Как уже отмечалось выше, место и роль пространственных конструкций пяти членов Рабочей группы конструктивистов ИНХУКа на этапе "от изображения - к конструкции" во многом определяются их широкой известностью в среде художников и теоретиков, что было связано с их демонстрацией на выставке Обмоху в мае 1921 г. (а затем и на других выставках) и обсуждением их на заседаниях ИНХУКа.
Что касается Н. Габо и Н. Певзнера, то их реальная роль на этапе "от изображения - к конструкции" пока еще во многом не ясна. В начале 20-х годов братья Н. Габо и Н. Певзнер уехали из нашей страны и в последующем создали значительное количество отвлеченных пространственных конструкций, хранящихся в различных музеях и частных собраниях за рубежом. Эти конструкции, выполненные из хороших материалов и в техническом отношении очень качественно (по сравнению с полукустарным качеством пространственных конструкций московских конструктивистов), неоднократно экспонировались на выставках и публиковались в печати. В результате в настоящее время (особенно за рубежом) они более широко известны, чем конструкции членов Рабочей группы конструктивистов ИНХУКа. С художественной точки зрения пространственные конструкции Н. Габо и Н. Певзнера представляют большой интерес и по праву вошли в искусство XX в. Однако для нашей темы важно выяснить, какое место занимают формально-эстетические эксперименты братьев на этапе "от изображения - к конструкции".
Н. Габо. Голова женщины. 1916-1917 | Н. Габо. Проект памятника в Петрограде. Модель |
Скульптор Н. Габо еще в предреволюционные годы экспериментировал в пространственной пластике (головы из плоскостей). Затем увлекся архитектурой (серия эскизов).
Художник Н. Певзнер в первые годы советской власти создавал беспредметные и кубистические композиции, выявляя фактуру.
В 1920 г. на Тверском бульваре на открытой эстраде было выставлено несколько вещей трех художников Н. Габо (головы), Н. Певзнера (живописные композиции) и Г. Клуциса. Одновременно с выставкой был расклеен "Реалистический манифест". Текст манифеста был написан Габо и отражал прежде всего его концепцию формообразования, сформировавшуюся тогда на стыке экспериментов в скульптуре и архитектуре.
"Действительность - высшая красота", провозглашалось в манифесте. В его тексте были сформулированы пять принципов: во-первых, отвергался цвет и утверждался тон. Во-вторых, в линии отвергалась ее начертательная целостность; линия признавалась как направление скрытых в работе сил. В-третьих, отвергался объем и утверждалась глубина как мера пространства. В-четвертых, отвергалась масса в скульптуре; утверждалось, что объем можно освободить от массы (построить объем из плоскостей). В-пятых, отвергались статические и утверждались кинетические ритмы.
В начале 20-х годов Н. Габо делает кинетические конструкции, которые, однако, не получили резонанса в художественной среде на этапе "от живописи - к конструкции" и во многом остались внутрилабораторными поисками самого мастера.
Н. Габо. Конструкция из дерева, металла и целлулоида. 1926 | Н. Габо. Кинетическая конструкция (в покое и в движении). 1920 |
Н. Габо. Проект радиостанции. 1919-1920 | Н. Габо. Проект кинетической конструкции. 1922 |
Н. Габо. Пространственные конструкции. 1924 |
Н. Певзнер. Пространственные конструкции. 1923-1925 |
В 1922 г. Габо уезжает из Советского Союза, вскоре за ним последовал и Певзнер. За рубежом братья занялись созданием пространственных конструкций (Певзнер делал конструкции с 1923 г. под влиянием Габо).
Как же оценивать конструкции Габо и Певзнера в общем развитии конструктивизма? Строго говоря, их пространственные конструкции не имеют прямого отношения к основной линии процесса формообразования в рамках конструктивизма. Габо, а под его влиянием и Певзнер, создавали свои пространственные конструкции все же как бы в сфере скульптуры. Габо хотел в скульптуре найти нечто принципиально новое, резко изменить ее средства, отвергая объем, массу, статику. Он не конструктивист в том смысле, в каком мы считаем конструктивистами художников московской школы, хотя на каком-то этапе он шел в том же русле. Для него конструкция - это не этап, а метод работы в искусстве, художественный прием. Поэтому можно сказать, что в чистом виде конструкцию как художественное средство использовали в своих пластических композициях именно Габо и Певзнер. Лучшие в художественном отношении конструкции они создали через несколько лет (и даже через десятилетия) после этапа раннего конструктивизма, когда пространственные конструкции сыграли важную роль в общих стилеобразующих процессах. Их зарубежные конструктивно-пластические композиции - это, если угодно, художественный реликт этапа "от изображения - к конструкции", боковая ветвь конструктивизма.
Такой же боковой ветвью конструктивизма (в данном случае театрального) можно считать и конструктивные декорации Габо и Певзнера для балета группы Дягилева (1927).