В то время как у простых, диадических интеллект-карт имеются две основные ветви, отходящие от центра, у комплексных, или поликатегориальных, интеллект-карт таких ветвей может быть довольно много. На практике, однако, количество главных ветвей, или базовых порядковых идей, составляет от трех до семи.
Это связано с тем, что, как мы выяснили в главе 10 («Комментарии к законам интеллект-карт»), среднестатистический мозг не в состоянии удерживать более семи единиц информации в краткосрочной памяти. Вам следует, в связи с этим, стараться выбирать минимальное число базовых порядковых идей, которые вполне охватывали бы предмет вашего внимания, используя их как средство разделения информации на тематические, легко обрабатываемые блоки, наподобие того, как разбивают книгу на главы.
Перечисленные ниже базовые порядковые идеи можно считать универсальными для поликатегориальных интеллекткарт.
• Базовые вопросы – как?/когда?/где?/почему?/что?/кто?/ который?
• Разделы – главы/уроки/темы.
• Свойства – характеристики кого-либо или чего-либо.
• История – хронологическая последовательность событий.
• Структура – форма и ее сочетания.
• Функция – роль или назначение кого-либо или чего-либо.
• Процесс – ход развития явлений той или иной природы.
• Оценка – насколько хорошим/ценным/полезным кто-либо или что-либо является.
• Классификация – как соотносятся друг с другом те или иные объекты.
• Определения – что собой представляет кто-либо или что-либо.
• Личности – роли/характеры людей.
Умение составлять поликатегориальные интеллект-карты и должным образом ими оперировать в огромной степени уве личивает вашу способность описывать, анализировать, оценивать и преподносить информацию. Интересно, что разработанные за последнее столетие системы классификаций со сложной иерархией развивались таким образом, что все более становились похожими на поликатегориальные интеллект-карты, пример того, как интеллект-карты отражают порядок вещей в природе, и наоборот!
Глазами майндмапера, часть 4
С тех пор как мы оставили на время нашего майндмапера (в прошлой главе), он принял решение купить дом, основываясь на составленной им диадической интеллект-карте. Вопрос, который стоит перед ним теперь, является более сложным: какой дом ему купить?
Поначалу процесс идентичен описанному в прошлой главе. Наш «хозяин» помещает яркое объемное изображение дома в центр начатой им интеллект-карты. Затем он подбирает базовые порядковые идеи, которые охватывают весь диапазон интересующих его характеристик дома: цену, месторасположение, наличие удобств и пристроек, размер, архитектурный стиль и т. д.
После того как с этим покончено, он наносит на интеллекткарту свои пожелания и предпочтения под каждым заголовком. В ходе этого немедленно становится видимым диапазон, в рамках которого предстоит сделать выбор, высветляются все «за» и «против», с учетом которых будет приниматься решение по приобретению дома. Интеллект-карта не выдает решение подобно компьютеру – она предлагает составившему ее «шведский стол» различных вариантов выбора, из которых ему необходимо выбрать наиболее подходящий.
Покончив с составлением поликатегориальной интеллекткарты, наш майндмапер готов ознакомиться с проспектами агентств по торговле недвижимостью, имея в голове ясную картину, чего он ждет от своего будущего дома.
Упражнения
Умением составлять поликатегориальные интеллект-карты можно вполне овладеть в процессе тренировок. Ниже вашему вниманию предлагаются два полезных и увлекательных упражнения.
Что было бы здорово?..
Каждое из предлагаемых упражнений может быть выполнено посредством составления интеллект-карт, тратя на каждую минимум времени, поскольку основная цель упражнений – потренировать вашу способность быстро подбирать подходящие базовые порядковые идеи. Сначала представьте себе, а затем нанесите на интеллект-карту, что было бы здорово:
1. Прогуляться с...
2. Купить...
3. Выучить...
4. Изменить...
5. Поверить в...
6. Выйти из...
7. Начать...
8. Создать...
9. Закончить...
Чтобы выполнить данное упражнение, необходимо выбрать соответствующий объект действия в перечисленных незаконченных предложениях; при этом старайтесь подбирать на эту роль как можно более «абсурдные» объекты, с тем чтобы дать возможность разыграться своему воображению, активизировать память и способность к творческому мышлению. Следующий шаг состоит в том, чтобы для каждого предложения из полученного перечня быстро составить интеллект-карту, указывая не более семи причин, почему было бы здорово сделать то-то и то-то. (Дополнительной пользой от этого упражнения является то, что ваши размышления нередко приводят к реальному действию, стоит вам осознать, как на самом деле было бы здорово..!)
Объект X
Это упражнение ставит перед вами задачу с более абстрактными и потому более сложными условиями, призванную проверить ваши способности к выбору базовых порядковых идей. Итак, ваша задача состоит в том, чтобы составить интеллект-карту, описывающую объект X. Сложность в том, что вы не знаете, что собой представляет объект X, поэтому от вас требуется составить набор универсальных базовых порядковых идей, которые, когда окажутся наполненными фактическим содержанием, могли бы послужить основой для описания любого объекта.
Принятие решения
После того как ваша поликатегориальная карта готова, процесс принятия решения практически ничем не отличается от простого двухвариантного выбора, коль скоро вы будете точно следовать правилам, изложенным в предыдущей главе.