Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тексты, упоминаемые в этой книге




 

«Йога-сутры»

 

Этот текст, являющийся основополагающим трудом по йоге и включенный в данную книгу в качестве ее третьей части, датируется II—III столетиями. Сто де­вяносто пять* строф (сутр) этого произведения представляют собой краткие афоризмы, сгруппированные в четыре главы. Первая глава, которая называется «Самадхипада», дает знаменитое определение йоги** и описывает состояние ума в йоге и вне ее. Вторая глава («Садханапада») описывает йогу как практику. В третьей главе, названной «Вибхутипада», речь идет о результатах, которых могут достичь практикующие йогу, и об опасностях, вызванных этими изменениями. Четвертая глава («Кайвальяпада») посвящена состоянию свободы, к которому ведет йога.

 

Издавна ученые писали комментарии к «Йога-сутрам». Пять из них имеют значение по сей день. Первый, датируемый V веком, — «Бхашья» Вьясы. Су­ществует бесчисленное количество английских изданий этого текста. (К этому комментарию есть много дополнительных комментариев.) Второй — «Виврана» был написан Шанкарачарьей в качестве комментария к «Бхашье» Вьясы. Третий написал в IX веке Вачаспати Мишра. Этот текст под названием «Тат-твайшаради» тоже посвящен комментарию Вьясы. Четвертая работа — «Раджамартанда» — написана примерно в X веке Бходжадэвой. Бходжадэва был великим царем, написавшим к тому же солидные трактаты по музыке и танцу. Пятый знаменитый комментарий, который тоже комментирует «Бхашью» Вьясы, был написан в XVI веке. Он носит название «Иогаварттика», а его автором является Виджнянабикшу.

 

* Иногда встречается текст из 200 сутр: дополнительная строфа находится между 3.21 и 3.22 и еще четыре сутры завершают четвертую главу. — Прим. ред.

** Йога читта вритти ниродхах — «Йога — это способность направлять ум целиком и полностью на один объект и придерживаться этого направления, ни на что не отвлекаясь».

 

«Йога Яджнявалкья»

 

Этот текст, который относят к периоду между II и IV столетиями, является древнейшим произведением, говорящим о таких концепциях, как «пранаяма», «асана» и (особенно) «кундалини». В отличие от многих других текстов, упомянутые в нем практики не привязаны строго к той или иной касте или социальному слою.

 

Яджнявалкья объясняет практику йоги своей жене Гарги и нескольким со­бравшимся вокруг него мудрецам. Двенадцатая, и последняя, глава, в которой автор говорит о роли кундалини в очистительном процессе йоги, адресована ис­ключительно его жене. Яджнявалкья посвящает ее в «тайны» йоги, поэтому глава называется «Рахасья». Йога определяется как связь между индивидуаль­ным началом (дживатма) и высшей силой (паратман).

 

Как и «Йога-сутры», «Йога Яджнявалкья» описывает восемь частей (анг) йоги и характеризует путь практики йоги как развитие этих восьми составляю­щих. Но некоторые анги понимаются несколько иначе, чем это описано в «Йога-сутрах» Патанджали. В отличие от более поздних работ по хатха-йоге, принадлежащих традиции натхов, здесь не упоминается шаткарма — особые очистительные упражнения йоги. Имеется одно критическое издание «Йоги Яджнявалкьи», подготовленное Шри Прабхадой Ч. Диванджи*.

 

* Journal of the Bombay Branch of the Royal Asiatic Society, reprint, monograf №3, 1954.

 

«Йога рахасья»

 

Один из текстов, которого у нас пока нет в письменном виде, но на су­ществование которого указывают многочисленные ссылки на него, — «Иога-рахасья» («Тайны йоги») Натхамуни. Натхамуни — южноиндийс­кий святой IX века, который, как и многие другие индийские учителя, не принадлежал к монашеской традиции, а вел полноценную семейную жизнь. Его труд, который, как предполагается, первоначально состоял из двенад­цати глав, передавался устным путем. Четыре главы известны нам благодаря Шри Кришнамачарье, который продиктовал их своему сыну и ученику Т. К. В. Дешикачару.

 

Для Натхамуни смысл и цель йоги — преданность (бхакти) Богу, выс­шей силе. В своем произведении Натхамуни дает очень четкие наставления по аштанга-йоге, которые частично перекликаются с советами Патанджали, и подчеркивает необходимость приспосабливать йогу к индивидуальным нуж­дам каждого практикующего. Текст предполагает обязательное наличие учителя, и многократно говорит об этом. Натхамуни подробнейшим образом объясняет многие асаны и техники пранаямы. Кроме того, он уделяет особое внимание лечению болезней при помощи йоги.

 

Натхамуни посвящает много стихов «Иога-рахасьи» смыслу и практике йоги для беременных женщин. Как и «Йога Яджнявалкья», он настаивает на том, что йога важна и полезна для женщин. Тем самым он выступал в оппозиции к учениям брахманов, которые хотели полностью отстранить жен­щин от любой духовной практики.

 

Бхагавад-гита

 

Бхагавад-гита («Песнь Господа») — священный текст Индии. Он входит в «Бхишма-парву» — шестую книгу великого эпоса Махабхарата. Это длинная поэма, которая тоже является трактатом по йоге. Беседа героя Арджуны и бога Кришны, выступающего в качестве колесничего Арджуны в великой битве между двумя царскими семьями, касается высочайших принципов йоги: философии дей­ствия (карма), проявления проницательности, знания и преданности Богу (бхакти).

 

«Хатхайога-прадипика»

 

Этот текст, автором которого является Йоги Сватмарама, датируется XV веком. Это один из важнейших и самый исчерпывающий (хотя иногда и проти­воречивый) труд по хатха-йоге. В его четырех главах последовательно представлены техники хатха-йоги: асана, пранаяма, мудра и нада (внешний и внутренний звук).

 

Помимо этих пяти текстов, в книге были упомянуты еще два: «Гхеранда-самхита» и «Шива-самхита». Как и «Хатхайога-прадипика», оба эти текста посвящены техникам йоги.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 282 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2155 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.