Почти десять лет назад в экономике США после нескольких лет профицита был зафиксирован существенный дефицит госбюджета, а уровень госдолга страны превысил $6 трлн, или 60% ВВП[14]. Это и был первый слабый звонок о том, что у эмитента «самых надежных в мире» долговых обязательств не все в порядке. Однако, ранее вопрос - возможен ли американский дефолт - практически не возникал ни у кого из участников мирового финансового рынка. А если и возникал, то ответом ему была крылатая фраза: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Впрочем, этот рескрипт все-таки трансформировался в другую не менее известную фразу: «Никогда не говори никогда».
Сегодня после мощнейшего финансового кризиса 2007 - 2009 гг. тема возможных дефолтов по госдолгам развитых стран стала актуальна как никогда. Пока общее внимание приковано к долговым проблемам периферийных стран еврозоны, резко нарастивших свои долги во время борьбы с кризисом и его последствиями. В последние годы США не меньше Европы злоупотребляли этим «лекарством». К началу 2011 г. валовой госдолг США взлетел до астрономической отметки в $14 трлн, или 95% ВВП, с $9 трлн в начале 2008 г. Правда, за вычетом обязательств, находящихся у государственных организаций, эта цифра составит лишь около $9,5 трлн, или 64% ВВП[15]. Чтобы быть последовательным при оценке надежности американского государства как заемщика, следует учитывать и множественные забалансовые обязательства, включая пенсии, медицинское страхование и прочее. При таком подсчете разные источники оценивают долги государства уже в 200-250% от ВВП.
Однако вернемся к стандартной методике оценки надежности государства как заемщика через валовой госдолг. В связи с ожидаемым в текущем финансовом году рекордным дефицитом бюджета в $1,6 трлн объем долга США уже в 2011 г. превысит 100% ВВП. Сегодня в мире нет ни одной страны, имеющей объем валового госдолга свыше 100% ВВП и высший кредитный рейтинг - ААА (табл.1).
И дело здесь не в цифре, а в чрезвычайной сложности остановки процесса нарастания долга при таких уровнях задолженности. Только в 2008 финансовом году Белый дом выплатил в виде процентов по долгу $450 млрд. В 2009 г. эта цифра упала до $383 млрд благодаря снижению ставок по treasuries, но в 2010-м выросла до $414 млрд в результате увеличившегося объема долга. Это значит, что 1/5 текущей доходной части госбюджета США, составляющей чуть выше $2 трлн, направляется на оплату процентов по долгам. Это очень тяжелая нагрузка для бюджета. И чем выше уровень долга, тем больше средств госбюджета потребуется на оплату процентов, что в свою очередь провоцирует дефицит бюджета, который будет покрываться за счет увеличения долга.
Таблица 1 - Рейтинги стран мира с госдолгом/ВВП свыше 100%[16]
Страна | Госдолг/ВВП 2010 г.,% | Рейтинг S&P |
Япония | AA- | |
Греция | BB- | |
Исландия | BB+ | |
Италия | AA- | |
Бельгия | AA+ |
Нужно свести госбюджет с профицитом, но при текущем состоянии доходов и расходов о сроках его появления в США никто даже не заикается. Сейчас лишь широко обсуждается стоящий на повестке дня план по сокращению дефицита бюджета с 8,7% ($1,299 трлн) в 2011 финансовом году до 3,2% ВВП в 2015 г. Если этот план удастся выполнить (а осуществить такую консолидацию бюджета при текущем состоянии экономики будет сложно), то к 2015 г. госдолг США все равно достигнет $19-20 трлн. В зависимости от темпов роста ВВП это может составить от 115 до 125% ВВП. И остановить процесс цепного нарастания долга станет еще сложнее.
Вряд ли можно считать такого заемщика надежным. О том, что в ближайшем будущем Америка может лишиться наивысшего кредитного рейтинга, уже заявили все ведущие мировые рейтинговые агентства. Возможное понижение рейтинга страны нанесет серьезный удар не только по американской финансовой системе, но и по всему современному финансовому миропорядку. Если американские госбумаги перестанут быть первоклассным мировым safe haven (пер. с англ. – «убежище»), то и положение доллара как ведущей мировой резервной валюты также станет уязвимым. Однако избавиться от ставшей ненадежной американской валюты станет проблематично. Последствия такого поворота событий для мировой финансовой системы рассчитать сложно, но они точно будут тяжелыми. Ведь американские активы сегодня являются краеугольным камнем мирового финансового рынка. Впрочем, ожидать полного развала мировой финансовой системы не стоит. Скорее всего, произойдет некая ее трансформация.
Конечно, возможны и другие сценарии развития событий. Например, Америка вновь станет локомотивом мирового экономического роста. При высоких темпах роста ВВП сократится относительный процент госдолга, а в идеале и абсолютный - с возникновением профицита. Но при текущих тенденциях развития мировой экономики подобный сценарий маловероятен. Уменьшить долговые проблемы можно и за счет инфляции. Так как госдолг соотносят с номинальным ВВП, то при высоких темпах инфляции отношение долга к ВВП быстро сокращается. Иными словами, инфляция обесценивает и госдолг. Такой вариант решения проблемы уже несколько раз предлагался Белым домом, но натыкался на жесткое его неприятие со стороны ФРС. А без согласия Центробанка, в мандате которого значится обеспечение ценовой стабильности, осуществить такой сценарий крайне сложно. К тому же инфляционный выход вряд ли понравится иностранным держателям долгов, о чем они неоднократно намекали руководству США.
Однако, именно инфляционный путь (в сочетании с неплохими темпами роста реального ВВП) однажды позволил США сократить отношение долга к ВВП со 120% в 1946 г. до 32% в 1974 г.
Есть еще и «японский вариант». Невзирая на валовой японский госдолг в 225% от ВВП и уже не наивысший рейтинг, инвесторы преспокойно покупают японские госбумаги. Доходность по ним остается на крайне низких уровнях, что дает возможность государству «сравнительно недорого» обслуживать этот колоссальный долг.
Тем не менее, в ситуации с японскими долгами есть своя специфика. Почти весь японский долг находится в руках у резидентов, в том числе крупных банков и пенсионных фондов. А учитывая японский менталитет и японскую модель взаимоотношений государства и бизнеса, эти держатели бумаг не станут сбрасывать их, даже в случае серьезного кризиса. И рейтинги «иностранных» агентств ничего здесь не решают.
Ситуация с долгами США существенно отличается. Из $14 трлн долга примерно $4,4 трлн, т. е. почти 1/3, находится в руках иностранцев. Кроме того, держатели США, включая крупные банки, не страдают «японским менталитетом» и в случае возникновения риска потерь первыми начнут продавать государственные облигации. Помимо перечисленных держателей, следует не забывать о несметной армии международных спекулянтов, неплохо заработавших на разгоне вниз цен долгов Греции, Ирландии и Португалии, которые могут не удержаться от соблазна сыграть в такую же игру и с США.
Следовательно, сценарий с существенным падением цен и ростом доходности гособлигаций США в обозримом будущем исключить уже нельзя. И если этот процесс зайдет достаточно далеко, то рефинансирование госдолга на рынке станет для Америки «слишком дорогим», как это было с Грецией, Ирландией и Португалией. Но у США, в отличие от периферийных стран еврозоны, нет «большого брата», который может своими средствами заменить рыночное финансирование. Правда, нерыночное финансирование государству может предоставить ФРС, для которой печатание долларов - не слишком обременительная работа.
Однако ФРС может и не прийти на помощь государству. Дело в том, что Федрезерв США является частной компанией, созданной коммерческими банками - предприятиями, основные средства которых - доллары США, а производимый продукт - опять же доллары США. Создание ФРС как раз и было продиктовано необходимостью защиты качества этого «продукта». Если доллар США сильно обесценится, банки США утратят своё влияние, в отличие, например, от производителей автомобилей или компьютеров. Именно поэтому первым пунктом мандата ФРС значится поддержание ценовой стабильности, и лишь вторым пунктом - содействие максимизации числа рабочих мест, т. е. здоровью экономики. Доллар США кровно связан с экономикой США, и обеспечение ее здоровья, в том числе и здоровья финансовой системы, жизненно важно для доллара США. Поэтому печатание долларов США для поддержки финансовой системы и экономики в 2008-2010 гг. было, хотя и опасным, но необходимым.
Подводя итог, можно отметить, что реальный дефолт и невозврат части долга США действительно возможны, причем в ближайшей перспективе.
Вероятно, это звучит фантастически, но сложившаяся ситуация в мировой финансовой системе, в том числе и на долговом рынке, может разрешиться либо крахом, либо серьезной реструктуризацией. Факт накопленного объема госдолгов именно развитых стран, исчисляемый десятками триллионов долларов и сотнями процентов ВВП, означает невозможность их реального возвращения.
И чтобы система не рухнула от очередного кризиса, проблему госдолгов нужно решать как можно скорее. А решений, судя по всему, не так уж много: либо мощный виток инфляции - против чего возражают все ведущие центробанки, либо череда дефолтов и списаний части госдолгов наиболее «уязвимых» стран.
Однако не стоит забывать о некоторых уникальных особенностях США. На сегодняшний день страна остается самой мощной в экономическом, научно-техническом и военном отношении страной мира с наиболее развитой финансовой инфраструктурой. За долларом стоят огромные финансовые активы, в том числе за рубежом. Более привлекательного объекта для размещения средств пока нет. Вряд ли инвесторы, вливающие колоссальные средства в американский рынок, изымут их. Чтобы эти ресурсы переместились из США в другие регионы мира, там должны возникнуть лучшие условия для инвестирования и возможности поглощения капиталов в очень крупных масштабах. Такие возможности в других регионах пока не просматриваются.
Ещё одной особенностью США является то, что между внутренними и внешними обязательствами США практически нет разницы. И те, и другие выражены в национальной валюте – долларах. И те, и другие являются государственными ценными бумагами, продающимися на открытом рынке. Соответственно, дефолт возможен только в случае отказа казначейства в выкупе государственных ценных бумаг, срок погашения которых наступил. Поскольку весь объем выпущенных государственных обязательств более или менее равномерно распределен по времени – от одного года до 35 лет и, соответственно, отсутствуют какие-либо пики выплат, то трудно представить, что может помешать своевременному обслуживанию государственного долга США[17].
Заключение
Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного внешнего долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного внешнего долга в развитии страны.
На сегодняшний день существует достаточно большой опыт управления государственным долгом. На основе примеров, приведенных в курсовой работе, следует сделать вывод о том, что невозможно выделить какой-либо универсальный метод снижения государственной задолженности, так как на формирование, обслуживание и погашение государственного долга влияют многие факторы, присущие каждой стране в индивидуальном порядке.
Сегодня наличие государственного долга – нормальное экономическое явление. Экономики большинства стран, имеющих государственную задолженность, находятся в достаточно стабильном состоянии. Но не стоит забывать, что существование значительного государственного долга может привести к негативному влиянию не только на бюджет государства, но и на всю экономику страны в целом. Именно поэтому решение проблемы погашения государственного долга является наиболее важной стороной политики многих развитых и развивающихся стран.
Список использованной литературы:
1. Алёхин Б. Государственный долг. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 302 с.
2. Альшанский Л. Возможен ли американский дефолт? // Рынок ценных бумаг. – 2011. - №6. – С. 27-29.
3. Вавилов Ю. Государственный долг. М., 2000. С. 24-25.
- Воронин Ю. Управление государственным долгом // Экономист. -2006.- №1 - С.58-67.
5. Гладков И. Экономика. – М.: КНОРУС, 2008. – 448 с.
6. Голубицкий С. Запах несвежего чизбургера Бизнес-журнал [Электронный ресурс]:. – 2004. – url: http://offline.business-magazine.ru/2004/55/112943/
7. Голубицкий С. Отсутствие воды в кране Бизнес-журнал [Электронный ресурс]:. – 2007. – url. http://offline.business-magazine.ru/2007/121/285483/
8. Дмитриев В. О механизмах урегулирования суверенных внешних долговых обязательств // Вестник Финансовой Академии. – 2006. - №4. – С. 11-25.
9. Завадский М. Первый корпоративный Эксперт [Электронный ресурс]:. – 2009. – url. http://expert.ru/expert/2009/01/pervuy_korporativnuy/
10. Королев И. Финансовые проблемы США и их влияние на глобальные процессы в валютной сфере // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. - №7. – С. 3-10.
11. Лисин В. Макроэкономическая теория и политика экономического роста. М.: 2004.
12. Мордвинцева А. Государственный и муниципальный долг. 2006. – 32 с.
13. Федоров М. Восстановление – миф, оплаченный государством за счет увеличения своего долга // Рынок ценных бумаг. – 2010. - №8. – С. 14-16.
14. Внешний долг по странам [Электронный ресурс]: The World Factbook. – 2011. – url: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2079rank.html
15. Dilip K. Das. International Finance. Contemporary Issues. N.Y., 1993. P. 471.
16. Jacob A. Frenkel, Michael P. Dooley. Analytical Issues in Debt. IMF. Washington, 1989. – 415 P.
17. Publicdebt [Электронный ресурс]: 2011. – url. http://www.publicdebt.treas.gov/opd/opdpenny.htm
18. World Bank, International Development Association, International Finance Corporation World Bank Annual Report 1990. Washington, 1990.
[1] Гладков И. Экономика. – М.: КНОРУС, 2008. С.128.
[2] Мордвинцева А.Д. Государственный и муниципальный долг. 2006. С.32.
[3]Вавилов Ю.Я. Государственный долг. М., 2000. С. 18.
[4] Вавилов Ю.Я. Государственный долг. М., 2000. С. 24-25.
[5] Гладков И. Экономика. – М.: КНОРУС, 2008. С. 142-143.
[6]Dilip K. Das. International Finance. Contemporary Issues. N.Y., 1993. P. 471.
[7] Jacob A. Frenkel, Michael P. Dooley. Analytical Issues in Debt. IMF. Washington, 1989
[8] World Bank Annual Report 1990. Washington, 1990
[9] Дмитриев В. О механизмах урегулирования суверенных внешних долговых обязательств // Вестник Финансовой Академии. – 2006. - №4. – С. 15.
[10] Дмитриев В. О механизмах урегулирования суверенных внешних долговых обязательств // Вестник Финансовой Академии. – 2006. - №4. – С. 11-25.
[11] Голубицкий С. Отсутствие воды в кране Бизнес-журнал [Электронный ресурс]:. – 2007. – url. http://offline.business-magazine.ru/2007/121/285483/
[12] Завадский М. Первый корпоративный Эксперт [Электронный ресурс]:. – 2009. – url. http://expert.ru/expert/2009/01/pervuy_korporativnuy/
[13] Завадский М. Первый корпоративный Эксперт [Электронный ресурс]:. – 2009. – url. http://expert.ru/expert/2009/01/pervuy_korporativnuy/
[14] Альшанский Л. Возможен ли американский дефолт? // Рынок ценных бумаг. – 2011. - №6. – С. 27-29.
[15] Альшанский Л. Возможен ли американский дефолт? // Рынок ценных бумаг. – 2011. - №6. – С. 27-29.
[16] CIA’s World Fact book, Reuters.
[17] Альшанский Л. Возможен ли американский дефолт? // Рынок ценных бумаг. – 2011. - №6. – С. 27-29.