Занятия асанами должны планироваться в соответствии с индивидуальными потребностями каждого человека. Приводимые здесь примеры тщательно разработанных комплексов упражнений отвечают принципу «винъяса~крама» — продвижение шаг за шагом, которое может привести нас к гармонии тела, дыхания и ума. Эти комплексы могут не подходить тем, кто не имеет предварительного опыта занятий йогой. Независимо от вашего состояния, для разработки наиболее подходящей вам последовательности упражнений необходимо обратиться за помощью к компетентному учителю. Эти четыре комплекса приводятся в качестве примера того, как могут планироваться занятия. Существует бесконечное число вариантов, которые могут использоваться, чтобы практика отвечала индивидуальным потребностям.
Обязательно предусмотрите отдых между асанами — достаточный, чтобы сердцебиение и дыхание могли прийти в норму. Соответствующий отдых необходим также перед началом пранаямы и после ее завершения.
Там, где в приводимых комплексах речь идет о «дыхании», имеется в виду статическое упражнение, а слово «раз» указывает на динамический вариант. Помните: дыхание — ключ к выполнению асан. Делая каждую асану, вы должны работать над поддержанием связи между движением тела и движением дыхания. Соответствующие паузы можно вводить между вдохом и выдохом; это должно происходить без ущерба для длительности вдоха или выдоха. По мере продвижения в практике эти задержки можно увеличивать. В каждой асане можно оставаться на протяжении нескольких дыхательных циклов — в соответствии с индивидуальными возможностями. При этом должна сохраняться связь между телом и дыханием. Для поддержания связи между дыханием и телом прилагаются некоторые усилия, но они не должны быть чрезмерными. План занятия нужно всегда составлять таким образом, чтобы в результате вы чувствовали себя лучше и становились уравновешеннее и энергичнее.
Выполняя пранаяму, можно постепенно, с каждым дыхательным циклом, увеличивать задержки дыхания — пока это не вызывает напряжения. После того, как вы дойдете до максимума, можно постепенно уменьшать задержки, чтобы завершить пранаяму. Точно так же можно постепенно увеличивать, а затем снова уменьшать длительность вдоха или выдоха (с задержками или без). Эти варианты, как всегда, зависят от индивидуальных потребностей и возможностей. Важно, чтобы вы занимались пранаямой только под руководством компетентного учителя.
ГЛОССАРИЙ
Абхинивеша — источник страха, привязанность к жизни; одна из клеш.
Абхьянтара-кумбхака — задержка дыхания после вдоха.
Абхьяса — практика йоги.
Авидья — заблуждение, неправильное знание, ошибочное понимание; основная клеша.
Агни — огонь, один из бхутов.
Агни-сара — очистительный процесс, устраняющий загрязнения организма с помощью «огня» человеческого тела.
Адвайта — недвойственность.
Акаша — пространство; один из бхутов.
Адхомукха-шванасана — поза собаки лицом вниз.
Ананда — блаженство.
Ананта — бесконечность.
Анга — часть тела; аспект йоги.
Антара — внутри, внутренний.
Антаранга-садхана — в системе Патанджали — внутренняя практика, состоящая из концентрации (дха-раны), медитации (дхьяны) и интеграции (самадхи).
Антарая — то, что мешает чистоте и стабильности ума.
Анулома-уджджаи-пранаяма — пра-наяма, в которой вдох делается с горловым звуком (уджджаи), а выдох — через разные ноздри попеременно.
Апана — грязь; центр, в котором собираются телесные отходы.
Апана-вайю — аспект праны, отвечающий за выведение отходов из организма.
Апанасана — поза для выпускания газов.
Апариграха — получение не более того, что заслужено; одна из ям.
Апас — вода; один из бхутов.
Ардха-надма-пашчиматанасана — поза полулотоса с наклоном вперед.
Ардха-уткатасана — поза в полуприседе.
Артха — ценность, цель.
Асана — поза, положение тела.
Асмита — эго; одна из клеш.
Асмита-самадхи — слияние ума с объектом медитации.
Астея — отсутствие стремления к тому, что принадлежит другим; одна из ям.
Атман — «Я», истинная сущность.
Ахамкара — низшее «я».
Ахимса — ненасилие, бережное отношение, любовь; одна из ям.
Ачарья — учитель.
Аштанга — «восемь частей». Аштанга-йога — это восемь частей йоги, которые Патанджали объясняет во второй главе «Йога-сутр».
Бандха — узел, замок.
Бахиранга — внешняя часть.
Бахиранга-садхана — внешняя практика, состоящая из четырех первых частей аштанга-йоги.
Бахья-кумбхака — задержка дыхания после выдоха.
Брахмачарья — одна из ям. Движение к высшему изменению чувств; период жизни, когда молодой ученик изучает священные тексты.
Бримхана — расширение.
Буддхи — интеллект.
Бхагавад-гита — часть эпоса Махаб-харата, в которой Кришна обучает Арджуну йоге.
Бхакти — преданность.
Бхакти-йога — йога любовной преданности Богу.
Бхастрика — кузнечные мехи.
Бхастрика-пранаяма — дыхание через разные ноздри, напоминающее движение мехов.
Бхуджангасана — поза кобры.
Бхуты (махабхуты) — материальные элементы: пространство, воздух, огонь, вода и земля.
Ваджрасана — поза молнии.
Вайрагья — отрешенность, непривязанность.
Вайю — воздух, дыхание, ветер; один из бхутов.
Веды — тексты индуизма, лежащие в основе йоги.
Вивека — различение.
Видья — ясное понимание, высокий уровень знания.
Викальпа — воображение.
Викшипта — состояние, в котором ум хаотично движется без постоянной цели.
Вилома-крама-пранаяма — дыхательное упражнение, в котором вдох делается то через одну, то через другую ноздрю, а выдох — через обе ноздри с горловым звуком.
Вилома-уджджаи-пранаяма — дыхательное упражнение с контролируемым дыханием через ноздри на вдохе и выдохе.
Виньяса-крама — правильно составленный план занятий йогой,
ориентированный на последовательное продвижение к желаемой цели.