С начала избрания Луи Наполеон принял меры по усилению позиций своих сторонников, бонапартистов. Его целью было восстановление монархии. Для обеспечения поддержки в осуществлении намеченных целей бонапартисты обещали буржуазии и крестьянам эру процветания. Стремясь привлечь на свою сторону армию, Луи Бонапарт расставил своих сторонников на всех важных военных постах. В октябре 1849 г. Луи Бонапарт сформировал правительство почти исключительно из своих сторонников, которое полицейскими мерами подготавливало торжество бонапартизма.
Используя непопулярность в стране Законодательного собрания, бонапартисты развернули весной 1851 г. борьбу за пересмотр конституции. Они добивались уничтожения статей, которые запрещали переизбирать одно и то же лицо президентом республики на второй срок.
Буржуазия Франции требовала «сильного правительства» и видела в Луи Бонапарте гарантию устойчивости государственной власти. В ноябре 1851 г. Луи Бонапарт сформировал новое однородно—бона—партисткое правительство, и бонапартисты стали готовиться к разгону Законодательного собрания. В ночь на 2 декабря 1851 г. были арестованы виднейшие деятели и депутаты буржуазно—республиканского орлеанистского и легитимистского лагеря. Законодательное собрание было распущено. Для утверждения Государственного переворота 21 декабря 1851 г. был проведен плебисцит, опрос населения, в результате которого Луи Бонапарт получил поддержку французов. 2 декабря 1851 г. Луи Наполеон провозгласил себя императором под именем Наполеона III.
В 1852 г. была принята новая конституция. Из прежних символов революции осталось трехцветное знамя, с которого убрали слова: «Французская республика. Свобода. Равенство. Братство». Император стал главнокомандующим вооруженными силами, мог объявлять войну и заключать мир, издавать декреты и назначать на государственные должности. Министры подчинялись только императору. Органы местного самоуправления находились в большой зависимости от центральной власти. Печать находилась под контролем полиции. Огромную власть в стране получило духовенство, поддержавшее Луи Наполеона. Под надзором церкви находились школы, но духовенство стремилось установить свой контроль и над высшим образованием. Правительство провело «чистку» преподавателей в университетах, увольнялись многие профессора – либералы и республиканцы. Таким образом, во Франции установился политический режим Второй империи.
С годами режим становился более либеральным: в 1859 г. была объявлена амнистия всем лицам, осужденным за политические проступки; эмигранты получили возможность вернуться в страну; в 60–е гг. XIX в. Наполеон II восстановил свободу печати и собраний; вернул Законодательному собранию право предлагать законы; рабочим разрешали создавать общества взаимопомощи. Авторитарный режим постепенно перерастал в демократический.
Период Второй империи совпал со временем бурного подъема капитализма во Франции. В 50–х гг. XIX в. были основаны и быстро стали развиваться новые кредитные общества. Быстрыми темпами завершался промышленный переворот, ручной труд в некоторых отраслях промышленности заменялся машинным. Развивалось горное дело, химическая, бумажная промышленность, увеличивалось производство газа.
В результате промышленного переворота все промышленные предприятия, банки, железные дороги были сосредоточены в руках 183 семей Франции. В деревне усиливался процесс расслоения крестьян: часть из них богатела, другие беднели и уходили в город. Чтобы ослабить социальное напряжение и создать новые рабочие места, Наполеон III организовал большие общественные работы, которые должны были преобразовать Париж и одновременно продемонстрировать заботу императора о своих подданных.
ФРАНКО—ПРУССКАЯ ВОЙНА
В конце 60–х гг. XIX в. империя Наполеона III переживала политический кризис. Внутри страны усилилась либеральная оппозиция, требовавшая установления республики. Недовольство французского общества было вызвано авантюристической внешней политикой и огромными военными расходами правительства. Политика императора Наполеона III подвергалась постоянной резкой критике. Во Франции развился правительственный кризис – Вторая империя едва удерживала власть в стране. В этой ситуации Наполеон III и его окружение решили, что спасти положение может только победоносная война с Пруссией, которая претендовала на роль лидера в Европе. Кроме того, Наполеон III считал, что война помешает дальнейшему объединению и усилению Германии как главной соперницы Франции на европейском континенте.
Бисмарк, считавший с 1866 г. войну с Францией неизбежной, желал скорейшего начала войны и искал повод. Но при этом он хотел, чтобы Франция первая развязала войну, результатом которой должно быть усиление общенационального демократического движения за полное объединение Германии с добровольным вступлением в союз с Пруссией южных немецких государств. Предлог для обострения отношений Германии с Францией был найден Бисмарком летом 1870 г., когда возник спор из—за обладания испанской короной между императором Наполеоном III и королем Пруссии Вильгельмом I (на основе престолонаследия). При этом Бисмарк дал ложное сообщение в газеты о том, что прусский король непочтительно обошелся с французским послом. Ложное сообщение Бисмарка стало поводом к войне.
Во Франции началась антипрусская политическая истерия, в которой было много выступлений с требованием объявления войны Пруссии. При этом противников войны клеймили «предателями», «пруссаками».
В результате 19 июня 1870 г. Франция объявила Пруссии войну, несмотря на то что страна не была готова к войне: форты оборонительные не достроены, железных дорог мало, не хватало врачей и лазаретов, а мобилизация проходила очень трудно.
Пруссия была лучше подготовлена к войне: во—первых, мобилизация проходила во всех государствах Северогерманского союза, во—вторых, армия имела на вооружении знаменитые дальнобойные пушки Крупа, в—третьих, транспорт и связь работали четко, а провианта и боеприпасов имелось в достаточном количестве. Командовали своими армиями Наполеон III и Вильгельм I.
Имея хорошо вооруженную армию, Пруссия начала наступательную войну, а Франция вынуждена была обороняться. С первых же сражений французская армия терпела одно поражение за другим. Настоящая катастрофа для французской армии произошла 1–2 сентября при Седане (местечко вблизи бельгийской границы), когда она проиграла сражение, была окружена в крепости Седан. После ожесточенного обстрела этой крепости прусской артиллерией французская армия во главе с императором Наполеоном III сдалась на милость победителя. После сокрушительного поражения под Седаном Вторая французская империя перестала существовать. Прусские войска продолжали продвижение вглубь Франции, и в течение короткого времени они оккупировали весь северо—восток страны. В результате Временное правительство Франции на унизительных условиях подписало в январе 1871 г. перемирие с Пруссией. Позднее был подписан мирный договор, предусматривающий передачу Германии Эльзаса и более трети Лотарингии, а также выплату 5 млрд франков контрибуции, при этом немецкие войска получили право оставаться на севере Франции до ее полной выплаты. Национальное собрание Франции эти условия мирного договора утвердило.
ПАРИЖСКАЯ КОММУНА
Парижская коммуна – орган городского самоуправления. 26 марта 1871 г. (через неделю после восстания парижан), прошли выборы в Парижскую коммуну – орган городского самоуправления. Членами Коммуны стали чиновники, журналисты, врачи, адвокаты, рабочие. Многие из них принадлежали к последователям Прудона (теоретика и деятеля анархизма), некоторые были последователями учения Маркса. Вдеятельности Парижской коммуны приняли активное участие многие иностранцы: рабочий из Австро—Венгрии Лео Френкель, польские революционеры Ярослав Домбровский и Валерий Врублевский, русский революционер Петр Лавров и др.
Реформы Коммуны
Руководители Парижской Коммуны заявили о своем желании провести реформы: заменить постоянную армию вооруженным народом, ввести выборность и сменяемость чиновников государственного аппарата, отделить церковь от государства, ввести бесплатное обучение, справедливо организовать труд и др. Многое сделать Коммуна не смогла, но она освободила парижан от долгов по квартирной плате, вернула без выкупа владельцам заложенные в ломбардах вещи и др.
С апреля 1871 г. между бойцами отрядов Коммуны и версальскими войсками начались вооруженные столкновения. Но силы были неравны, т. к. Бисмарк стал досрочно возвращать пленных французских солдат, и Тьер использовал их для борьбы с коммунарами. Кроме того, версальцы получали от германского командования оружие и боеприпасы. Провинция коммунаров не поддержала, т. к. правительство Тьера разжигало ненависть к парижанам, которые «осмелились поднять мятеж», когда враг оккупировал часть страны. Обе стороны вели себя очень жестоко. Ссылаясь на убийство генералов Леконта и Тома, версальцы расстреливали пленных коммунаров. В ответ на это Парижская коммуна приняла декрет о заложниках, которыми становились состоятельные парижане, заподозренные в симпатиях к версальцам. Среди заложников оказались даже епископ и несколько священников. Жестокость коммунаров оттолкнула многих парижан, тем более что, как всегда бывает в таких случаях, ситуацией воспользовались представители городского «дна», видевшие во всем происходящем возможность убивать и грабить.
21 мая версальцы начали штурм Парижа. Им удалось прорваться в город, т. к. они хорошо были вооружены. Началась жестокая схватка. Версальцы расстреливали баррикады, сооруженные коммунарами, из пушек, а затем прорывались через бреши.
Коммунары защищали каждую улицу, каждый дом. Сопротивление их длилось до 28 мая, когда последних защитников коммуны расстреляли у каменной стены кладбища Пер—Лашез. После этого версальцы развязали кровавый террор против участников Парижской Коммуны. В городе действовали военно—полевые суды, и многих парижан расстреливали без суда и следствия. Эта неделя вошла в историю Франции как «кровавая майская неделя». Потери коммунаров при этом составили более 30 тыс. убитых – погибших в боях и расстрелянных во время террора, а потери версальцев – всего менее 1 тыс. человек. Особенно много среди убитых коммунаров было рабочих и ремесленников. Кроме того, версальцы арестовали 36 тыс. человек, отправили в ссылку в Новую Каледонию – 7,5 тыс. человек, среди них 31 женщину. Современники Парижской Коммуны по разному относились к этому событию. Для одних – это жестокий бунт, вызванный анархией, безвластием, чуть ли не повторение якобинского террора, для других – великий подвиг, попытка осуществить утопическую мечту об обществе, где будет торжествовать социальная справедливость и демократия. Парижская Коммуна еще раз показала необходимость политического компромисса между правительством и народом.