. Следует регулярно применять их, пока ученик не почувствует в себе стремление к продвижению к высшим разветвлениям Йоги.
Следует ежедневно выполнять по одному упражнению и за неделю пройти все семь упражнений. Затем надо практиковать первое упражнение в течение целой недели и таким образом проделать все упражнения в течение семи недель. Затем следует пожертвовать одну неделю на повторение.
ПЕРВОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Уделяйте каждый день один час на размышление об универсальном Духе. Отгоните все материальные мысли и желания и сосредоточьтесь.
Постарайтесь достичь гармонии с Божественным Сознанием. Выберите какое-нибудь место, где бы ничто не мешало вам при упражнении. Если это только возможно, уединитесь в такое место, где окружающее выражает Божественное сознание. Самым идеальным местом для практикования этого упражнения является такое, где имеются деревья и цветы. Если же невозможно уединиться в такое месте, то сядьте в комнате, где бы вам не мешали, и сосредоточьте /ваши мысли на тайне Божественной Любви.
Прочтите любую поэму, любой гимн, возбуждающий в вас Духовные чувства и желания.
ГЛАВА II ЙАМА
Крийя Йога разделяется на две части: на Йаму и Нийаму. йама касается моральных качеств, требуемых для изучения и практикования Йоги, а Нийама касается физических качеств, необходимых для продвижения в изучении этого интересного разветвления оккультизма.
Йог задается целью развить свои тайные психические силы для достижения более правильных заключений относительно жизненных фактов Духовной Жизни.
Так же, как и в других разветвлениях Оккультизма, закон притяжения имеет большое значение в Йоге.
Тот, кто хочет узнать истину относительно великих жизненных проблем, должен быть искренен сам с собой.
Мы упомянули о моральных качествах, но ученик должен помнить, что наша мораль основывается на наших взглядах о том, что есть добро и что не есть добро.
Нравственность народа служит доказательством его духовного развития. Среди некоторых диких племен считается храбрым поступком ударить человека по голове и этим убить его, но тот же поступок считался бы в цивилизованной среде преступлением и потому безнравственным.
Действие в обоих случаях одно и то же, но общественная оценка этого действия делает его морально хорошим или плохим.
Чтобы понять основные принципы Йоги, ученик Запада будет принужден значительно изменить свои взгляды на нравственность.
Цивилизация одобряет многое из того, что люди проповедуют и поучают о необходимости быть правдивым,' но притом эти же люди в повседневной жизни будут лгать раз за разом, причем они уверены, что этого требует вежливость.
Одинаково грешно не только лгать, но и побуждать другого человека ко лжи или одобрять ложь. Истина должна быть безусловна. Всякая мелкая ложь или даже намерение обмануть, хотя бы и без слов, — это все же ложь и преграждает продвижение на Пути, ведущему к Мудрости.
Искренний человек не пожертвует Истиной ради светской репутации. Он не скажет знакомым: «Как я рад вас видеть», если он не искренно рад этому. Когда человек достигнет того состояния развития, при котором сознание Души распространяется и охватывает Истину ради самой Истины, то цивилизация, как таковая, уже не будет более существовать, потому что цивилизация есть попытка человека стать независимым от Законов Кармы и Природы.
Нам говорят, что «честность есть наилучшая политика», но для Йога честность не есть политика и он не считает ее добродетелью. Для него это следствие правильного мышления и нераздельно от Истины, потому что ни один человек не может быть правдивым, если он нечестен.
Первый долг человека — это быть искренним с самим собою. Это есть первое проявление Истины. Достигнув этого, правдивость станет для него необходимостью.
Правдивый человек никогда не признает веры или теории лишь потому, что другой человек ему скажет, что она истинна.
«Наши понятия об Истине развиваются по мере развития Души и достигают совершенного понятия — Неограниченного». По понятиям Йоги, честность не означает лишь того, что человек не станет красть; в ней кроется более глубокий смысл: в оккультных учениях слова «Истина» и «Честность» имеют одно и то же значение и относятся к Душе при ее сношениях с другими Душами.
Божественное сознание проявляется во всех формах жизни; в минеральном, растительном, животном и человеческом царствах действует все та же жизненная сила. Йог это постиг, и потому он так же бережно относится к низшим видам жизни, как и к людям, и сознательно не обидит ни одно животное. Приношением вреда какому бы то ни было живому существу или одобрением подобного поступка мы проявляем жестокость.
Многие Йоги обладают сильным влиянием над зверями, потому что они постигли принцип, запрещающий наносить вред живому существу. Укротители змей спокойно могут тро- гать самых смертельно опасных пресмыкающихся, потому что они посредством практикования невредительства соединились с сознанием животного.
Тот, кто серьезно изучает Крийю йогу, должен приучить себя различать самого себя (духа) от не самого себя (личности, разума и пр.); иначе он никогда не достигнет бескорыстия.
Для Йоги бескорыстие означает нечто высшее, чем великодушие. Это означает полное отречение от всех тех мыслей, желаний и прочее, которые задерживают Духовное продвижение.
В Индии обозначают названием «Санниасин» ту одухотворенную личность, которая, отрекшись от «не самого себя», трудится на благо человечества, не задумываясь вообще о результате своей работы.
Постигнув истину некоторых вещей, Душа по Закону Космической Эволюции, принуждена это выразить, не считаясь с тем, признает или отрицает ли мир проявление такого Божественного сознания.
йрн постепенном развитии человека, когда его духовное сознание начинает преобладать над животными стремлениями и мыслями, он перестает считаться с мнением света.
Ни одно гениальное человеческое изобретение не принесло человечеству столько пользы, как доброта чистой Души, так как наука и изобретения оживляют ментальные силы человека, но не помогают ему достичь Духовного освобождения.
Духовные способности человека пробуждаются лишь тогда, когда он начинает понимать кое-что из Божественного Плана Жизни.
Не следует считать науку и изобретения самих по себе бесполезными — отнюдь нет. Они необходимы для правильного делания Всемирного Плана. Все на свете имеет свое особое назначение и медленно, но твердо ведет человека к осознанию своей Духовной Природы.
На свете существуют сотни религий, из которых многие считают себя единственно истиннной Религией, йог признает лишь одну Религию, а именно Истину. Нет Религии выше Истины. Всякое Религиозное Учение содержит часть Истины, но ни одна Религия не включает в себя всю Истину.
Однажды трое слепых пошли в зоологический сад, и их повели к слону. Один из них приложил руку к боку слона. «О! — воскликнул он, — слон похож на стену». Второй слепой ощупал хобот слона: «Нет, — возразил он, — слон напоминает змею». Третий слепой был поднят слоном высоко в воздух. «Вы ошибаетесь, — сказал он, — слон летает, как птица». Затем они стали пространно рассуждать о том, каков слон, причем каждый упорно защищал свое собственное мнение.
Истина — это проявление Бога; она проявляется в различных видах. У каждой Религии свой собственный взгляд на Истину, который она защищает во что бы то ни стало, не считаясь с фактом, что всякий вид Истины составляет лишь часть всей Истины. Человек может познать Истину лишь тогда, когда он соберет все различные виды ее и представит ее как единое целое.
Красоту, выражающую сознание Бога, можно найти у всех народов и во всех фазах жизни. Это вовсе не удивительно, если вспомнить, что при понятии о красоте цвет имеет большое значение; как будто человек, не находящий в своей среде того, что привело бы его в состояние Духовного сознания, старается придумать возможность для преодоления ограничений своей среды.
Потому цвет имеет большое значение во всех странах в повседневной жизни народов. Красота — одна из форм Божественного сознания, а цвет — одна из форм красоты.
Семь цветов Спектра вибрируют в гармонии с семью принципами человека, так что преобладание одного особого цвета в окружении человека имеет прямое воздействие на его Астральное тело.
Для Йога искусство не только удовольствие — ментальная радость, но и центр, откуда он может извлечь вдохновение и символ всего, что в жизни есть хорошего, Истинного и прекрасного. Нужно, чтобы красота стала символом наших идеалов, лишь тогда она становится воплощением Духовных сил и атрибутом Бога.
Многое из того, что на свете считается прекрасным, лишено всякой истинной красоты, а многое, что свет считает некрасивым, является поразительным образцом высшего вида красоты, так как красота составляет одну сторону треугольника жизни; Доброта и Истина составляют две другие стороны.
Без трех сторон треугольник несовершенен. Так же не может быть красоты без Добра и Истины. Красота есть Божественное наследие человека. Призвание художника создавать красоту, так что для Йога Бог является наивысшим художником; Его искусство есть Жизнь, и человек есть торжество совершенства в его созданиях.
Чтобы приносить пользу человечеству, Религия должна соединять и содержать в себе Добро, Истину и Красоту: Бог есть совокупность Добра; Природа, проявление Бога, безошибочно истинна, а развившийся человек постоянно стремится к проявлению Красоты.
Цивилизация стремится к Красоте, хотя представление о Красоте у человека, к сожалению, не всегда достигает его высшего идеала; вместо того, чтобы создать то прекрасное, о чем он мечтает, что отражало бы Духовное сознание, он создает лишь искаженный образ своего идеала. Это особенно верно по отношению к основным жизненным действиям.
Йог обязан первым долгом избегать рассуждений. Все
споры о Боге и Религии совершенно бесполезны: вместо того, чтобы помочь человеку понять Религию и полюбить Бога, они заполняют его ум маловажными различиями и определениями, которые отнюдь не способствуют разрешению проблем Религии.
Никто никогда не видел Бога, и человечество должно еще очень продвинуться, пока оно достигает озарения, необходимого для того, чтобы познать Бога. Как же люди могут рассуждать о Том, Кого они никогда не видали и Кого они не знают?
Конечно, хорошо молиться Богу, но еще лучше служить Ему, служа человечеству. Философия Йогов не имеет представления о Боге как о личном Спасителе. Христианство основано на учении Христа, Магометанство — на учении Магомета.
Буддизм основывается на учении Будды. Но философия Йогов не основывается на личности, ни на Божественной, ни на человеческой. Она основана на Принципах.
На Западе практикование религии вытекает из религиозных учений. На Востоке религиозное учение вытекает из практикования.
Много говорилось и писалось об идолах Индии, а Западные народы были поражены количеством Божественных Символов, встречающихся в Религиях Востока. Такое порицание происходит исключительно из невежества.
На Западе тоже много идолов, но люди не считают их таковыми. Набожный христианин, преклоняющийся перед Распятием; влюбленный, хранящий подарок, полученный от возлюбленной; патриот, отдающий честь перед знаменем своей страны — это все идолопоклонники.
Для христианина Распятие есть Символ жертвоприношения. Оно включает в себя все, что есть лучшего в христианстве. Для влюбленного подарок возлюбленной представляет символ их любви. Для патриота знамя родной страны есть символ всего прекрасного на его. родине, это — символ самой родины.
На Востоке изображения, посвященные Религии, считаются символами и служат лишь центром сосредоточения. У философии Йогов нет особого символа и нет догмата веры.
йоги черпают Истину из многих источников и, таким образом, не затемняют свой разум предвзятыми понятиями.
При изучении философии йогов ученику следует обращать столько же внимания на практикование, как и на саму философию, потому что постижения одним умом недостаточно. Надо постоянно практиковать, так как Йога, главным образом, учение практики.
УПРАЖНЕНИЕ ВТОРОЕ
Сядьте удобно, положив руки на колени и выпрямив позвоночник. Закройте глаза и сидите как можно спокойнее. Выберите себе что-нибудь как точку для концентрации. Для этого вы можете сосредоточить ваше внимание на чем-нибудь духовном или материалом, по желанию: главное, чтобы сосредоточение возбудило в вас духовные чувства. Вы можете избрать душевное качество, например: Доброту, Истину, Красоту или Честность.
Лучше всего начать это упражнение, вообразив себе Духовное Качество, которое вы еще не приобрели. Это поможет вам соединиться с Духовным Сознанием, проникающим Вселенную. Постарайтесь почувствовать Божественное сознание при помощи избранного вами для сосредоточения символа.
Будьте совершенно спокойными во время упражнения и постарайтесь войти в гармонию с Духовными силами, которые вас окружают и охраняют. Помните всегда, что Бог недалеко, даже совсем близко. Бог всегда с вами.
Просите мысленно Универсального Духа использовать вас на служение человечеству. Придерживайтесь этой же мысли в повседневной жизни.
Практикуйте это упражнение не меньше четверти часа и не больше одного часа.
ГЛАВА III НИЙАМА
Нийама это та часть Крийи Йоги, которая касается физической подготовки, необходимой при изучении высших разветвлений йоги; без нее ученику не следует вообще изучать йогу, а тем более практиковать различные упражнения других подобных разветвлений.
Физическое тело является проводником, посредством которого проявляются другие принципы человеческого сознания, и как таковой он должен быть чистым и чутким; это относится особенно к нервной системе. Всякая мысль, всякое желание и действие влияют на нервную систему: для того чтобы думать, желать и действовать, мы должны передать эти эмоции из мозга нервной системе и затем мускульной системе.
Ввиду этого необходимо, чтобы физическое тело очистилось, потому что Йог должен быть таким, чтобы его индивидуальность искала Параматму или Универсальное Сознание через тело, ставшее совершенным посредством очищения.
Существуют два рода очищения: физическое и психическое и одно с другим тесно связаны. Физическое очищение является следствием ухода и внимания, уделенного физическому телу, обычной физической чистотой, в то время как психическая чистота означает очищение мысли, желаний и намерений.
Никакие хорошие поступки не помогут ученику добиться венца Духовности, если он не будет бережно и благоговейно охранять свои мысли в глубине души, ибо мысли подобны семенам, посаженным в саду, и если семя плохое, то как же вырастающий из него плод может быть хорошим? При наших стремлениях к достижению очищения мы часто совершаем ту ошибку, что сосредоточиваемся на нечистом, стараемся всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами избегать его и этим обращаем внимание именно на то, чего мы не желаем. Закон, однако, таков: чем больше мы на чем-либо сосредоточиваемся, тем более мы это самое привлекаем к себе. Вот почему мы в Индии так осторожны в выборе слов.
Слова — символы, выражающие наши мысли, каждое слово есть символ определенной вещи.
В Восточной Оккультной литературе не употребляются слова, как «злой», «нечистый» и др. Зло есть отсутствие Добра, потому мы говорим: «Добрый и Недобрый, Очищенный и Неочищенный». Этим мы не создаем в уме символов отрицательного свойства.
В Хатха-Йоге (то разветвление йоги, которое касается развития физического тела при помощи психических средств) мы не говорим о болезнях, а прибегаем к выражению «нездоровье». Мы сознаем, что невозможно переделать язык сообразно нашим взглядам в этом отношении, и не желаем прибегать к этому. Все же желательно, чтобы ученик, стремящийся стать Йогом, избирал такие слова, которые выражают лишь положительные понятия. Этим он создает в своем Астральном теле крепкие и положительные силы.
Ученик должен первым делом приучиться к сосредоточению мыслей на качествах и добродетелях, которых он желает достичь. Йог рассуждает так: Параматма — это все Хорошее, истинное и Прекрасное; раз все существующее есть проявление Параматмы, то, значит, все содержит известную долю Добра, Истины и Красоты.
Ученик, стремящийся к очищению, должен видеть чистоту во всем. Нет ничего нечистого. Неочищение проявляется лишь тогда, когда человек искажает Истину, так что Красота затемняется.
Первая ступень Нийамы — физическая чистота.
Надо перебороть гнев, гордость и половые потребности. Для этого лучше всего сосредоточить внимание на Духовной Природе, присущей каждому человеку, и искать соприкосновения с ней при всяком удобном случае.
йога самая практическая из всех философий, так как она касается главным образом жизненных фактов, Прежнее понятие о Религии зиждилось на поклонении Богу без вся- кого понимания даже самых основных начал существования, не считаясь с тем, что пока человек живет на свете и проявляется в физическом теле, он обязан признавать физиологические законы, управляющие физическим бытием, и должен им подчиняться.
Люди слишком часто утверждают, что Пол и Половое учение не относятся к Религии. А притом Пол есть один из жизненных факторов, и Крийя йога его не только признает, но и придает ему большое значение, потому что половой инстинкт и половое желание есть прямое проявление Бога.
Половая энергия проявляется на трех планах — на физическом, ментальном и духовном. Поэт, художник, композитор пользуется этой энергией, чтобы творить на ментальном плане, в то время как ясновидящий, пророк и Йог применяют эту энергию на духовном плане.
Существуют известные психические законы, управляющие претворением половой энергии в психическую силу.
Это подробно разбирается в Райя йоге, представляющую из себя то разветвление йоги, которое касается Духовного развития человека при помощи психики.