Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия как мировоззренческая система




Тема 1. Философия и её роль в жизни общества.

Философия как мировоззренческая система.

У каждого человека есть определённые представления о мире. Существуют так называемые мироощущения и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сферой человека. Следует отметить, что некоторые философы не включают практическую деятельность в структуру мировоззрения. В противовес этой точке зрения существует другая, по которой жизненно-практический уровень мировоззрения вырастает из чувственной практики человека.

По характеру формирования и способу функционирования мировоззрение можно представить следующим образом:

 


Мировоззрение можно определить как систему взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. Мировоззрением обусловлены основные жизненные позиции человека, его убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение тесно связано с философией это объясняется тем, что мировоззрение выступает фундаментом индивидуального сознания, на основе которого формируется личность. Можно сказать мировоззрение определяет социальную и нравственную, религиозную и научно-теоретическую ориентацию человека.

В мире нет двух одинаковых людей, у каждого свой духовный мир, что предполагает: человек живёт не каждый сам по себе, но и живёт в пространстве, которое объединяет его с другими людьми. Анализ памятников духовной культуры показывает, что духовный мир человека базируется на основе духовных интересов, жизненных позиций, ценностных ориентациях, уровне знаний. На этой основе и формируется мировоззрение, которое может быть обыденным, религиозным (жизненно-практическим), научным, гуманистическим (теоретическим).

Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле и повседневном опыте. Этот уровень ещё называют жизненной философией. Именно на этом уровне человек включается в социальное и индивидуальное взаимодействие в процессе жизнедеятельности. На формирование этого мировоззрения существенное влияние оказывают национальные отношения, религиозные традиции, образование, уровень духовной культуры. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.

Одновременно этот уровень имеет недостатки, которые преодолеваются на более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню мировоззрения относится философия и наука. Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения можно выстроить и в исторической последовательности. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением общественной потребности в изучении общих принципов бытия и познания.

На этом основании можно сделать вывод, что жизненно-практический уровень мировоззрения находит своё обобщённое выражение в мифологии и религии. А это значит, что мифология и религия и есть предшественницы философии, а теоретический уровень предполагает комплекс представлений человека о себе на основе единства знаний и оценки.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология, которая возникла на ранней стадии общественного развития. На раннем этапе развития человечество в форме мифов, сказаний, преданий пытались дать ответ на вопросы происхождения и устройства мироздания. Значительная часть мифов базируется на космологических представлениях устройства природы.

Известный английский этнограф Б.Малиновский отмечал, что миф в первобытной общины – это не история, а реальность в которой живут древние люди. На основе этого можно сделать вывод, миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образование, синкретическое (от гр. Synkretismos – соединение, нерасчленённость) представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней.

Ещё до появления философии люди находили ответы на важнейшие вопросы мироздания в мифологии и религии, поэтому эти вопросы носили не чисто философский аспект, скорее мировоззренческий. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Так в древнегреческой мифологии у Гомера – процесс творения мира представлялся в виде рождения: в начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос из которого всё возникло мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея, из Хаоса, источника жизни, появилась всё оживляющая любовь – Эрос. Хаос породил Мрак – Эреба и тёмную Ночь – Нюкту. От Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землёй. Гордо поднялись к нему высокие Горы, и раскинулось шумящее Море и т.д.

Миф совмещает в себе два аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом миф связывал прошлое настоящее и будущее. Для древнего человека миф – это реальность, имеющая свою систему ценностей.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой, так как параллельно с мифами существовали различные формы религиозных представлений. Взаимоотношение мифологии и религии и формировали представления человека по различным мировоззренческим вопросам. Исторические особенности мировоззрения связаны с низким уровнем освоения человеком реальной действительности, зависимость от непокарённых сил природы и общественного развития. В этих условиях мировоззренческие аспекты вступали в социальное и индивидуальное взаимодействие в форме образов и символов. По мере развития человеческого общества, совершенствуется познавательный аппарат человека, что позволило осваивать новые формы мировоззренческих проблем. На смену образу и символу приходит разум – Логос.

По своей сути, мировоззрение есть не что иное, как общественное самосознание, воплощающееся в индивиде как единство его нравственных, философских, политических и иных ценностных представлений. Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляды человека на мир в целом, во-вторых, мировоззрение представляет собой отношения человека к окружающему миру.

От чего зависит мировоззрение человека? Прежде всего мировоззрение человека носит исторический характер и связано это с определённой исторической эпохой, в которой происходит формирование взглядов человека на мир. Мировоззрение даёт человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности. Мировоззрение через свою философскую основу даёт людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает человека методами познания и деятельности. На основе содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек в свой деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития.

По мере развития общества, мышления, развития художественного творчества и овладение явлениями природы мифологические образы приобретают разумный характер: возникают представления о богах и героях в образах животных зооморфизм – в древнегреческой мифологии, или в образах людей - антропоморфизм – в греческой мифологии.

На основе этого можно сделать вывод – миф – это самая древняя форма общественного сознания, где отразилась душа народа.

Мировоззрение – это сложное интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов: знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д.

В структуре мировоззрения можно выделит четыре основных компонента:

- Познавательный – это обобщённые знания о картине мира индивида и общества в целом;

- Ценностно-нормативный – это ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы;

- Эмоционально-волевой – это знания, ценности, нормы, убеждения, реализованные в практической деятельности;

- Практический компонент – это реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах.

Зарождение философии – это результат развития духовно-практической и теоретической формы мировоззрения. Философия решала мировоззренческие проблемы посредством разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные друг с другом по определённым логическим законам. В отличие от религии философия выносит на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив потребность в знаниях в виде мировой мудрости. Однако решение мировоззренческих проблем в философии происходит с позиции рациональной оценки – разума.

Философия играет особую роль в становлении и формировании мировоззрения человека. Рассматривая мировоззренческие проблемы, следует знать, что философские проблемы относятся к числу вечных. Философия обогащала духовно-нравственный мир человека, его интеллектуальный потенциал. В тоже время нельзя отождествлять философию и науку, хотя они неразрывно связаны. Отличие науки от философии состоит в том, что наук даёт окончательный ответ на конкретные вопросы, тогда как философия не даёт однозначных ответов.

Философия – это мировоззрение – система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нём человека. Это теоретический уровень мировоззрения, который носит упорядоченный характер. Философия, как форма духовной культуры, унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность взглядов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его предназначение в этом мире. Все позитивные знания, которыми располагало общество к этому периоду нашло своё отображение в философии. Мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный характер. Как отмечал немецкий философ Л.Фейербах (1804-1872 г.г.) - это сближает философию и науку, начало философии является началом науки вообще.

В античном и средневековом обществе не было достаточных стимулов для развития науки. Это объясняется тем, что социальные институты формируются в Европе XVI- XVII веках. Именно с этого времени происходит развитие частных наук, осваиваются отдельные области природы и общества. Философия утрачивает функцию теоретического освоения действительности, что приводит к изменениям в мировоззренческих вопросах.

Каждая эпоха ставит пред человеком проблемы, которые он осваивает исходя из опыта предшествующих поколений. Освоение опыта является исходным пунктом в жизнедеятельности человека. В основе опыта лежат убеждения и форма сознания. В каждом конкретном поступке человека реализованы на основе структуры мировоззрения мысли, чувства, воля.

Идеал личности прекрасно нарисовал Данте:

Я, прочитав над входом в вышине

Такие знаки сумрачного цвета,

Сказал: «Учитель, смысл их страшен мне»,

Он, прозорливый, отвечал на это:

«Здесь нужно, чтоб душа была тверда;

Здесь страх не должен подавать совета».

 

2. Исторические типы философии.

Философы по-разному определяют периоды в истории философии: языческая, христианская, западная, восточная, мусульманская, европейская и т.д. В современной философии выделяют восточную и западноевропейскую, в которых выделяю древнеиндийскую и древнекитайскую, современную философию Индии и Китая, античную, средневековую, Возрождения, Нового времени, Просвещения, современную западную философию, философию отдельных народов. Существует периодизация по школам и направлениям: метафизическая, механическая, идеалистическая, материалистическая, рационалистическая, философия иррационализма, которые охватывают различные школы и течения: схоластика, патристика, немецкая классическая философия, экзистенциализм и т д.

Первые философские учения, как мы с вами уже говорили выше, возникли 2800 лет назад в Индии (веданта и противостоящие ей локаята «лока - мир, учение древнеиндийской философии, тяготеющее материализму и восходящее к добрахманистскому мировоззрению», джайнизм, ранняя санкхья («число, одна их шести древнеиндийских ортодоксальных школ, признающих авторитет Вед», буддизм), в Китае (конфуцианство, моизм, легизм, даосизм) и Древняя Греция, где философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектичекий характер. Атомистический вариант материализма выдвинул Демокрит, диалектику - Гераклит, идеи - Платон. Эти направления получили развитие у Эпикура и Лукреция. Своей вершины античная философия достигла у Аристотеля, создавшего стройную систему научно-философского знания.

При изучении истории философии мы встречаемся с многообразием философских учений, школ, течений, направлений. Первопричиной такого многообразия в историко-философском процессе является философское учение того или иного мыслителя. Философское учение - это система определённых, логически связанных друг с другом воззрений. Учение созданное философом формируется в философские школы - это совокупность философских учений, объединённых базовыми идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же принципов, принято называть течениями. Идейная конкуренция философских школ называют течениями (неопозитивизм, персонализм и т.д.). Наиболее крупные историко-философские образования именуются направлениями – совокупность течений, учений, школ и т.д. В качестве философских направлений можно назвать материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм, иррационализм и др.

Например, в современной философии таким течением является неопозитивизм (основное направление западной философии ХХ в.), персонализм (лат. persona - личность, течение в философии, признающее личность первичной и высшей духовной ценностью) неотомизм и т.д.

Наиболее значительные образования в историко-философском процессе называются философскими направлениями - это совокупность философских течений, школ, которые при расхождении имеют общие положения. Таким образом, развитие философии предстаёт перед нами как столкновение идей, направлений, подходов, принципов. В процессе развития философского процесса меняется предмет философии и способ разрешения философских проблем:

а). У философии нет единого систематизирующего начала,

б). Философы обосновывали противоречащие друг другу положения.

Из этого можно сделать вывод, что философия не способна отыскать истину, это приводит к несостоятельности любых философских воззрений. Подобные взгляды высказывали сторонники скептицизма (с греч. skeptikos - рассматривающий, исследующий, философская концепция сомневаются в возможности познания действительности) Юм, Кант. Противники скептицизма соглашались, что предшествующие философские учения были ложными, стремились «создать единую философию».

Великие философы: Платон, Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Декарт, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Маркс, Ницше и другие объявляли свои философские системы вершиной философии. В течение длительного времени в общественном сознании складывалось представление о том, что многообразие философских учений есть плод деятельности философов.

История названия «философии» есть история культурного значения науки. В процессе утверждения себя в качестве самостоятельного стремления к познанию ради самого знания, наука получает название философии. Философия (от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость, синтетическая форма общественного сознания, объединяющая в себе научно-теоретический и духовно-практический способ освоения человеком мира). Впервые слово «философ» употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580-500 г.г. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Слово «философия» возникло как самоназвание новой дисциплины (по некоторым сведениям, его ввели пифагорейцы). Человека обладающих знаниями называли «софос», то есть мудрец, а человека, обладающего «софией» - мудростью - философом. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона (427-347 г.г. до н. э.)

История свидетельствует, что теоретическая форма обоснования действительности формируется в рамках философии. Первый этап в развитии философии связан с дифференциацией теоретической формы освоения действительности, что нашло своё отражение в системе Аристотеля (384-322 г.г. до н. э.), который выделил: логику - науку о правильном мышлении, психологию - науку о душе, физику - науку о природе, метафизику (собственно философию), учение о первопричинах и общих началах бытия. При этом он называл философию «госпожой наук». Дальнейшая дифференциация теоретической формы философии происходит в средние века (ХVI- ХVII в.в.), когда наука получает самостоятельный социальный статус, сформировались самостоятельные отрасли научного знания: математика, биология, химия и т.д. Философия утратила значение науки наук, но в тоже время происходит формирование более чётких форм универсального теоретического познания. Универсализм - становится характерным признаком философского способа освоения действительности.

С возникновением феодального способа производства господствующим мировоззрением в Западной Европе становится христианство, на первом этапе которого патристика занимает ведущее место (лат. patris - отец, совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей - отцов церкви II- VIII в.в.). На её основе в IХ-ХII в.в. складывается схоластика (лат. scholaktica – учёный), тип религиозной философии проповедующий примат теологии (гр. theos - бог + logos - понятие, учение, соединение догматических предпосылок с рационалистической методикой), которая стремилась к обновлению религиозных догматов. В ХI-ХIV в.в. происходит развитие идеалистических и материалистических тенденций (борьба между реализмом «лат. realis - вещественный, действительный, направление в философии, признающее вне сознания реальность» и номинализмом «лат. nominis - имя, наименование, учение отрицающее онтологическое значение общих понятий»). В эпоху Возрождения с развитием науки и естествознания, произошло освобождение духовной культуры от пут религиозно-идеалистического мировоззрения. В Новое время прогресс опытного знания и науки требовали смены схоластического мышления, развиваются принципы материалистического понимания мира, (но материализм того времени был механическим и метафизическим).

Родоначальником материализма нового времени был Ф.Бэкон (1561-1626 г.г.), считавшим высшей целью науки господство человека над природой. Философия Бэкона соединила в себе натуролистическое миросозерцание с эмпиризмом. Совместно с Т.Гоббсом (1588-1679 г.г.) разработали метод эмпирического (гр. empeiria - опыт, направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания) исследования природы. Р.Декарт (1596-1650 г.г.), основоположник рационализма (фр. rationalisme - разумный, философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей), стремился разработать универсальный метод для всех наук - дуализм «мыслящий». Б.Спиноза (1632-1677 г.г.) противопоставил дуализму Декарта материалистический монизм. Д.Локк (1632-1704 г.г.) развивал сенсуалистическую теорию познания (фр. sensualisme - восприятие, чувство, ощущение, направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания). Идеи противоположные материализму, развивались субъективным идеализмом (разновидность идеализма, отрицает наличие реальности вне сознания субъекта) Д.Беркли (1685-1753 г.г.) и Д.Юма (1711-1776 г.г.). Объективно-идеалистическое учение разработал Г.Лейбниц (1646-1716 г.г.).

Вторая половина ХVIII века стала эпохой, когда обострилась борьба между идеализмом и материализмом в философии, происходит абсолютизация идей в развитии общества, идеалистическое понимание истории (французские философы Д.Дидро, П.Гольбах, и немецкие философы, которые развивали идеалистическую диалектику И.Кант, Г.Гегель). Против идеалистической философии и религии выступал Л.Фейербах (1804-1872 г.г.), развивавший учение антропологического материализма (гр. anthropos - человек + logos - учение, философская концепция, в которой человек рассматривается как мировоззренческая категория, через которую рассматривается система представлений о мире). В России антропологический принцип отстаивал Н.Г.Чернышевский.

Первые исследования исторического развития философии провёл немецкий философ Г. Гегель (1770-1831 г.г.), связав многообразие философии с многообразием действительности, одной из форм постижения которой выступает философия. Таким образом, признавалась ценность каждой философской системы. Связь философии с конкретным историческим процессом, с его религиозными, экономическими характеристиками является особенностью учения Гегеля. Философские системы характеризуются Гегелем как исторические образования, «духовные квинтессенции эпохи» (лат. quinta essentia - пятая сущность в философии античности пятый элемент эфир, противопоставлявшееся земле, воде, воздуху, огню).

Гегелевское учение об историческом развитии философии развивали К.Маркс (1818-1883 г.г.) и Ф.Энгельс (1820-1895 г.г.). В марксизме проблема философского плюрализма приобрела историко-материалистическое разрешение. Рассмотрение философии с позиции общественного сознания определяет её идеологическую функцию, что показывает отражение данной эпохи.

Гегелевской и марксистской философии противостоит экзистенциально-персоналистический подход (от лат. exsistentia - существование, философия существования, от лат. persona - личность, признание личности высшей духовной ценности), представители которого выступают против истолкования философии как отражения. Экзистенциализм противопоставляет сциентистско -технократическому (от лат. scientia - наука, рассматривающая науку как высшую ступень развития человеческого разума) рассмотрению общества проблему человека, взятого в его внутренних характеристиках как непоправимое уникальное бытие - экзистенция. В экзистенциально-персоналистской интерпретации философия не наука, а духовно-практическая форма освоения действительности. Сторонники этого направления настаивают на личном субъективном характере философии, т.е. на личности философа во всём его учении. Такой подход приводит философию в тупик субъективизма, она теряет духовно-нравственное значение для других людей.

Например, французский персоналист Ж. Лакруа (1900-1986 г.г.) заявляет, что значит духовный опыт личности: для верующих это духовная жизнь представленная единством бога; для сторонников экзистенциализма основу составляет иррационально-волевое начало личности. Являясь идеалистом Лакруа утверждает, что марксизм рассматривает человека в плане его социальной сущности, а экзистенциализм ограничивается внутренней жизнью человека.

Философский плюрализм появляется вследствие историчности человека, всех форма его материальной и духовной деятельности. Проблема исторической обусловленности философии определяется исторической эпохой: развитием производства, уровнем духовной культуры, характером общественных отношений, состоянием науки, религии, искусства, традициями. В тоже время признавая историческую обусловленность философских учений, школ, течений не следует забывать и личностное начало - личность философа. Подчёркивая значение личностного фактора в исторической обусловленности философского творчества, следует также анализировать противоречивость историко-философского процесса. Поэтому рассмотрение философии в процессе исторического развития от одной эпохи к другой, от одной культуры к другой позволяет оценить разнообразие философских учений, школ, течений и направлений. В основе философских течений и направлений лежит философская традиция (от лат. traditia - передача, передача духовных ценностей от поколения к поколению).

 

3. Основные философские концепции современности: школа позитивизма, экзистенциализма, неотомизма, философии бессознательного.

Вопросы философии - вечные вопросы культуры: что человек может знать? что он должен знать? в чём смысл и предназначение его жизни? и другие вопросы. Философские идеи обобщают всемирный опыт истории, формируют мировоззренческий уровень и масштаб проблем сближения философии и религии.

«Итак, будучи единой неразделённой наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становится связующим моментом, который объединяет все остальные науки в одно общее познание. Философия каждой эпохи есть мерило той ценности, которую данная эпоха приписывает науке: «и именно поэтому философия является наукой, но выходящей за пределы науки», - так писал В.Виндельбанд (1848-1915 г.г., немецкий философ и историк, основатель баденской школы неокантианства).

«Философия есть искусство познания свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости проникать в запретную сущность мира. Поэтому философия есть творчество, а не приспособление и послушание. В философии совершается самоосвобождение творческого акта человеческого духа в его познавательной реакции на мир», - так писал Н.А.Бердяев (1874-1948 г.г., русский религиозный философ).

По мнению древних философов существует два источника из которых рождается философия: всё наше знание, считал Аристотель, обязано своим происхождением способности человека к удивлению. Чем богаче, сложнее духовный мир личности, тем сильнее развита у него эта способность, что составляет научно-теоретическую компоненту философского знания. А.Энштейн считал, что самой большой и удивительной загадкой мира является то, что он постижим разумом, познаваем. Человеческое отношение к миру есть переживание неизбежности смерти, как считал Сократ, которую и называл вдохновляющим гением философии, что роднит философию с религию и искусством. Трагизм философского сознания, особенно ярко выраженный в философии Востока.

Например, Луций Анней Сенека (ок.5 до н. эры - 65 г.г. н. э) в I веке нашей эры высказал мысль о соотношении необходимости и случайности в судьбе человека: - «Желающего судьба ведёт, а не желающего тащит». Философия чем-то напоминает искусство, говорит Ф.Шеллинг (1775-1854 г.г.) немецкий философ-идеалист.

Философы по - разному определяли периоды в истории философии: языческая, христианская, западная, восточная, мусульманская, европейская и т.д., но начиная с Г. Гегеля периоды в истории философии связывают с историческими эпохами, К. Маркс связывал периоды в истории философии с общественно-экономическими формациями и называл её «живой душой культуры». Отсюда возникли такие периоды философии: «рабовладельческий», «феодальный», «буржуазный», «социалистический».

Философия - «духовная квинтэссенция эпохи». В античной философии квинтэссенция - от лат. quinta tsstntia - пятая сущность, пятый элемент - «эфир» противополагавшийся четырём земным элементам - (воде, земле, огню, воздуху) в качестве основного элемента небесных тел, в средневековой философии - тончайший элемент, составляющий сущность вещей.

Выделяют восточную и западную философию, в свою очередь в восточной называют древнеиндийскую, древнекитайскую, современную философию Индии и Китая; в западной философии - античную, средневековую, Возрождения, Нового времени, Просвещения, современную западную философию. В философских системах выделяют философию отдельных народов: греческую, римскую, индийскую, английскую, немецкую, французскую, арабскую и прочие.

Существует периодизация истории философской мысли по школам, системам и направлениям в философии: метафизическая, механическая, идеалистическая, материалистическая, рационалистическая, иррационалистическая и т.п. Исторический масштаб развития школ и направлений охватывается обобщениями: схоластика, патристика, немецкая классическая философия, экзистенциализм и т.п. Сами школы получили названия: кантианцы, гегельянцы, марксисты, картезианская школа и т.п.

Картезианство - направление в философии ХVII - ХVIII веков, теоретически источником, которого были идеи Декарта (лат. имя Gartesius - Картезий). Картезианство характеризуется дуализмом - разделение мира на две самостоятельные субстанции: протяжённую и мыслящую. В картезианстве получили развитие две самостоятельные тенденции: материалистический монизм - Б.Спинозы и идеалистический окказионализм - А.Гейлинкса (от лат. occasionus - случай, повод, утверждающий невозможность взаимодействия души и тела).

Марксистская философия возникла в результате развития научно-теоретической мысли и была обусловлена социально-экономической и политической небходимостью. Основоположники марксизма К.Маркс, и Ф.Энгельс подвергли анализу социальную действительность на основе диалектики Гегеля и материалистического учения Фейербаха, на основе идей классической буржуазной политэкономии А.Смита и Д.Рикардо, на основе трудов социалистов-утопистов К.Сен-Симона, Ф.Фурье и французских историков времён Реформации О.Тьерри, Ф.Гизо. Являясь обобщение развития общества марксистская философия представляла собой революцию в истории человеческой мысли.

В ХIХ-ХХ веках в Западной Европе происходит распад классической формы идеализма, складывается метафизический (вульгарный - лат. vulgaris - обыкновенный, простой) материализм, отрицая специфику сознания. К.Фохт (1817-1895 г.г.) представитель вульгарного материализма отождествлял сознание с материей, отвергая диалектику. Возникновение позитивизма (субъективно-идеалистическое направление, отрицающее мировоззренческий характер философии) связано с О.Контом (1798-1857 г.г., секретарь Сен-Симона) и Г.Спенсером (1820-1903 г.г.) на идеи, которых оказали влияние агностицизм Д.Юма, кантианство, натурфилософские идеи М.Шеллинга.

Позитивизм (от лат. positivus - положительный) философское направление, основанное на принципе, что подлинное положительное знание может быть получено в результате специальных наук, философия как наука не имеет право на существование. Французский мыслитель О. Конт решительно разрывает с метафизикой в философии, считая, что наука не нуждается в философии. По мнению позитивистов синтез научного знания, за которыми можно сохранить название «философии», являются те, которые сводятся к общим выводам из естественных и общественных наук. Наука не объясняет, а лишь описывает явления.

В 70-80-х г.г. ХIХ века складывается неокантианство (гр. neos - новый + кантианство, направление идеалистической буржуазной философии). Ярким представителем этого направления был И.Кант (1724-1804 г.г.), философия которого носила двойственный характер: признавал существование вещей вне нашего сознания (вещь в себе), в тоже время считая их непознаваемыми (отрицая познаваемость субъективного мира). Неокантианство включает направления и школы ориентирующиеся на «возвращение к Канту»:

n физиологическое направление - Ф.А.Ланге,

n психологическое направление - Я. де Фриза,

n реалистическое направление - Э.Бехера,

n марбургская школа - Г.Когена,

n баденская школа - В.Виндельбанда.

В этот же период происходит становление направлений, противостоящие рациональному познанию: неогегельянство - секулятивная (лат. saecularis - мирской, светский, передача церковных земель в светское владение) философия Ф.Брэдли (1846-1924 г.г.) и Т.Грина (1836-1882 г.г.), выдвинувшие иррационалистическое (лат. irrationalis - неразумный, бессознательный, течение в философии противоположное рационализму) толкование диалектики Г.Гегеля (1770-1831 г.г.). Иррационалистическими являются все религиозные и философские учения, куда следует отнести и панлогизм Гегеля (гр. pan - всё + logos - слово, разум, философский принцип, по которому действительность трактуется как логическое выражение идеи). Классической формой панлогизма является философская система Гегеля, согласно которому подлинная действительность есть воплощение и самосознание мирового разума, самомышление абсолютной идеи. Получили распространение направления позитивизма - махизм (субъективно-идеалистическое направление в философии, эмпириокритицизм - гр. empeiria - опыт + критицизм - критическая философия, критика опыта). Его представитель Э.Мах (1838-1916 г.г.) трактовал познание как средство биологического приспособления к среде, отстаивая принцип экономии мышления.

В начале ХХ века приобрёл значение прагматизм (гр. pragma - действие, практика, разновидность субъективного идеализма) У.Джемса (1842-1910 г.г.), который исходил из толкования истины как практической полезности, отвечающий субъективным интересам индивида. В центре его философии - личность с её переживаниями. Выдвинутая им концепция «радикального эмпиризма», согласно которой дух и материя имеют одно начало. Идеи прагматизма стали основой «реконструкции в философии»: - философия должна не размышлять о первых началах бытия и познания, чем она занималась со времён Аристотеля, а заниматься общим решением этих проблем, которые встают перед людьми в жизненных ситуациях.

Одним из основоположников современной философской антропологии стал М.Шелер (1874-1928 г.г.), поставивший в центре своего учения проблему человека и его места в мире. Это было связано с общим возрастанием интереса к проблематике человека и достижениями естественной науки. Совместно с Плеснером предлагал рассматривать человека в единстве его душевно-эмоциональной сферы, познавательных способностей, культуры, социализации. В дальнейшем эволюционировал к персоналистической метафизике пантеистического типа. В начале ХХ века влияние приобретает неореализм Дж. Э. Мура (1873-1958 г.г.), в котором развивается космологическое направление С.Александера (1859-1938 г.г.), который видел в эволюции скачкообразный (эмерджентный - англ. emergent - внезапно возникающий) процесс. Этическая концепция Мура носит индивидуалистический характер и основывается на критике «этического натурализма», рассматривающего «добро» объективное рациональное понятие.

Как противовес неореализму возникает критический реализм Д.Сантаяна (1863-1952 г.г.), который допуская независимое существование внешнего мира. В отличии от Гуссерля, Сантаяна полагает, что мир сущностей у каждого свой - индивидуален, что приводит его к выводу двух основных категорий - не подлинного и подлинного бытия.

В первой половине ХХ века влияние приобретает персонализм Э.Мунье (1905-1950 г.г.), религиозно-идеалистическое направление, признающее личность высшей духовной ценностью, а весь мир - проявлением активности «верховной персоны» - бога. В середине ХХ века появляется экзистенциализм: «атеистический» А.Камю (1913-1960 г.г.) и религиозный К,Ясперса (1883-1969 г.г.). Выдвигая на первый план проблему человека экзистенциализм рассматривает его не как природное и социальное существо, а как духовную экзестенцию - «возможность существования», реализующуюся в акте абсолютного свободного выбора.

В религиозной философии становится влиятельным течение неотомизм (гр. neos - новый + Thomas - Фома) современная доктрина католицизма, возрождающая основные принципы средневековой схоластики Фомы Аквинского, основанная на принципе «гармонии разума и веры».

Во второй половине ХХ века прагматизм, экзистенциализм, неопозитивизм, утрачивают своё влияние в современной западной философии, их заменяет философская антропология, критический рационализм, современные варианты аналигической философии. Представителями антропологической философии Х.Плеснер (1982-1985 г.г.), А.Гелен (1904-1976 г.г.) пытаются осмыслить научные знания о человеке, но не создают его целостный образ. «Вторая природа» - культура, становится у Гелена ключевым понятием в истолковании человека, а общество и его институты лишь форма, воплощающая биологическую недостаточность человека.

Опыт истории познания показывает, что современная философия опирается на совокупность добытых человечеством знаний. На основе новых знаний философия выдвинула концепцию атомизма (гр. atomos - неделимый, учение о природе, прерывистом строении материи, развитое впервые древнеиндийскими философами в VI веке до н. эры древнегреческим философом Демокритом, Эпикуром, римским философом Лукрецием, М.В. Ломоносовым, Д.И. Менделеевым. Первоначально атомизм был натурфилософской гипотезой, а с появлением химии и физики стал естественно-научным учением), положение о сохранении количества движения, принцип детерминизма, идею развития и др. Разрабатываются современные теории космологии, пространства и времени, принцип самоорганизации и т.п. В центр философского знания выдвинулись проблемы современности: угроза ядерного уничтожения человеческой цивилизации, экологические проблемы, отчуждение человека от порождённых его деятельностью социально-политических структур. Современное общество испытывает острую потребность в выработке новых подходов, мировоззренческих ориентаций, программ человеческой жизнедеятельности.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2700 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.