Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 


Известия ACHOBA- манифест рационализма




ACHOBA неоднократно предпринимала попытки создания собственного периодического издания (об этом думали уже в 1923 г. - сохранился эскиз обложки журнала или сборника "Архитектура", выполненный И. Ламцовым). Но среди рационалистов не было опытных людей, имеющих опыт по созданию периодических изданий. Дело приобрело свальные контуры, когда к нему подключился Л. Лисицкий. Будучи за границей, он вел активную переписку с членами ACHOBA, получал от них проекты для публикации в зарубежных изданиях. В эти годы Лисицкий основывает два журнала - совместно с И. Эренбургом журнал "Вещь" в Берлине 1922) и совместно с Г. Шмидтом журнал "ABC" з Цюрихе (1924), где, кстати, помещает информацию о создании ACHOBA, о ее целях и публикует ряд студенческих проектов Обмаса.

В 1925 г. Лисицкий возвращается в СССР, А в ACHOBA и сразу же совместно с Ладовским приступает к подготовке журнала "АСНОВА".

В 1926 г. под редакцией Л. Лисицкого и Н. Ладовского вышел первый и единственный выпуск ("печатный лист") "Известия ACHOBA", спечатанный в типографии ВХУТЕМАСа тиражом 1500 экземпляров.

Макет выпуска сделал Л. Лисицкий. "Известия ACHOBA" - это нечто среднее между журналом и газетой.

В "Известиях ACHOBA" опубликованы лозунги ACHOBA, информация о деятельности этой творческой организации, открытое письмо Моссовету "Дома или улицы?" (об окраске зданий), три статьи Н. Ладовского - "Основы построения теории Архитектуры (Под знаком рационалистической эстетики)", "Небоскребы СССР и Америки" и "Психо-техническая лаборатория архитектуры (В порядке постановки вопроса)", три статьи Л. Лисицкого-"В защиту конкурентов" (статья не подписана), "Серия небоскребов для Москвы" (описание его проекта горизонтальных небоскребов, иллюстрированное чертежами и схемами) и некролог "Виктор Эгелинг", а также фотомонтаж с лозунгами Л. Лисицкого. В выпуске помещены также проект небоскреба ВСНХ В. Кринского, студенческие проекты небоскребов (мастерская Ладовского во ВХУТЕМАСе), отвлеченное задание на форму (Обмас ВХУТЕМАСа).

Основное место в этом "печатном листе" занимали тексты Н. Ладовского. Особый интерес представляет, конечно, уже цитировавшаяся статья "Основы построения теории архитектуры (под знаком рационалистической эстетики)", которая имеет подзаголовок "Часть I. О форме". Судя по всему, Ладовский планировал опубликовать в следующих выпусках остальные части своего теоретического труда.

"Известия АСНОВА". Первый (и единственный) выпуск. 1926. Первая и последняя полосы (верстка Л. Лисицкого)

 

Обложки журнала "Строительство Москвы" с проектами рационалистов Обложки журнала "Строительная промышленность" с проектами рационалистов

Издание первого печатного органа ACHOBA было использовано для пропаганды основных целей и задач этой творческой организации. Вся первая страница "Известий ACHOBA" была занята лозунгами и декларациями. Приведу полностью текст этой страницы:

"СССР - Строитель нового быта.

СССР - Собиратель классовой энергии для построения бесклассового общества.

СССР - Ставит новые задачи также и архитектуре.

СССР - Рационализированный труд в единстве с научной и высоко развитой техникой.

ACHOBA считает своей основой материальное воплощение в архитектуре принципов СССР.

ACHOBA считает срочным вооружение архитектуры орудиями и методами современной науки.

ACHOBA считает, что для продвижения современной архитектуры, сегодняшний стратегический момент требует взаимного созидательного труда архитекторов-производителей, с одной стороны и трудящихся масс потребителей, с другой. Сегодняшняя практическая работа завершится завтра в теоретической системе.

ACHOBA. исходя из темпа современного изобретательства, когда каждым день ставит архитектора перед новыми техническими организмами, считает, для данного положения наиболее важным установление обобщающих принципов в архитектуре и освобождения ее от атрофирующих форм.

ACHOBA работает над созданием точных и научных терминов в современной архитектуре, считая их существенным орудием ее совершенствования. Этот печатный лист ACHOBA есть:

1. Концентр декретирующих современную архитектуру.

2. Громкоговоритель строющих ее.

3. Оповеститель науки и техники современной архитектуры (теории и практики).

4. Перекидывает мост для идущих к архитектуре из других областей пластических и технических искусств.

5.......................

Для кого работает АСНОВА?

АСНОВА работает для массы, которая требует:

а) Архитектуры однозначной, как автомобиль или сапог.

б) От жилья больше, чем только аппарат для отправления естественных нужд.

в) От архитектуры рационального обоснования качеств ее.

г) Не дилетантизма, а мастерства.

Кто работает с АСНОВой?

Все архитекторы, сознающие свою ответственность за растущее строительство, которое грозит стать анархичным.

Все инженеры, стремящиеся к техническим сооружениям, стоящим на уровне искусства.

Все строители нового типа, пути которых пересекаются с архитектурой."1

Л. Лисицкий. Обложка и первая страница журнала "Вещь". 1922

 

Л. Лисицкий. Обложка журнала "Строительство Москвы"

"Известия АСНОВА" так и остались единственным печатным выпуском АСНОВА.

Рационалистам не удалось наладить выпуск собственного журнала, а доступ на страницы "Современной архитектуры" - основного архитектурного журнала второй половины 20-х город, который оказался в руках конструктивистов, для рационалистов был практически закрыт. В эти годы сторонники рационализма печатались в основном в строительных и коммунальных журналах, в журналах по искусству. Причем именно публикации рационалистов придавали этим журналам характер периодических архитектурно-строительных изданий и журналов по искусству широкого профиля. Это прежде всего журналы "Строительство Москвы" (выходил с 1924 г.), "Строительная промышленность" (с 1923 г.) и "Советское искусство" (1925-1928, затем "Искусство"), а также целый ряд других периодических изданий ("Красная Нива", "Рабис" и т. п.).

Особенно следует сказать о журнале "Строительство Москвы", где в 20-е и в начале 30-х годов были опубликованы основные материалы о рационализме. Первые годы журнал выходил с типовыми по оформлению обложками. Затем его облик существенно изменился, обложки делали известные художники-полиграфисты (Г. Клуцис, братья Стенберги, В. Елкин, Н. Прусаков и др.) и архитекторы (Л. Лисицкий, А. Карра, В. Лавров, В. Попов и др.).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 647 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2513 - | 2315 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.