Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Уровни тантрического обучения




 

О Богиня, я не знаю, какая мантра или янтра может прославить Тебя...

Я не знаю, как к Тебе обращаться и как медитировать на Тебя...

Я не знаю, какая мудра достойна Тебя,

Но я знаю, что в Твоих лотосных стопах я могу найти прибежище, спасаясь от всех бед и страданий...

Я невежда и не могу постичь Твои законы,

Я нищий и не могу Тебя ничем одарить...

О благословенная Мать, прости своего бестолкового сына.

Плохой сын иногда рождается у матери, но плохой матери не бывает!..

Молитва Шри Шанкарачарьи Богине как Божественной Матери

 

В этой главе читатель узнает о различных уровнях тантрического обучения, без чего не понять ни сущности и смысла поклонения Богине, ни самих тантрических психотехник, каждая из которых адресуется определенной Богине и требует особого, специфического подхода, чтобы установить энергетическую связь между объектом и субъектом поклонения. Индус убежден, что Сила Богинь проявляется на всех уровнях: от со-зерцательно-фигсософско-безличного до любого образа и от физического проявления Вселенной до чистого сознания.

 

Для преданного индуса нет разницы между Богиней, представленной в антропоморфной форме, и Богиней, понимаемой как Абсолют. Восприятие Богини в определенной форме позволяет не только активизировать наши органы чувств, но и приблизиться к трансцендентному осмыслению Абсолютной Реальности. Ведическая точка зрения, согласно которой «Брахман - это все», требует рассматривать каждую форму как Божественную, как и все, что не имеет форм.

Индусы способны персонифицировать то, что для других является абстрактным. Так, например, вместо того чтобы философски размышлять о категории вечности, индус предпочтет поклонение Богине Кали. Духовные идеи и высшие сущ ности он воспринимает как образы, и ошибаются те, кто думают, что это свидетельствует о недостатке интеллекта или привязанности к форме. Напротив, именно это отражает основанный па опыте духовный контакте Высшей Истиной как живой Реальностью. Таким образом, тантрическое поклонение следует понимать как синтез высшей философии, отражаемой в конкретной практике.

Следовательно, тантра нацеливает нас на личные взаимоотношения между высшей идеей и практическим ее воплощением. Тантра учит, что сознание является единственной реальностью и потому, если мы осознаем что-либо, оно реально для нас. Поэтому не только живые существа, но и неодушевленная природа, как и наши собственные мысли и эмоции, представляют формы богов и богинь. Отсюда следует, что все аспекты Вселенной - это наша личная природа. Тантра просто обнажает эту очевидную для каждого из нас истину, не конструируя никаких догм или идеологий. Тантрические средства включают все - от ритуальных служб до безличных медитативных практик.

Хотя тантрические тексты и предписывают поклонение Богиням, слово «поклонение» не является вполне корректным. Если, например, в иудео-христианской традиции поклонение означает умилостивление Бога посредством ритуала и молитвы, в тантрической культуре поклонение понимается как соединение с Божеством внутри себя. Под таким поклонением подразумевается практика йоги, молитва, но главным фактором является медитация.

 

СМЫСЛ ШАКТИ

Космическую силу Жизни, или Богиню, в тантрической традиции почитают как I Пакти, или энергию Бога, а Бога, или Шиву, славят как олицетворение мира и покоя. Природа этой энергии - не агрессия или насилие, а молчание и покой, которые порождают энергию и жизнь, проявленную во Вселенной. Шакти - это энергия, которая не воюет с чем-либо, но оживляет все изнутри, подобно созреванию и рождению плода из матки матери.

В концепции Шива-Шакти женское начало является активным, а мужское - пассивным, в то время как в тантрическом буддизме женское начало пассивно, а мужское - активно. То же мы можем обнаружить и в вишнуизме, где Вишну или Кришна, символизирующие соответственно Сознание и Любовь, являются активными, а Лакшми или Радха, символизирующие красоту и преданность, - пассивны. Однако Шакти означает мудрость и преданность Шиве, который олицетворяет высшую степень умиротворенности и полное отсутствие вожделения. Решать, что превалирует - мужское или женское начало, пассивное или активное, - это не столь важно, ибо нет фундаментальной разницы между двумя символами одного единства.

Кроме того, Шакти означает не просто внешнее проявление чьей-то энергии, но Свашакти, т.е. проявление своей, собственной энергии, которую следует постичь как энергию сознания и просветления, как нисхождение Божественной милости и мира. В женщине сокрыта потенция к созданию новой жизни посредством красоты и наслаждения. Трансформирующая сила Божественной Матери аналогична этому и творит все новые и новые формы во Вселенной, продвигая венец творения - человека - к просветлению. Цель Тантры - показать, что Божественная энергия дремлет в каждом из нас и может быть развернута на всех уровнях и ритмах своего проявления и протяжения к Высшей обители.

ТАНТРА, МАНТРА И ЯНТРА

Таковы три взаимосвязанных аспекта тантрического учения. Тантра - это учение о Реальности, которую мы все ищем и желаем постичь. Мантра - это звуковая вибрация Божества, или энергия сознания, которая приближает к Реальности. Ян-тра - это геометрическая фигура, в которую можно вписать те или иные мантры и визуализировать Божество.

Но можно использовать мантру для прославления и воспевания Божества без изучения соответствующей ей тантры, точно так же можно использовать и янтру (например, Шри Янтру) без знания ее тантры и мантры. Однако подобная практика недостаточна и потому несовершенна.

 

Мантра

Каждое Божество имеет свою мантру, которая выражает определенную мысль. При этом особая часть мантры, называемая биджа-мантрой, является семенем или специфической основой только данного Божества (например, для Богини Тары таким семенем будет слог ОМ, а для Богини Бхуванешва-ри - слог ХРИМ), в то время как вся мантра включает имя Божества и другие его характеристики. Каждая мантра имеет своего покровителя, иными словами - каждая Богиня защищена своим супругом, т.е. соответствующей формой Шивы. Кроме того, ведические тексты и Пураны посвящают каждому Божеству различные стихи, или мантры, которые можно применять для поклонения. Особой популярностью пользуются стотры, составленные великим ведантическим учителем Шри Шанкарачарьей, а среди этих стотр наилучшей является несравненная Саундарья Лахири, или Волна Блаженства.

 

ЯНТРА И МАНДАЛА

Хотя наиболее важной янтрой является Шри Янтра, каждой Богине соответствует своя янтра, которая представляет более тонкий уровень, чем антропоморфный образ Божества, потому что в янтрах запечатлены характеристики энергий, или

законы, которыми обладает Божество. Манд алы - это расширенные янтры, которые включают медитативные формы Божеств, а также различные мантры и изображения. Чтобы удержать энергию янтры, ее гравируют обычно на меди, серебре или золоте. Однако считается, что янтра сохраняет свои потенции, если ее наносят на шелковую или шерстяную ткань, в то время как хлопчатобумажная ткань для этой цели не годится. Для преданного поклонения используются также статуэтки Божеств и раскрашенные изображения.

 

Шестиконечная звезда

Бог и Богиня, Шива и Шакти, имеют определенные первичные формы. Как правило, Шива символизирует восходящую силу, а Шакти - нисходящую. Поэтому графически Шиву изображают в форме треугольника острием вверх, а Шакти - в форме треугольника острием вниз. Сочетание этих двух форм образуют шестиконечную звезду, которая является важнейшим тантрическим символом, используемым во многих янтрах. Шри Янтра включает в себя различные вниз и вверх направленные треугольники.

 

Шри Чакра/Шри Янтра

Шри Чакра, которую иногда называют Шри Янтрой, - важнейшая из янтр. Самой знаменитой формой Шри Чакры является ее трехмерная форма, выполняемая обычно в металле и изображающая Меру, космическую Гору Вселенной. Шри Чакра - это основная янтра, посредством которой осуществляется поклонение Богине и Шиве.

 

МЕДИТАТИВНЫЕ ФОРМЫ

Как правило, тантрические учения предлагают определенную форму (или мурти) Божества для визуализации и медитации на нее. У каждого Божества есть свое тонкое тело, предназначенное для созерцания и медитации (так называемая дхьяна мурти), своя гамма цветов, набор определенных жестов, или мудр, и определенное оружие и орнаменты. Обо всех этих специфических особенностях и характеристиках говорится в различных медитативных шлоках (стихах), которые называются дхьяна шлоками.

 

 

L ВОЗРОЖДЕННАЯ ТАНТРА

 

 

Медитативная форма - это начало пути, ведущего к контакту с Божеством, вследствие чего энергия Божества впитывается нашей душой, привлеченной обожествленной человеческой формой. Мы должны желать этого контакта, стремиться к нему. Если мы интенсивно медитируем на эту форму, она начинает оживать и помогает нам проникнуть в более глубокие аспекты нашей реальности.

 

ПОКЛОНЕНИЕ И ЙОГА

Почитать Божество можно двояко, т.е. внешне и внутренне. Внешнее поклонение предполагает подношение даров образу Божества или Его янтре, а внутреннее требует медитации, хотя медитация вовсе не отвергает воображаемого подношения даров или произнесения определенных мантр совместно с дыхательными практиками, или пранаямами. Внешнее поклонение рассматривается как предварительная стадия, которая предшествует медитации.

 

ВНЕШНИЕ МЕТОДЫ: РИТУАЛ

Пуджа

Стандартная форма тантрического или пуранического поклонения - это пуджа, а среди всех пудж Ганеша-пуджа является наиболее типичной, так как Ганеша - или Божество с головой слона - устраняет помехи в различных формах поклонения и обеспечивает успех. Существуют как особые пуджи, так и простые, которые предлагают Божеству пять подношений: благоухающее масло (символ земли), цветок (эфир), благовоние (воздух), огонь (свет) и жидкая пища (вода). Статуэтку Божества можно искупать в воде, молоке, йогурте, гхи (очищенное топленое масло) или в сахарном тростниковом соке, после чего Божество наряжают и украшают цветами.

 

 
 

Если у вас дома есть статуэтка или образ Божества, вам необходимо с почтением и регулярно предлагать Ему по крайней мере благовония или огонь. Эти действия формируют и освящают благоприятное пагхическое поле для медитации. Лучше всего возжигать пред Божеством не восковые свечи, а масло наиболее питательного свойства (такое, например, как гхи или кунжутное), так как качество масел помогает питанию тонкой формы Божества. Этому же способствует и предложение Божеству фруктов и жидкой пищи (молока, рисовой каши и др.). Помните, что тонкие, или астральные, формы Божества необходимо подкармливать, чтобы поддерживать Его связь с физическим миром.

Пуджа заряжает праной (т.е. жизненной силой) объект поклонения. Без пуджи этот объект, лишенный любви, сознания и жизни, всего лишь инертный предмет. Пуджа - это наука пропитывания материальных объектов тонкими энергиями. Иными словами, пуджа соединяет физическую, видимую, реальность с более глубокой, невидимой реальностью.

 

Хома

Хома, или огненное предложение, - это стандартная форма ведического поклонения, которое включает в себя как внешний, так и внутренний аспект почитания. Хому используют не только тантрики, но и буддисты. Хотя хома по своей природе более формальна, чем пуджа, она обладает большой силой воздействия и способна не только устранять негативные силы, но и накапливать позитивные. Однако хома требует тщательной подготовки и длительных церемоний и обычно совершается в особых случаях. Но для обычных целей используют простую хому, или агнихотру, т.е. огненный обряд. Агнихотру совершают ежедневно на восходе и заходе солнца, а также в полночь. Для топлива используют коровий навоз, особые типы деревьев, рисовые зерна, гхи и сладкие лепешки. Огонь съедает тонкую сущность предложенного и переправляет ее Божеству вместе с нашими мыслями и желаниями. Если мы в это время предлагаем конструктивные мысли и желания (например, желания всеобщего мира), их потенция увеличивается еще больше. Точно так же если вы и процессе жертвоприношения предлагаете Божеству негативные мысли и желания, они начинают разгораться.

 

ВНУТРЕННИЕ МЕТОДЫ ЙОГИ

Кроме внешних, существуют и внутренние ритуалы, которые включают речь, дыхание и ум. Эта пуджа называется ма-наса-пуджей. Существуют определенные гимны, или стотры, в которых описывается ментальная форма пуджи, основанная на воображении. Высшей Сущности можно поклоняться в различных чакрах тонкого тела, концентрируясь на мантре, янтре или мурти, посвященных Божеству.

Пранаямы, или дыхательные практики, предлагаются Божеству вместе с Его мантрой, направляя дыхание в центр чакры, в которой находится воображаемое Божество. Таким образом, пранаяма соединяется с мантрой: мантра направляет праная-му внутрь чакры, а пранаяма усиливает потенцию мантры. Распевать мантры можно молча или шепотом. Известно, что ментальное повторение мантры боже конструктивно и способствует более глубокой концентрации. Мантры следует комбинировать, используя предписанные мантры для вдоха, задержки дыхания и выдоха. Мантры являются наипростейшим и, возможно, наиболее эффективным методом тантрической практики. Тантры без мантры не существует.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 482 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2172 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.