Экономическое поведение личности
Экономическое поведение
Экономическое поведение – поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, то есть выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода.
Предпосылки экономического поведения:
- экономическое сознание,
- экономическое мышление,
- экономические интересы,
- социальные стереотипы.
При этом каждый из перечисленных феноменов по-своему формирует тот или иной тип экономического поведения.
Техника экономического мышления – это некая предпосылка, которой человек руководствуется в своем поведении; исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления человек предпринимает лишь те действия, которые принесут ему наибольшую чистую пользу (то есть пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиями).
В общении между собой, особенно по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои насущные потребности. Действуя в собственных интересах, люди создают возможность выбора для других, и общественная координация формируется как процесс непрерывного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в ходе их взаимодействия.
В западной теории сложился ряд вариантов классификации экономического поведения.
Например, М. Вебер различает
- экономическое действие и
- экономически ориентированное действие.
Разница между ними заключается в том, что «экономически ориентированное действие» в меньшей степени, чем экономическое, носит рационально направленный характер.
Экономическое поведение как совокупность экономических действий и экономически ориентированных действий может быть направлено на:
- достижение рациональных экономических целей – формальная рациональность, выражаемая численно, или
- экономически нерациональные цели, но детерминированные какими-либо этическими, религиозными, национальными и другими абсолютными ценностями – субстантивная рациональность, не выражаемая численно.
Однако, по мнению Вебера, экономическая деятельность так или иначе ориентирована на определенные конечные цели; будь то этические, политические, утилитарные, гедонистические цели, достижение социального отличия, равенства или чего-нибудь еще.
Пример субстантивной рациональности – обычай восточного предпринимателя, который, открывая дело, нанимает группу родственников или земляков, оказывая им пожизненное предпочтение.
Субстантивная рациональность не может быть определена на основе только формальных расчетов, она также включает отношение к абсолютным ценностям или к содержанию тех определенных целей, на которые она направлена. В принципе, существует неопределенное число возможных стандартов ценностей, которые в этом смысле рациональны. Категория субстантивной рациональности позволяет выразить очень важную идею: единство экономических отношений и тех отношений, которые традиционно остаются за пределами экономического анализа. В действительности экономические отношения «корректируются» той своеобразной формой человеческих отношений, которая присуща той или иной общности людей – будь то кровнородственная, этническая, конфессиональная или любая другая общность. Каждая такая общность действует в определенных экономических отношениях, но эти отношения, в свою очередь, обладают той формой, которая задается отношениями между членами данной общности, концептуальным пониманием человека и его статуса в общественных отношениях. Такая деятельность выходит за рамки рационального экономического поведения. Будем относить ее к иррациональному экономическому поведению.
Для концепций рационального экономического поведения характерно понимание человека, стремящегося исключительно к достижению личной выгоды. Главным экономическим мотивом его поведения является собственный интерес, который в рамках экономическое деятельности проявляется по отношению к повышению своего благосостояния либо денежному накоплению.
Иррациональный тип экономического поведения предполагает также определенную выгоду экономических действий, но выгоду не обязательно в экономических показателях. Помимо дохода и богатства в цели иррационального экономического поведения может входить поддержание моральных, национальных, религиозных и культурных традиций, бездоходное альтруистическое действие и т. д.
Модели экономического поведения
Существует несколько моделей экономического поведения, содержащих механизмы общественной координации.
Первая модель, основанная на методологии английского экономиста и философа А. Смита, строится на признании компенсаторной роли заработной платы в качестве основы экономического поведения субъекта. Функционирование модели детерминируется пятью главными условиями, которые компенсируют малый денежный заработок в одних занятиях и уравновешивают большой заработок в других:
1) приятность или неприятность самих;
2) легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения им;
3) постоянство или непостоянство занятий;
4) большее или меньшее доверие, оказываемое тем лицам, которые занимаются ими;
5) вероятность или невероятность успеха в них.
Эти условия определяют баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида. Альтернативные варианты, выбираемые в каждом из пяти условий зарабатывания денег исходя из склонностей и предпочтений людей, определяют их экономическое поведение.
Вторая модель экономического поведения, основанная на методологии американского экономиста П. Хейне, исходит из того, что экономический образ мышления имеет четыре взаимосвязанные особенности:
1) люди выбирают;
2) только индивиды выбирают;
3) индивиды выбирают рационально;
4) все общественные отношения можно трактовать как рыночные отношения.
Названные условия создают определенный баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида. Делая этот выбор, индивид предпринимает действие, которое принесет ему в соответствии с его ожиданиями наибольшую чистую пользу. При этом чем серьезнее экономические обоснования выбора, тем больше вероятность того, что он будет рациональным.
Необходимыми свойствами-ограничениями экономической теории П. Хейне являются:
1) во-первых, признание безусловной рациональности человека;
2) во-вторых, абсолютизация рационального выбора;
3) в-третьих, акцентирование внимания на возможности осуществления выбора единичным индивидом.
Ограниченность объяснительных возможностей экономической теории П. Хейне преодолевается в ходе создания социологизированной модели экономического поведения. Последняя включает в себя:
1) детерминированные коллективным выбором;
2) иррациональные выборы индивидов, которые часто имеют место в жизни и связаны с присутствием в структуре человеческой психики компонентов бессознательного;
3) действия, детерминированные экономическими интересами и социальными стереотипами.
Согласно этой модели, выбор индивидов в реальной ситуации определяется:
- состоянием баланса рационального и эмоционального в экономическом мышлении;
- подвижностью равновесия нормативного и индивидуального в социальном стереотипе;
- более глубинными причинами (часто не зависящими от них) – их экономическими интересами.
Преследуя свои экономические интересы, люди приспосабливаются к поведению друг друга, соблюдая принятые правила игры, адаптируются к меняющейся ситуации, стремясь получить максимальную чистую выгоду (за вычетом издержек) в результате своих выборов.