Наполеон Бонапарт говорил: кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает.
Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию.
В сфере делового общения наиболее часто используются такие виды публичного выступления как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.
Стремление произвести приятное впечатление, понравиться слушателям это не амбициозные притязания оратора, а профессиональная необходимость, служащая цели выступления: чем больше симпатии и уважения вызывает оратор, тем сильнее воздействие его речи.
Причины страха выступления: смутное представление о процедуре выступления, нечеткое осознание цели и путей ее достижения; страх оказаться некомпетентным; опасение потерять нить повествования, оговориться; боязнь негативной реакции аудитории; ошибочная предварительная оценка слушателей; заниженная самооценка (оратор не чувствует за собой права требовать корректного и уважительного к себе отношения), наличие разного рода комплексов (по поводу внешности, манеры держаться или говорить и пр.); воспоминания о своих прежних неудачных выступлениях; плохая самопрезентация — неумение выразить свои мысли логически последовательно, убедительно.
Преодолеть подобные тревожные ощущения можно, совершенствуя подготовку к выступлению, тренируя внимание и память, повышая уровень самооценки, овладевая техникой релаксации, умением расположить к себе аудиторию, управлять ее вниманием. Помните слова известного русского юриста А.Ф.Кони,что размер волнения обратно пропорционален времени,затраченному на подготовку выступления.
Сегодня в ораторской деятельности выделяют три основных этапа: докоммуникативный; коммуникативный; посткоммуникативный.
Каждый из этапов содержит перечень конкретных действий.
Докоммуникативный. 1. Определение темы и цели выступления. 2. Оценка аудитории и обстановки. 3. Подбор материала. 4. Создание текста. 5. Репетиция.
Коммуникативный. Произнесение речи. Ответы на вопросы, ведение полемики.
Посткоммуникативный. Анализ речи.
Подготовка выступления. Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится в среднем 20-25 минут, которые мы тратим на определённые темы, сбор,анализ и обобщение материала,составление плана и кратких тезисов.
При выборе темы выступления надо знать его цель, а это позволит определить содержание,объём,оформление материала и др.
Материалы выступления должны содержать факты не только новые, но и характерные, интересные,типичные и волнующие всех, однако факты не должны заслонять идею.
Задача плана - сделать речь стройной, логически связанной и последовательной.
При подготовке плана любого выступления надо учитывать состав аудитории.
Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей При разработке повестки для совещаний необходимо особое внимание обращать на формулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем. Некоторые речи не имеют названий: приветственная, митинговая и другие.
Сформулируйте конкретную цель выступления одним предложением. Постарайтесь сформулировать ее как можно яснее, избегая расплывчатых, общих ответов. Задайте себе вопрос: «Что я стремлюсь сообщить аудитории?» Цель выступления станет критерием, по которому вы будете проверять все, что может быть включено в него.
Основные цели публичного монолога - сообщение и воздействие. Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким - либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении. Свои цели и задачи следует сообщить слушателям.
Определите, сколько человек будет присутствовать на выступлении. Обычно выделяют три типа аудитории, различаемых по размеру: малая аудитория (группа до 12-15 человек); средняя аудитория (группа до 50-100 человек); большая аудитория (больше ста человек).
Реакция каждого типа аудитории на выступающего различна, потому преподнесение материала также должно отличаться. Основная закономерность состоит в том, что по мере увеличения размеров аудитории она становится все более однородной. Специфика восприятия заключается в том, что сидящий отдельно человек обладает хорошей способностью к концентрации внимания на одном объекте, и, следовательно, быстрой обработке и синтезу информации. Ресурс его внимания сосредоточен на рабочем объекте (главном стимуле), периферические (второстепенные) стимулы внимание практически не притягивают. Человек, сидящий в компании других людей, находится в иной ситуации: его внимание фокусируется не только на рабочих объектах (например, обсуждении проекта), но и на периферических стимулах (слова, жестикуляция соседа, звук шагов, смех в противоположном углу зала в ответ на его слова, недовольное выражение лица начальника). Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно - белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить. Сила воздействия оратора на аудиторию зависит и от организации пространства. Трудно дойти до каждого, создать единое поле эмоционального напряжения, если слушатели несколькими группами рассредоточены в большом помещении. Срабатывает эффект изолированности: ослабляется внимание слушателей, труднее поддерживать интерес к теме беседы. Напротив, близко находящиеся по отношению к оратору и друг к другу люди в большей мере обладают "мы-чувством", единством реакции, с ними легче найти общий язык. О размещении слушателей лучше заранее попросить организаторов встречи. Время проведения беседы, температура воздуха в помещении, посторонние шумы — все это влияет на отношение к мероприятию и, следовательно, к оратору.
Второй нюанс: чем больше слушателей присутствует в зале, тем меньше они реагируют на информацию и больше — на человека, который эту информацию им презентует. Вывод: большая аудитория не годится для детальных и обстоятельных дискуссий. Маловероятно, что при этом смогут высказаться все желающие. С другой стороны, здесь гораздо труднее так построить доводы, чтобы аргументы выступающего были понятны всем присутствующим.
Составление текста - начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.
Источники материала подразделяются на группы:
1. Непосредственные - материал, добытый автором из жизни путем наблюдений, собственного опыта: знания, практика; личные контакты, беседы, интервью; воображение - мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого опыта с элементами творчества.
2. Опосредованные - официальные документы: научная и научно - популярная литература; художественная литература; статьи газет и журналов; передачи радио и телевидения; справочная литература: энциклопедии, словари; результаты социологических опросов.
Решите, какие разделы включить в выступление и каково назначение каждого раздела. Разместите разделы в логическом порядке, учитывая время. Сделайте их достаточно короткими, чтобы увеличить период устойчивого внимания аудитории.
Систематизируя материал, оратор создает план, продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.
Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять; она легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Писать следует на отдельных листах, на одной стороне. Опытный оратор может ограничиться составлением тезисов, конспекта или развернутого плана выступления.
Конспект приучает к стройности и краткости изложения,чёткости формулировок. Тезисы лучше всего оформлять на отдельных карточках из плотной бумаги.Записи на них должны быть достаточно разборчивыми,с большими межстрочными интервалами. Важные моменты следует выделить ярким карандашом или маркером, чтобы без дополнительных усилий и траты времени сделать акцент в нужном месте выступления.
Проработайте весь проект выступления в поисках моментов, где интерес аудитории может понижаться. Убедитесь, что все изменения, которые вы вносите, чтобы повысить интерес, имеют отношение к предмету беседы. Выявите объяснения или аргументы, которые слишком длинны или сложны, и упростите их.
Существенную помощь докладчику в донесении своих мыслей до сознания участников заседания могут оказать наглядные пособия: чертежи, рисунки, таблицы и т.д. Следует помнить, что наглядное пособие должно быть тесно связано с суждениями выступающего и пояснять трудно воспринимаемые аудиторией положения речи. Если же в нем нет острой необходимости,то применять его не следует, ибо оно может отвлечь внимание слушателей от выступления оратора.
Визуальные средства используются для дополнения того, что сообщает оратор. Основные визуальные средства — это слайды, видеозаписи, диаграммы. Не используйте визуальные средства без веских причин и не перегружайте выступление техническими приемами. Все, что включено в аудиовизуальный материал, должно быть хорошо видно и слышно каждому, и не должно дублировать текст выступления.
Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.
• Завоевать расположение аудитории может человек, умеющий улавливать настроение людей, их ожидания, искренне сопереживающий их нуждам.
• Оратор ни в коем случае не должен демонстрировать свое превосходство над аудиторией, это не только не добавит ему уважения, но, напротив, вызовет антипатию, так как всякий человек болезненно воспринимает стремление унизить его и будет стремиться к восстановлению своей значительности путем отыскивания недостатков и промахов у лектора. Опытний оратор предпочитает сказать "вы, конечно, уже знаете", нежели "вы, конечно, еще не знаете", "вам, безусловно, известно мнение...", чем "вряд ли вам известно мнение...", и т.п. Тон общения со слушателями указывает на внутреннюю культуру выступающего. Приемлем тон доверительный, уверенный, без морализации и назиданий, выражающий уважительное отношение к людям.
Установление и поддержание контакта с аудиторией. Перед началом выступления необходима психологическая пауза в 15—20 секунд. Если ее нет, то контакт с аудиторией установить чрезвычайно трудно.
Контакт глазами. Визуальный контакт значительно усиливает наше влияние на партнера по общению. Считается, что собеседники вызывают взаимный интерес, если контакт глазами поддерживается не менее 2/3 времени беседы, а менее 1/3 свидетельствует об отсутствии заинтересованности. Не останавливайте взгляд на отдельных лицах, помня, какое неприятное чувство может вызвать долгий пристальный взгляд.
С целью контроля за реакцией аудитории можно выбрать для наблюдения одного или нескольких человек, но нельзя сосредоточивать внимание только на них. Целесообразно выделить в аудитории несколько групп и попеременно поддерживать с ними визуальный контакт. Это привлечет их внимание и вызовет к вам расположение.
Так у слушателя создается впечатление, что вы обращаетесь лично к нему.
Выступление целесообразно начать с обоснования важности и актуальности обсуждаемого вопроса. Способствовать этому может и приведенный яркий, интересный факт.
Так, бывший президент США Рональд Рейган в своей автобиографической книге "Жизнь по-американски“ делится опытом привлечения внимания аудитории в начале выступления. В частности, он пишет:" Чтобы привлечь внимание аудитории, я обычно начинаю с шутки или какой-то забавной истории,затем поясняю, о чем собираюсь говорить, после этого я рассказываю основное, а в конце подытоживаю рассказанное. Я всегда считал,что юмор - хороший способ привлечения внимания аудитории и давно начал запоминать шутки и изречения, которые можно было бы использовать в выступлениях. Безусловно, используемые в начале или в процессе выступления юмористические замечания и истории должны быть"к месту", т.е. касаться обсуждаемой проблемы и быть выдержаны с позиций корректности и такта.
Закон психологии: установка определяет восприятие. Поэтому ни в коем случае нельзя начинать выступление с извинений по поводу своей ораторской неопытности или недостаточной профессиональной компетенции. Если оратор говорит "Вряд ли я сообщу вам что-то новое по данной проблеме...", то у слушателей возникает закономерный вопрос: "Зачем же тогда выступать?!" И даже если выступление окажется блестящим, его, скорее всего, оценят так: "Очень неплохо, интересно, но все же чувствуется, что лектор еще неопытен или недостаточно глубоко знает проблему".
Показывайте свое лучшее "Я". Хорошо, если выступающего представят слушателям: о ваших достоинствах лучше сказать другому.
Приветствие обязательно. Если аудитория знакома, можно сказать о благоприятных впечатлениях прошлой встречи. Следует поблагодарить слушателей за интерес, проявленный к выступлению.
Ожидание пробуждает интерес и эмоции сильнее,чем неожиданность.Хорошо в начале или середине выступления сказать о том, что главное будет в конце,слегка приоткрыть это главное, несколько раз напомнить о нем. Надо уметь с первых же слов посадить слушателей на "крючок интереса".
В создании привлекательного для аудитории имиджа существенную роль играют следующие факторы.
1. Визуальность", т.е. внешняя привлекательность личности оратора. Она складывается главным образом из манеры поведения оратора в аудитории и манеры одеваться, причесываться, умения пользоваться косметикой. Первоначальное достаточно стойкое впечатление о человеке складывается за первые 90 секунд. Он оценивается не по тому, что собой представляет на самом деле, а по тому, как воспринимается окружающими.
Негативно влияют на впечатление о выступающем: неряшливость, неопрятность, беспорядок в одежде, пренебрежение правилами гигиены, чрезмерное использование косметических средств, украшений, крикливость и претенциозность в одежде, экстравагантность в одежде или прическе.
Что касается мимики и жестов, то здесь недопустима ни одна из крайностей. Их отсутствие создает впечатление скованности, "зажатости" лектора, неуверенности в себе, не позволяет установить хороший контакт с аудиторией. В то же время действует обратная зависимость: чем выше профессионализм и социальный статус человека, тем более сдержан он в мимике и жестах. Не расхаживайте по аудитории. Не цепляйтесь судорожно за трибуну или стул. Пританцовывание на месте, переступание с ноги на ногу, постукивание пальцами по трибуне выдает ваше нервозное состояние, может передаваться слушателям. В процессе выступления не следует теребить одежду,трогать лицо,крутить пуговицу, раскачиваться вправо-влево,вертеть в руках предметы,например авторучку. Это воспринимается негативно. Держитесь естественно: это производит наиболее благоприятное впечатление.
Мимика и жесты при взаимопонимании партнеров обладают способностью отражения, т.е. повторяются ими. Хмурый собеседник негативно воздействует на самое радужное ваше настроение, улыбка вызывает ответные улыбки. Она снимает сопротивление аудитории, демонстрирует ваше к ней расположение и уважение, создает вам в глазах слушателей имидж приятного человека.
Голос. Спокойная речь усиливает сосредоточенность слушателей, создает впечатление знающего, уверенного в себе человека. Избегайте монотонности.
Повышайте и понижайте голос. Меняйте темп речи, подчеркивайте важные мысли путем их повторения и перефразирования. Понятность речи в равной мере страдает от того,что слова произносятся очень медленно или очень быстро. Важно,чтобы четко и ясно была произнесена ударная гласная, неударные гласные существенного влияния на разборчивость речи не оказывают.
Выразительная речь способна передать огромную массу оттенков мысли. Можно сказать 50 раз "да" и 500 раз "нет", говорил Б.Шоу, и все они будут нести разный смысл, но написать их можно только однозначно.
Не забывайте о прямой связи между голосом и жестом. По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации. Попробуйте во время выступления держать руки "по швам", забыв о жесте и сразу же ощутите "деревянную" сухость голоса, скованность мыслей. И если сами точки и запятые не могут заменить слово,то выразительный жест понятен и без слов.Мы чаще всего в своих выступлениях используем подчеркивающие жесты,так как они помогают понять и уяснить мысль.
Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Также употребляйте преимущественно слова, подчеркивающие вашу надежность и добросовестность; включайте в ваши фразы активные глаголы и избегайте употребления пассивных существительных. Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», служат объединению говорящего со слушателями. Поза, жесты, мимика действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.
Язык выступления — визитная карточка оратора. Лаконичность, точность, выразительность языка способствуют удержанию внимания аудитории, лучшему понимаю ею проблемы. Пространственные рассуждения, многословность наводят скуку. Длинные предложения раздражают, так как требуют дополнительных усилий для уяснения смысла сказанного. Неграмотно построенные фразы, ошибки в произношении слов снижают статус оратора, создают впечатление его общей низкой культуры, что, как следствие, вызывает сомнение слушателей и в компетентности оратора. Яркость и доступность речи, остроумие, использование пословиц и поговорок, крылатых литературных выражений обеспечивают оратору симпатии аудитории.
Существует три способа произношения речи: чтение текста; воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст); свободная импровизация (экспромт).
Читают такие речи, от текста которых нельзя отступить: дипломатические, торжественные, доклады и содоклады официального содержания. Остальные виды, как правило, произносят с опорой на письменную основу. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужную цифру и т. п. Такое выступление создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями. У говорящего, однако, не всегда есть возможность предварительно подготовить текст. Трудность выступ ления по тезисам в том,что в короткий промежуток времени надо правильно построить свою речь формулируя ее "набело" без поправок и изменений,умело сочетая при этом авторскую и исполнительскую культуру.Читая, надо говорить.Если вы выступаете,пользуясь только короткими пометками, справочный и цифровой материал все же читайте,а не воспроизводите по памяти.Это не вызовет сомнения у слушателей в его достоверности.
Иногда на совещаниях, заседаниях, собраниях, встречах приходится выступать экспромтом. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизация возможна только на базе больших знаний, владения риторическими навыками.
После выступления говорящий часто отвечает на вопросы слушателей, полемизирует с ними. Такая форма общения требует от оратора быстрой реакции, доброжелательности, владения юмором. Ответ выступающего предназначается не только спрашивающему но и всем присутствующим.
Методика ораторского искусства рекомендует не торопиться с ответом, а сначала убедиться, что вопрос правильно понят; отвечать лаконично, ясно и по существу, не давать необоснованных или сомнительных ответов; иметь под рукой справочный материал для тех, кто хочет получить более подробное обоснование ваших предположений.
Если вам возражают, то: пропустите реплику мимо ушей; задайте встречный вопрос; отложите реакцию: "Благодарю за ваше возражение, я вернусь к нему немного позже..."; нейтрализуйте выкрики из зала: "Я предполагал, что услышу такое возражение, но, думаю, все-таки другим слушателям интереснее послушать мой доклад дальше"; придерживайтесь тактики "да, но...". Однако лучше всего вместо слова "да" использовать другие способы мнимого утверждения: "В общем-то я с вами согласен, но вы все же подразумевали..."; используйте тактику прерывания. Кто-то из слушателей изводит вас репликами типа "Вы повторяетесь" и "Где вы это слышали?" и т.д. В таком случае лучше сделать продолжительную паузу и спросить, можно ли вам дальше продолжать свою мысль.
При работе с текстом следует учитывать несколько особенностей устной речи. Независимо от темы выступления, плохо подобранные слова и выражения могут вызвать раздражение даже у самой заинтересованной аудитории.
Во-первых, можно записать на бумаге весь текст выступления и затем просто его зачитать. Но для большинства людей неприятно, когда им читают доклад, лишь изредка поглядывая в зал. Поэтому наилучший вариант — записать выступление тезисно и, выступая перед слушателями, заглядывать в конспект только по мере необходимости.
Во-вторых, разговорный и письменный языки значительно отличаются. То, что легко усваивается при чтении, при восприятии на слух может вызвать существенные затруднения. Если выбран вариант устного представления материала (что предпочтительней), то составлять выступление нужно с учетом ряда условий:
Психологи определили закономерности изменения внимания слушателей. Уровень внимания аудитории существенно изменяется в течение сорокаминутного периода. Сначала он высокий, затем, в первые десять минут, медленно снижается, потом снижается быстрее, а через тридцать минут достигает самого низкого уровня. С тридцатой по сороковую минуты уровень внимания повышается. В последние пять минут он наиболее высокий, хотя и не достигает первоначального уровня. Имейте в виду, внимание аудитории не повысится, если она не будет знать, что выступление близко к завершению.
Удержать и усилить внимание слушателей можно следующими средствами: интересные отступления от текста; умелые сравнения; вопросы к слушателям; психологическая пауза; использование "эффекта умолчания"; юмор, шутка, весёлое острое словцо и т.д.
Здесь можно привести следующие рекомендации:
• Факты, которые по замыслу выступающего аудитория должна запомнить, должны быть в начале и в конце выступления. Особенно важны последняя иллюстрация и вывод в каждом выступлении. Их можно особо выделять длительной паузой после важного пункта.
• Так как степень внимания после первых десяти минут снижается, то как раз с этого момента и до тех пор, пока она не начнет опять возрастать, особая роль отводится разнообразию структуры выступления и приемам, призванным разбудить интерес аудитории.
• Перерывы — также важный момент. Если выступление занимает больше сорока минут, надо сделать перерыв. Если выступление длится больше полутора часов, лучше сделать два перерыва по десять минут, чем один на двадцать.
• Пометьте разделы по степени важности буквами А, В, С, чтобы в случае необходимости скорее отсеять ненужную информацию. А — это то, что должно быть включено в выступление обязательно, В — то, что желательно включить, С — то, что хорошо сказать, если для этого останется время.
Обдумайте пути варьирования структуры выступления. Убедитесь, что каждый раздел заканчивается важным сообщением или промежуточными выводами.
Для того чтобы оратор мог удержать внимание слушателей в течение всего времени выступления, оно должно: быть содержательным; пробуждать творческие способности слушателей; быть композиционно и логически организованным (выводы не преподносятся в готовом виде, а слушателей подводят к ним); соответствовать теме, месту и аудитории; факты или идеи должны излагаться в противопоставлении и сопоставлении всех "за" и "против"; акцентировать внимание на основных моментах путем повторения, но каждый раз в новой, оригинальной форме; быть динамичным (интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами, подвижная мимика и жестикуляция, живой, с меняющимися интонациями голос, паузы — все это способствует удержанию внимания); быть доступным, содержать конкретные примеры; излагаться живым, образным языком; содержать наглядность;вызывать интерес.
Интересу, т.е. эмоциональному и интеллектуальному влечению слушателей к речи могут способствовать следующие приемы: прямое обращение к аудитории, диалог с ней; использование новой, неожиданной информации; провокация; прогнозирование; делегирование возможностей принимать решение; апелляция к авторитету (личности, науки, опыта); драматургическое сопереживание; внесение элементов неформальности (собственный опыт, экспрессия); юмор; гипербола; контраст, парадокс; создание эффекта присутствия.
Выступление может не иметь вводной части, хотя она и желательна, но для него обязательно заключение, в котором подводятся итоги сказанного, делаюстя выводы и излагаются предложения, оно должно быть логическим завершением рассмотрения вопроса, т.е. вытекать из содержания речи,излагаться кратко и ясно. Заканчиваются выступления словами благодарности за внимание.
Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:
1. Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.
2. Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.
3. Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.
4. Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.
5. Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.
6. Показ практической значимости информации.
7. Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.
8. Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».
9. Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).
После ораторского выступления необходим анализ. Прежде всего, для того чтобы найти, выделить и учесть в дальнейшем недостатки.